TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


23.10.2021
08:56

Из искры возгорится ль пламя?

    Я имею редкую возможность наблюдать, как у потенциально способного человека улучшается художественный вкус. А художественность я понимаю по-своему – как чуяние . . .

20.10.2021
11:19

Ну как можно до такой степени себя не понимать?!.

    Хорошо, что я не стал художником – слишком рассудочен. Не зря я думаю, что изо всего, что я в детстве и юности нарисовал, я теперь считаю только одну картинку . . .

17.10.2021
20:01

Я – против!

    Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Исх. 20:7 Как тут: "— Давай толкай, — сказал Птицелов, — я попробую завести… Это аккумулятор разрядился. Он . . .

16.10.2021
20:18

Ересь

    Читатель, вам бы понравились такие пейзажи? 1320-1325. 1320- 1325. 1295 - 1300. Это – освобождённые от святых и ангелов картины Джотто. Так вот, представьте, что вы живёте в XIII . . .

15.10.2021
09:13

Позиция идиота

    У меня, сознаю, идиотская позиция. Ну в самом деле: я претендую на то, что меня озаряет знание подсознательного идеала автора, который сознанию автора не был дан. Я, . . .

14.10.2021
21:15

Отчего так заласкан авангард?

    Не кокетничаю: я плохо устроен – достаточно мне задать себе трудный вопрос, как тут же появляется мой вёрткий двойник и предлагает вариант ответа. На грани XIX и ХХ . . .

13.10.2021
17:26

Надо просто не бояться ставить точки над i

    Я пишу это в “День Гнева”. Может, сойдёт мне, раз я атеист? . Я даже возьму и пойду на крайность: в первых же строках выдам самый перец. Пусть это и будет выглядеть . . .

12.10.2021
09:43

Я получил возражение

    Я получил возражение, дескать, как может Фофанов быть декадентом (см. тут) и катить бочку на декадентов. И приведено было в доказательство стихотворение . . .

11.10.2021
16:46

Не зарвёмся, так прорвёмся 13 сентября

    Хочу недоговорённость продлить. Она такая: "…позволяет поэту проявить характерные для его мышления приемы — например, нарочитую приблизительность . . .

09.10.2021
20:58

Мне аж страшно…

    Нет правда… Ну посудите сами. Звезды ясные, звезды прекрасные Нашептали цветам сказки чудные, Лепестки улыбнулись атласные, Задрожали листы изумрудные. . И . . .

08.10.2021
12:27

Рак рыба

    Деваться мне некуда, занять голову нечем, и я решил попробовать прочесть и понять рассказ Борхеса “Смерть и буссоль" (1944), хоть это, вроде, и детектив. Борхес же . . .

07.10.2021
16:35

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…

    Не поняв, как всегда с рассказами книги “Выдумки” Борхеса, с первого захода рассказ “Секта Феникса”, я при втором заходе решил ознакомиться со всем в рассказе, . . .

05.10.2021
16:31

Риск – благородное дело

    Где-то когда-то я слышал (или прочёл) эту пышную фразу, и что-то меня заставило её применить для заглавия к разбору (который не известно состоится ли) трёх последних . . .

03.10.2021
10:24

Да здравствует, мол, упрощенство!

    Я рекомендую перед прочтением статьи рассказ “Три версии предательства Иуды" прочесть, он короткий. . Начну с одного интимного признания, о котором не стыдно . . .

01.10.2021
10:29

Раскованный Ковальчук?

    Из-за того, что для многих то, чем я занимаюсь (придание слов подсознательным идеалам авторов произведений неприкладного искусства), является мутью, у меня есть . . .

30.09.2021
21:26

Всё ли напрасно?

    Меня поразил рассказ Борхеса “Тайное чудо” (1944). Сухостью. Вообще речь в рассказе о смысле персональной жизни. Она с железной необходимостью губится ради (это . . .

30.09.2021
00:55

Кто вы, художник Ульянов?

    Выдано подозрение, что я не смел – тут – сравнивать страшное “Распятие” Ге с ещё более страшным “Криком” Мунка. Хоть и есть хорошее правило не обращать . . .

29.09.2021
03:59

Щелчок мне по носу (о Перове и Чернышове)

    Смешно, что я прочёл и не понял этой фразы об ультракритически настроенном передвижнике Перове:

    "Как раз из совокупности, циклической последовательности эпизодов, изображенных в этих трех картинах, возникает образ жизни, где преданы забвению и попраны все святыни. И это, поразившее всю жизнь, зло такого рода, что перед ним меркнут “отдельные казусы”. По-видимому, именно эта более важная и серьезная тенденция, касающаяся жизни в целом, и непреложная уверенность в священной обязанности обнародовать этот диагноз сделала художника, в свою очередь, неуязвимым к “подозрениям в неблагонадежности”, исходящим от блюстителей общественного спокойствия” (К. Алленова. https://www.litmir.me/br/?b=571521&p=3).

    Мне потребовалось прочесть эту мысль в другом месте второй раз:

    "Быть может, эти две картины

    Перов. Гитарист-бобыль. 1865. Учитель рисования. 1867.

    - тот редкий у Перова вариант жанра, который позволяет воссоздать мироощущение самого художника, прошедшего полосу надежд и осознавшего утопичность возможности скорого “исправления” жизни путем показа ее неприглядности “в картинах”” (https://www.litmir.me/br/?b=571521&p=6), -

    чтоб её понять.

    В тех "Крестном ходе" и "Проповеди в селе", можно сказать, идеал трагического героизма (как "Вот-вот и взойдёт" Высоцкого через 100 лет: вот-вот он разбудит своим криком спящую с войны гражданственность народа, и заболевший социализм будет спасён!").

    Только, когда я сообщал своему окружению, - надёжному, чтоб не донесли в КГБ, - это сведение, оно для них оказывалось открытием (слишком вбито было в головы этого окружения, что у нас социализм, и что он не болен, и что мы идём в коммунизм, который наступит не к 80-му году, как сказал дурак Хрущёв, но наступит когда-то там в будущем скором). mТо есть для моего окружения моё озарение о подсознательном идеале было откровением. (А чем иным, как не подсознательным идеалом, такое содержание могло быть, если оно никому в сознание без меня не приходило?)

    А с Перовым, получается, подобное было ясно блюстителям общественного спокойствия и они его и наградить не запретили, и поехать заграницу стажироваться тоже.

    (Может, и Высоцкий для КГБ был так же ясен, как Перов для охранки, раз Высоцкий тоже оставался выездным и т.д.? Может, потому же и я, не избегший преследования КГБ, не был преследуем слишком настойчиво?)

    Но. Раз я аж не понял с первого чтения то, что я указал, то… у первоначального Перова что: есть нецитируемый смысл?!?

    Наибольшее зло со мной то, что я теперь забыл, что этот нюанс уже обсуждал (см. тут) и Перова осудил.

    Но нет худа без добра.

    Дочь умницы М. Алленова, написавшая процитированную книгу о Перове, своим иллюстрированным интервью одним, навела меня (словами своего папы), на настоящее озарение насчёт такого чуда-юда:

    Михаил Чернышов. Удвоение I. 1976. Холст, масло, битумный лак.

    То не важно, что я удвоения тут не нашёл. Может, оно где-то и скрыто. Или автор хорошо знает, что иллюстраторство (очевидное ЧТО – ЧЕМ выражено) неискусством считается?

    "В конце 1961 года меня заинтересовало смещение симметрии к краю плоскости листа в соотношении 1:2 для каждого последующего элемента (композиция “Удвоение I”)” (https://vladey.net/ru/artwork/5864).

    Вообще-то это неправда. Горизонтальные координаты от края в пикселях такие: 26,5 - 63 - 160 - 400. Отношение имеющихся чисел друг к другу такое: 2,31 - 2,53 - 2,5. Я не думаю, что тут просто ошибка копирования, при которой утрачено истинное начало отсчёта. Чернышов, возможно, просто с плохим глазомером.

    Но возмущает умственная заданность этого 1:2.

    Она подтвердила то, о чём у меня было озарение (ещё не рассказанное).

    М. Алленов писал:

    "Не признавалось служение официозу по причине его “непрогрессивности”, но постоянно сохранялся сам принцип “служения”, то есть несвобода <…>” (Алленов. История русского искусства. Кн. 2. М., 2000. С. 202).

    Так такая же несвобода и у Чернышова! Раз официоз за натуроподобием выраженную социальность какую-то, то – в пику этому – свобода, мол, от натуроподобия и социального. А на самом деле что*?

    .

    Я кончил статью, поставил в канал и за полночь лёг спать довольный. И всю ночь мне снился дурной такой сон-недовольство собой, тем не менее, как я понял его утром. Или это был сон наяву и приснился утром перед просыпанием… – Такой.

    Передо мной лист бумаги со смешанным текстом: нехудожественным и художественным. И художественный материально отличается от нехудожественного. Мука заключалась в том, что я хотел, всмотревшись, понять, чем именно художественный отличается от нехудожественного. И каждый раз всматривание обрывалось просыпанием-мол, ибо этого не могло быть (в том, наверно, заключалось управление сном полусознанием). То в художественном каждое слово было взято в венчик в виде цветочка, то художественное было просто другим цветом написано, то в виде аппликации наклеено.

    Проснувшись совсем, я понял недовольство во сне. Не материально оно, отличие художественности от нехудожественности. Для К. Аленовой, бравшей интервью у другой женщины о передаче Третьяковской галерее коллекции картин – можно было понять – что вещь Чернышова – искусство. Но я почему-то уверен, что, прочти они обе моё вот это двойное разоблачение “Удвоения I", для них бы оно тоже перестало быть искусством, как и изонегодования Перова. Причём нисколько не изменившись материально.

    4 сентября 2021 г.

    *- А можно ли к другим вещам той коллекции применить то же рассуждение?

    - Вполне. Ведь тот или иной полный уход от фигуративности в знак протеста против действительности открыт был за полвека до того в протесте от скуки Порядка. С другой стороны СССР считался царством несвободы и принуждения искусства к социальности. – Вот это и образовывало несвободу реакции: уходу в давно открытую нефигуративность. Проблема только найти свою нишу в ней.

    Рогинский. Пол. Метлахская плитка. 1965.

    4.09.2021.

     

     

     

27.09.2021
22:40

Пониматель

    Я понимаю Максима Кантора. Он художник, писатель, историк искусства и эссеист. И, казалось бы, не ему так ляпнуть: "Невозможно славить казарму как идеал . . .

27.09.2021
02:10

Мне посоветовали…

    Мне посоветовали почитать про Веласкеса у Максима Кантора… С чем я буду не согласен?.. . "Сказать, что изображенное истинно и отстаивает правду – значит уже . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100