Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
06.01.2022 |
Разочарование от Андрея Смирнова
|
05.01.2022 |
|
04.01.2022 |
|
02.01.2022 |
Как плохо я отвечал на выпад против наезда на Андрея Кончаловского
|
01.01.2022 |
|
30.12.2021 |
Польза шаблона (о мультфильме “Нос, или Заговор «не таких»”)
|
28.12.2021 |
Ну-ка… Поиздеваемся над собой…
|
27.12.2021 |
|
26.12.2021 |
Позор мне, пусть то было только в мыслях... Или всё же...
|
25.12.2021 |
|
24.12.2021 |
Блеск и нищета художника Тимошина
|
22.12.2021 |
|
21.12.2021 |
Хвала Шмиту Без Шмита я б не разгадал художественный смысл рассказа Паустовского “Дождливый рассвет” (1945). Идеал его – типа Высокого Возрождения (гармония низкого и высокого). Тоскливый-тоскливый такой рассказ. Дождь, ночь, услуга, оказываемая майором Кузьминым из вежливости. Сосед по койке в госпитале попросил лично передать письмо в Наволоки любимой, Ольге Андреевне, с которой у него какие-то нелады. А Кузьмин в неё с первого взгляда влюбился. И та, похоже, что-то подобное. И они так подходят друг другу… Она – молодая и красивая. Он, сорокалетний – выглядит… "никто бы не дал ему больше тридцати лет”. Оба свободные. Но некрасиво, не по-русски, обнаружить свои чувства так быстро. И он не остаётся тут, а едет дальше, где ему предписано выздоравливать от ранения. А она даже не махнула ему с берега в ответ, когда он отплывал. А они – родственные души. "На столе действительно лежала раскрытая книга. Кузьмин встал, наклонился над ней и, прислушиваясь к торопливому шепоту за дверью и шелесту платья, прочел про себя давно забытые слова: И невозможное возможно, Дорога дальняя легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенным взор из-под платка…”. – Это – высокое: традиционализм, высокая нравственность поступков. Чужие должны вести себя друг с другом как чужие. А низкое – ницшеанство, не побоюсь этого слова. Это, в частности, когда с острой болью переживаешь преходящесть мига, то есть, собственно, аж целый Порядок на Этом свете, с его скучной причинностью и отсутствием Абсолюта. То есть идеал – бегство в метафизическое иномирие, без времени, например. ""Остаться бы здесь на весь отпуск, – подумал Кузьмин. – От одного воздуха все пройдет, все неприятности после ранения. Снять комнату в домишке с окнами в сад. В такую ночь открыть настежь окна, лечь, укрыться и слушать, как дождь стучит по лопухам””. ““Ночь, дождь шумит по пустым садам, чужой городок, с лугов несет туманом, – так и жизнь пройдет”, – почему-то подумал Кузьмин. Снова ему захотелось остаться здесь”. “Кузьмин прислушался к стуку капель. Веками мучившая людей мысль о необратимости каждой минуты пришла ему в голову именно сейчас, ночью, в незнакомом доме, откуда через несколько минут он уйдет и куда никогда не вернется”. “Все хорошее почти всегда проходит мимо. Вы понимаете? – Не очень, – ответила Ольга Андреевна и нахмурилась. – Как бы вам объяснить, – сказал Кузьмин, сердясь на себя. – С вами тоже так, наверное, бывало. Из окна вагона вы вдруг увидите поляну в березовом лесу, увидите, как осенняя паутина заблестит на солнце, и вам захочется выскочить на ходу из поезда и остаться на этой поляне. Но поезд проходит мимо. Вы высовываетесь из окна и смотрите назад, куда уносятся все эти рощи, луга, лошаденки, проселочные дороги, и слышите неясный звон. Что звенит – непонятно. Может быть, лес или воздух. Или гудят телеграфные провода. А может быть, рельсы звенят от хода поезда. Мелькнет вот так, на мгновение, а помнишь об этом всю жизнь”. Вот звон и есть образ принципиально недостижимого метафизического иномирия, только тем и хорош образ, что как бы обретает художник сверхвласть – как бы достигает недостижимое. "И невозможное возможно”. Итак, таково в рассказе низкое. А что же даёт их столкновение? Сравнение со “Скучной историей” (см. о ней тут) Чехова. Там тоже двое влюблённых друг в друга людей. Но он – старик глубокий, она – молода очень и является его приёмной дочерью. – На то Чехов – ницшеанец. Этим двоим сойтись – надо наплевать на всё и всех на свете. Они воздерживаются, и – неизбывная тоска Этого мира, из которого убежать бы в метафизическое иномирие. А у Паустовского совсем другая ситуация. Кончается война (он два месяца назад уже на Висле ранен. Операция завершилась в феврале. Плюс два месяца – это уже апрель. А ещё его в отпуск отправили). Вероятнее всего майор Кузьмин останется в живых. Ничто ему не мешает после демобилизации (а для выздоравливающих она начнётся сразу) вернуться в Наволоки и спросить у старухи, где в Москве искать Ольгу Андреевну, если та успеет вернуться в Москву. И – гармония низкого и высокого угадывается от их столкновения. Хотя бы потому, что очень тоски нагнал Паустовский в рассказе. Раз тоска – то идеал противоположный: радость. Самое смешное, что даже угадывать не пришлось. Достаточно было посмотреть (тут) на мой разбор рассказа Паустовского 1946 года. Там тоже идеал типа Высокого Возрождения. Идеалы же, превращаясь (по Шмиту) один в другой, делают это за долгий промежуток времени. А тут – только год прошёл. Что значит теоретическая оснащённость… . Остаётся вечный и проклятый вопрос: подсознательный ли это идеал у Паустовского? В 1945 году было, думаю, странностью писать такой тоскливый рассказ. А странность – указатель на именно подсознательный идеал. Козеренко (младший). Иллюстрационная разработка. К. Паустовский. “Дождливый рассвет”. 1978. Бумага, акварель. Вот с иллюстрацией тяжелее решить. В рассказе аж в названии есть столкновение противоположного: дождливый – рассвет. И в рассказе есть такой его неотъемлемый элемент, как дата создания – 1945, подсказывающая, что пессимизма тут быть не должно. А иллюстрация, и дождливость и рассветность изобразив, не имеет такой многозначительной даты создания. Что там было великого в 1978 году в СССР? Нейтронную бомбу сделали? В Афганистане победила национально-демократическая революция? Не тянет. Вот если б в связи с достижением ядерного паритета, появилась бы тенденция отмены тоталитаризма и перехода к настоящему социализму (это когда самодеятельность ежедневно теснит потакающее государство вплоть до того уничтожения, что было б наступлением коммунизма), тогда б ещё было туда-сюда. Но этой тенденции не чуялось. Вероятнее всего, что просто Козеренко младшему пришло в голову иллюстрировать рассказ Пастернака. То есть это даже не прикладное искусство. 21 декабря 2021 г.
|
20.12.2021 |
Энергия заблуждения или Стул Татлина
|
19.12.2021 |
|
17.12.2021 |
|
16.12.2021 |
|
13.12.2021 |
|
12.12.2021 |
|
11.12.2021 |
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"