TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.12.2021
16:52

Не тяни кота за хвост

    Признаюсь с первых же слов: я хочу осудить Богомолова за его спектакль “Отцы и дети” (2008). Осудить за полное отсутствие вдохновения. А вдохновением лично я считаю . . .

09.12.2021
20:50

Пионерское ли это открытие? (О «Явлении Христа народу»)

    В 1996 году я, кажется, сделал пионерское открытие* (см. тут), что в мире картины “Явление Христа народу” (1837—1857) А. Иванова никто Христа не видит. Сегодня, через 25 лет . . .

08.12.2021
19:22

Обидно

    Какая-то несимпатичная особенность восприятия живописи во мне развилась. Во впервые увиденной репродукции я мгновенно улавливаю ницшеанство её создателя, но при . . .

07.12.2021
15:14

Всё то же: Бог любит Россию

    Энергию этому заглавию дали слова Антона Долина про "автора симпатичной скромной мелодрамы “Итальянец” Андрея Кравчука” (https://www.litmir.me/br/?b=681361&p=5). Этот фильм (2005) . . .

04.12.2021
19:46

Почему мне не нравятся тексты Антона Долина

    Ну вот смотрите – текст 2020-го года о “Карнавальной ночи” (1956): "Открылось множество подробностей, о которых мы забыли – а то и не замечали прежде. Сколько . . .

03.12.2021
13:13

Ну совершенно безумная сложность и тонкость

    Я получил замечание на статью о Мещерине за то, что не поместил такую репродукцию его картины. Мещерин. Морозная ночь. 1908. Ответил я так: “Не попалась. А и попалась . . .

02.12.2021
19:34

Опускаюсь

    Опускаюсь до простого перекопировывания картинок. Они мне нравятся, как и всё, что есть импрессионизм. Тут он – Мещерина. Лишу репродукции рам, расположу просто по хронологии. Вдруг прорежется, что художник стал вырождаться, и с хвалы абы какой жизни станет переходить к хвале отличной жизни.

    Мещерин. Декабрь. 1901.

    Тут Мещерина, наверно, импрессионизм привлёк своей светоносной, хвалебной стороной. Он в его трагическую глубь ещё не проник.

    Мещерин. Зимний вечер. Деревня. 1905.

    Тут его швырнуло в противоположность, в каком суровом месте Россия, северном, тёмном.

    Мещерин. Перед рассветом. В июньскую ночь. 1905.

    А тут уже есть и светоносность, и мизерность жизни? – Мизер – в соломенной крыше. Это признак бедности.

    Мещерин. Лунная ночь. 1905.

    А тут? – В том, что тут пустыня своеобразная: ничего не посеяно. И нет чересполосицы (ту только через год стали уничтожать). Как после нашествия, когда некому было вспахивать и засевать землю.

    Мещерин. Осень. Капустный огород. 1905.

    Тут мизерность в несчастной малости этого огорода. Ну и в том, что капуста не ахти какое престижное растение.

    Мещерин. Осеннее утро. 1905.

    Тут настолько ничто является темой, что и назвать трудно. Уж осень такое нарядное время года… Но не тут.

    Мещерин. Ноябрь. Крылечко. 1905.

    Ну а тут что ничтожно? – Опять соломенная крыша…

    Мещерин. Ноябрь. 1905.

    Будете смеяться, но и тут соломенная крыша себя явила. А вообще, ни про что, собственно. Как бо`льшая часть времени нашей жизни – не вспомнишь, что было.

    Мещерин. Пейзаж. 1905.

    Тут несчастен забор. Если не тропинка вдобавок.

    Мещерин. Летний вечер. 1906.

    А тут? – Тоже мизерность в соломенности крыши и в заброшенности этого заросшего уголка.

    Мещерин. К вечеру. 1906.

    Ну что? Тут тоже соломенная крыша? – Вроде, да. Но главное – заброшенность этого дико заросшего уголка.

    Мещерин. Рассвет. 1907.

    Ничем не выдающееся место.

    Мещерин. Месяц. 1907.

    Тут, кроме всего прочего, мизерность – самого месяца. Его аж еле видно.

    Мещерин. Золотая осень. 1908.

    Вам, читатель, наверно, уже надоело однообразное комментирование. Что вам до того, что мне пеняют за само произнесение слов “формула идеостиля импрессионизма”. Что вам до того, что я защищаюсь от таких пинков.

    А тут, вот, уже и не сообразишь, что отнести к тематической мизерности…

    Не начало ли тут перехода в новый импрессионизм, хвалящий прелесть, а не абы какую жизнь?

    Или тут она всё ещё абы какая, умирающая перед зимой природа…

    Мещерин. Звёздная ночь. 1910-е гг.

    А тут уже вообще пробуддизм какой-то с идеалом как можно меньше чувствовать. Или всё та же, абы какая, жизнь?

    Мещерин. Июньская ночь. 1910.

    То же, собственно.

    Мещерин. Берёза и рябинки. Начало 1910-х гг.

    Для меня трудный вопрос, как художник удерживает свой идеал (здесь – хвала абы какой жизни) в подсознательном ранге после того, как он создаст под вдохновением его первые вещи. Казалось бы, идеал должен перейти в сознание, а художник – в своего эпигона. Хорошо, есть слова Пушкина: “Пока не требует поэта / К священной жертве Аполлон”. Умеет-де художник впадать в транс и из сознания идеал гнать обратно в подсознание. Можно себя успокоить и продолжать считать художника художником. Но. Тревожно. Могу ведь и в ошибку впасть.

    Что если тут вот не изворачивание от нескончаемых несчастий, не импрессионизм, а тихое такое ницшеанство, Абсолют в её скромности – вечной родины своей?.. Но я люблю, за что не знаю сам, её степей холодное молчанье…

    Ницшеанство ж тоже, как и импрессионизм, ценит миг. Только импрессионизм – за того мизерность жизни, а ницшеанство – за близость – по противоположности – мига к Вечности. Здесь – боголюбимая Россия.

    Мещерин. Восход солнца. Этюд. Начало 1910-х гг.

    А тут что-то об абы какой жизни не хочется говорить – такой океан счастья…

    Ну? Начался переход к новому импрессионизму?

    А что стало с нескончаемыми несчастьями? – "В 1910 году Николай Васильевич Мещерин передал некоторые свои картины открывавшемуся Вятскому художественному музею” (Википедия).

    Ибо…

    "Время оказалось не очень благосклонным к Николаю Васильевичу Мещерину и его произведениям: художник не упоминается в основных трудах по русской живописи рубежа XIX - начала XX веков, его имя можно найти лишь в сносках отдельных монографий. В альбомах, посвященных русской живописи в собраниях региональных музеев, не воспроизводятся работы Н. Мещерина. Автор исследования о "Союзе русских художников" Н. Лапшин, рассматривая основные направления объединения и останавливаясь на творчестве наиболее ярких художников, имя Н.В. Мещерина приводит в тексте лишь "через запятую". И только в недавней книге В. Манина "Русская пейзажная живопись", в главе о русском импрессионизме, можно прочитать о Н.В. Мещерине как о художнике, начавшем заниматься живописью около 1900 года, чьи произведения почти не сохранились, и в лучших работах которого все же чувствовалась определенная "недоученность". В книге опубликована единственная иллюстрация Мещерина - "Сирень" из собрания Ивановского областного художественного музея” (http://www.plyos.org/stat/ples-levitan-2009-02.html).

    Мещерин. Поля. 1911.

    Вот тут уж точно не абы какая жизнь, а могучая. Абсолют родины. То, чем и занимались в “Союзе русских художников”.

    Мещерин. Иван-чай. 1912.

    И тут никакой не импрессионизм. А потуга на передачу русской характерности.

    Мещерин. Оттепель. Березы. 1913.

    То же самое, но более удачно.

    Что: он покинул импрессионизм?

    Мещерин. После дождя. 1913.

    Выходит, покинул.

    Мещерин. Пейзаж. Поляна. 1914.

    Нет. Хвосты остались… И что тут от мизера? – Место, какое и запомнить невозможно.

    Мещерин. Стадо на выгоне. 1915.

    Вот. Лишнее доказательство, что воспевание Абсолюта (Родины), уносит прочь от действительности. – На дворе Первая мировая война, а тут…

    Впрочем, и импрессионизм не оперативен.

    Мещерин. Восход солнца. 1916. Этюд.

    Мещерин. Восход солнца. 1916. Этюд.

    Мещерин. Восход солнца. 1916. Этюд.

    Мещерин. Восход солнца. 1916. Этюд.

    Мещерин. Восход солнца. 1916. Этюд.

    Мещерин. Хмурое утро. 1916. Этюд.

    Рассмотренные вместе, эти этюды говорят, что война всё же тронула творчество художника.

    Но тут его жизнь и кончилась.

    3 ноября 2021 г.

01.12.2021
10:28

А что, если это насмешка?

    Я говорю вот об этой картине. Вермеер. Географ. Около 1668-1669. Вещи раскиданы, некоторые на полу. К дорогущей скатерти никакого почтения. А главное – я разглядел две . . .

30.11.2021
15:11

Вериги

    Кто-нибудь узнает про мои заботы и пожмёт плечами: дурью мается человек. Что это за дурь? Во-первых, это чтение романа. Для тех, кто не читает, само это уже дурь. Я . . .

29.11.2021
16:35

Кухня

    Можно ли из некомпетентного – раз – и стать компетентным? По дороге научиться и стать? Обожаю идти в темноте к свету. Я сидел, читал статью про искусствоведение . . .

26.11.2021
22:37

Это возмущает

    Возмущает практика “в лоб” натяжек для цели восхваления знаменитого художника. Климт. Три возраста женщины. 1905. Холст, масло. "Дитя прижимается к матери. Оба . . .

25.11.2021
15:10

Поймал на проговорке (о Микеланджело)

    Один смелый человек, в заглавии взяв на себя обязанность сказать, в чём смысл фрески Микеланджело “Сотворение Адама” (1511), написал: "…чтобы пальцы были . . .

23.11.2021
12:55

Может ли понравиться безобразное?

    Может ли понравиться безобразное? – Может. Если оно сложно устроено, а вам удаётся эту сложноустроенность распутать как выражающую идеал автора. Я не знаю, как при . . .

22.11.2021
20:23

Хвала наобуму

    Из-за того, что слишком часто искусствоведы отказываются говорить о конкретной картине, о её художественном смысле, не отправляются от её деталей, или говорят до . . .

21.11.2021
17:37

Неисповедимы пути знания

    Есть два способа выражения вдохновения (подсознательного идеала): образом и противоречием, которое рождает катарсис. Поскольку второй способ сложнее, он как-бы . . .

19.11.2021
16:57

Мне всё можно

    Я, наверно, единственный, кто позволяет себе оперировать не принятой в науке об искусстве категорией “подсознательный идеал автора”. Поэтому я могу себе . . .

18.11.2021
13:05

Безответственное впечатление

    B> Хочу, по крайней мере, начать с него – с безответственного впечатления. Так случилось, что первая в жизни репродукция “Моисея” (1932) Эрьзи мне попалась такая . . .

17.11.2021
19:22

«Сад» Степновой – яркая хвала абы какой жизни

    Я чуть не до половины книги дочитал “Сад” (2019) Степновой, когда спохватился, что не пишу параллельно отчёта о чтении. Ошеломило меня чтение. Было как-то не до . . .

16.11.2021
13:06

Всё-таки сломленный

    Я про Иткинда пишу. Советская идеология претендовала на мировой приоритет в борьбе за Справедливость, а практика являла очень уж много примеров нарушения этой . . .

13.11.2021
23:14

И опять Глебова

    Это продолжение мыслей, помещённых тут и тут. Я подумал, что пафос серединности должен прослеживаться у Глебовой во всех темах. Следовательно, корёжение натуры у . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100