TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.10.2021
16:46

Не зарвёмся, так прорвёмся 13 сентября

    Хочу недоговорённость продлить. Она такая:

    "…позволяет поэту проявить характерные для его мышления приемы — например, нарочитую приблизительность отрицательных сравнений…

    …такую же нарочитую приблизительность встречаем и в самых известных стихах: “Не ветер бушует над бором, // Не с гор пробежали ручьи, // Мороз-воевода дозором // Обходит владенья свои”. Тоже странно: “поступь” Мороза сопоставлена с шумом тающих весенних ручьев… Но Некрасову зачем-то необходима эта “приблизительность”, идущая как будто от поэтики устного народного творчества” (В. А. Кошелев. “Перечёл всего Жуковского…”: О поэтическом самоопределении Некрасова).

    Мороз-воевода

     

    ….Не ветер бушует над бором,

    Не с гор побежали ручьи,

    .

    Мороз-воевода дозором

    Обходит владенья свои.

    .

    Глядит — хорошо ли метели

    Лесные тропы занесли,

    И нет ли где трещины, щели,

    И нет ли где голой земли?

    .

    Пушисты ли сосен вершины,

    Красив ли узор на дубах?

    И крепко ли скованы льдины

    В великих и малых водах?

    .

    Идет — по деревьям шагает,

    Трещит по замерзлой воде,

    И яркое солнце играет

    В косматой его бороде.

    .

    Забравшись на сосну большую,

    По веточкам палицей бьет

    И сам про себя удалую,

    Хвастливую песню поет:

    .

    “…Метели, снега и туманы

    Покорны морозу всегда,

    Пойду на моря-окияны —

    Построю дворцы изо льда.

    .

    Задумаю — реки большие

    Надолго упрячу под гнет,

    Построю мосты ледяные,

    Каких не построит народ.

    .

    Где быстрые, шумные воды

    Недавно свободно текли —

    Сегодня прошли пешеходы,

    Обозы с товаром прошли.

    .

    Богат я, казны не считаю,

    А все не скудеет добро

    .

    Я царство мое убираю

    В алмазы, жемчуг, серебро…”

    1863 г.

    Есть ли ещё приблизительность? – Айсберги сотворены морозом на суше из снега, а не из морской воды, ему всё же не настолько подвластны "моря-окияны”, чтоб построить "дворцы изо льда”. Торосы на дворцы совсем не похожи. Да и айсберги – тоже.

    Независимость от нравственности тоже некая "приблизительность”.

    "Семантическая основа манеры зрелого Некрасова ориентирована на целостное приятие мира прежде всего простым человеком, который не обременен ни философскими сомнениями, ни моральными условностями. Мир, который его окружает, жесток — и поневоле человек, собирающийся выжить в нем, тоже бывает жестоким. Этот мир нравственно не определен — и человек в нем, тоже поневоле, становится неустойчив в своих поступках и стремлениях: не придумывает заранее заданных планов и обещаний. Наконец, этот мир косноязычен — и человеку в его пределах не до “гармонической точности”” (Там же).

    Вот и Мороз-воевода. То он радуется, что вредит людям, то, что помогает им.

    "Метели” в его власти. Ими он заметает "Лесные тропы”, мешает людям охотиться. Через "трещины, щели” в людских строениях он вымораживает помещения. И горе, если у кого не хватит топлива для обогрева. А заморозив реки, он, наоборот, обеспечивает "Обозы с товаром” дорогой.

    Даже в точном, казалось бы, сравнении:

     

    Я царство мое убираю

    В алмазы, жемчуг, серебро, -

    есть "приблизительность”. Глагол несовершенного вида "убираю”, что видом обозначает, своей неограниченностью во времени: щедрость ("Богат я, казны не считаю”) или расточительность (сыплет блестящим снегом на уже им посыпанное)?

    Точно, как Россия, богатая и бедная одновременно.

    Самое неожиданное – что совсем не обязательно Некрасов плакальщик о несчастном народе. Вот – наоборот: могучий он.

    .

    Надо Некрасова тут реалистом признать. Особенно, глядя на окружение. Западники рисовали утопию просвещения народа на западный лал, славянофилы, наоборот, утопию, что он и так нравствен. И не видят те и другие реального народа. А Некрасов – видит.

    13 сентября 2021 г.

09.10.2021
20:58

Мне аж страшно…

    Нет правда… Ну посудите сами. Звезды ясные, звезды прекрасные Нашептали цветам сказки чудные, Лепестки улыбнулись атласные, Задрожали листы изумрудные. . И . . .

08.10.2021
12:27

Рак рыба

    Деваться мне некуда, занять голову нечем, и я решил попробовать прочесть и понять рассказ Борхеса “Смерть и буссоль" (1944), хоть это, вроде, и детектив. Борхес же . . .

07.10.2021
16:35

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…

    Не поняв, как всегда с рассказами книги “Выдумки” Борхеса, с первого захода рассказ “Секта Феникса”, я при втором заходе решил ознакомиться со всем в рассказе, . . .

05.10.2021
16:31

Риск – благородное дело

    Где-то когда-то я слышал (или прочёл) эту пышную фразу, и что-то меня заставило её применить для заглавия к разбору (который не известно состоится ли) трёх последних . . .

03.10.2021
10:24

Да здравствует, мол, упрощенство!

    Я рекомендую перед прочтением статьи рассказ “Три версии предательства Иуды" прочесть, он короткий. . Начну с одного интимного признания, о котором не стыдно . . .

01.10.2021
10:29

Раскованный Ковальчук?

    Из-за того, что для многих то, чем я занимаюсь (придание слов подсознательным идеалам авторов произведений неприкладного искусства), является мутью, у меня есть . . .

30.09.2021
21:26

Всё ли напрасно?

    Меня поразил рассказ Борхеса “Тайное чудо” (1944). Сухостью. Вообще речь в рассказе о смысле персональной жизни. Она с железной необходимостью губится ради (это . . .

30.09.2021
00:55

Кто вы, художник Ульянов?

    Выдано подозрение, что я не смел – тут – сравнивать страшное “Распятие” Ге с ещё более страшным “Криком” Мунка. Хоть и есть хорошее правило не обращать . . .

29.09.2021
03:59

Щелчок мне по носу (о Перове и Чернышове)

    Смешно, что я прочёл и не понял этой фразы об ультракритически настроенном передвижнике Перове: "Как раз из совокупности, циклической последовательности . . .

27.09.2021
22:40

Пониматель

    Я понимаю Максима Кантора. Он художник, писатель, историк искусства и эссеист. И, казалось бы, не ему так ляпнуть: "Невозможно славить казарму как идеал . . .

27.09.2021
02:10

Мне посоветовали…

    Мне посоветовали почитать про Веласкеса у Максима Кантора… С чем я буду не согласен?.. . "Сказать, что изображенное истинно и отстаивает правду – значит уже . . .

26.09.2021
01:44

Трёп

    Вот трёп: "Вот спрошу вас: знаете вы о картине “Триумфы” Андреа Мантеньи, почти уверен, что никто из вас даже не представляет о наличие данного произведения — а . . .

23.09.2021
21:04

Попытка высосать?..

    Я прослушал совершенно замечательную лекцию Михаила Иванова “Протестантизм в искусстве” (https://www.youtube.com/watch?v=g6JtU8vYRsI). С прекраснейшим разбором вот этой картины: . . .

23.09.2021
09:28

Но какой соблазн!..

    Как-то я гулял по извивающейся набережной вдоль берега моря и думал, что могло навести предчеловека на начертание прямой линии. Где он мог прямую линию видеть . . .

22.09.2021
15:45

Я потом признаюсь, если окажусь не прав

    А пока… На меня такое накатило… Предслёзное… (Я, наверно, плача умру, если умирать буду в каком-то физически немучительном состоянии.) Обожаю ницшеанство за его . . .

21.09.2021
21:06

Блуждания мысли

    Сначала я было подумал воспользоваться мыслью Лыскова, что надо считать начало ХХ века в России Великой русской революцией 1905-1922 годов. В том смысле, что для . . .

20.09.2021
09:54

Власть тела над душой (об одном автопортрете Попкова)

    На днях я с возмущением послушал, как возмущался один инакомыслящий по поводу закона о просветительской деятельности. (Он введён в апреле этого года.) . . .

19.09.2021
21:32

Фишер – ловец душ несчастных

    Я сделал несколько попыток вычитать на русском языке где-то что-то осмысленное об этой скульптуре и не смог. Фишер. Большая глина № 4. 2015. Алюминий. Временное место . . .

18.09.2021
12:12

Нечистый Рейн

    Хочется порой большей сложности в преодолении материала. Кублановский Рейн в переводе с немецкого – чистый. . С чего начать? Теряюсь… Выгодно подвести к не . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100