TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.10.2021
16:46

Не зарвёмся, так прорвёмся 13 сентября

    Хочу недоговорённость продлить. Она такая: "…позволяет поэту проявить характерные для его мышления приемы — например, нарочитую приблизительность . . .

09.10.2021
20:58

Мне аж страшно…

    Нет правда… Ну посудите сами. Звезды ясные, звезды прекрасные Нашептали цветам сказки чудные, Лепестки улыбнулись атласные, Задрожали листы изумрудные. . И . . .

08.10.2021
12:27

Рак рыба

    Деваться мне некуда, занять голову нечем, и я решил попробовать прочесть и понять рассказ Борхеса “Смерть и буссоль" (1944), хоть это, вроде, и детектив. Борхес же . . .

07.10.2021
16:35

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…

    Не поняв, как всегда с рассказами книги “Выдумки” Борхеса, с первого захода рассказ “Секта Феникса”, я при втором заходе решил ознакомиться со всем в рассказе, . . .

05.10.2021
16:31

Риск – благородное дело

    Где-то когда-то я слышал (или прочёл) эту пышную фразу, и что-то меня заставило её применить для заглавия к разбору (который не известно состоится ли) трёх последних рассказов в сборнике Борхеса “Выдумки”. В отличие от предшествующих рассказов сборника, я прочёл их один за другим в надежде что-то понять, раз они по авторскому предисловию к сборнику приставлены к остальным, написанным в 1944 году. – Полным дураком себя чувствуешь по прочтении каждого. Впечатление, что с этими дело гораздо тяжелей, чем с предыдущими, которые тоже с первого прочтения не давалось понять.

    Именно понять. Потому что, в результате, оказывалось, что никаким подсознательным идеалом Борхес вдохновлён не был, а движим был замыслом под воздействием идеала осознаваемого, идеала мещанской жизни, рациональной, серенькой, но уютной, без залётов.

    Три последних рассказа, вроде тоже являют собою протест против жизни не мещанской, героической и трагической. Со страстями. Скрытая насмешка, вроде. Не знаю только, можно ли это доказать.

    Но попробую.

    Если предположить, что фамилия Рекабаррен немецкая (на манер Эттинген), и помнить, что предыдущие рассказы 1944 года были так или сяк направлены против нацистской исключительности, то этот лавочник, который со "спокойствием… воспринял когда-то грубость и запустение этого континента” (Южной Америки), это беглый нацист в Аргентину. Он здешнее существование неисключительных, по его мнению, людей настолько презирает, что, когда жизнь его наказала параличом, он отнёсся к этому с безразличием, в которое он впал с поражением нацизма. Это его, парализованного, голос слышится в авторском:

    "Привыкнув, подобно животным, жить только настоящим, он смотрел на небо, размышляя о том, что…”.

    Какая ему разница после поражения великой нацистской идеи жить в Аргентине здоровым или парализованным? Это так и так жизнь мещан, то есть животная жизнь.

    Или всё-таки нет. Он, и смирившись, не смирился где-то. Если он в Германии был ницшеанцем (из-за мерзости мира идеалом имел метафизическое иномирие), активным демонистом, то теперь он пассивный демонист (пробуддист), с идеалом малочувствия. Он мало, но всё же глубоко чувствует. – Продолжение цитаты такое:

    "…о том, что багровый цвет полной луны предвещает несчастье”.

    И ницшеанство, и пробуддизм – внеисторические мироотношения, если крайнее разочарование во всё-всём мыслимо думать возникающим в конкретном человеке когда угодно. (Меня на такую мысль толкает то, что оба эти мироотношения возникают и возникают в течение ХХ века да и теперь то и дело. Можно, конечно, счесть, что просто всё новейшее время таково, что рождает и рождает крайнее разочарование. Тогда я зря придаю ницшеанству и пробуддизму внеисторичное качество.)

    Так или иначе, после создания Борхесом сборника своих рассказов появился в Чили такой художник, который выражает, по-моему, настроение этого Рекабаррена.

    Бассо. Луна на восходе. 2019.

    "Залитая закатным солнцем равнина казалась нереальной, будто пригрезившейся во сне. На горизонте появилась точка, она росла, пока не превратилась во всадника, скакавшего по направлению к лавке”.

    “Равнина была всюду одной и той же. Над ней сияла луна”.

    “Бывает час, когда равнина будто силится сказать что-то. Но никогда ничего не говорит, а может быть, никогда не смолкает, только мы ее не слышим или не понимаем речей, невыразимых, как музыка”.

    Борхес, по-моему, с большой честностью дал в своём авторском голосе голос поверженного фашиста.

    Почему он так щедр?

    Потому что дал образ страстного – как назвать? – антибандита, негра.

    "…утверждают, что аргентинский расизм проявляется множеством уникальных способов, которые связаны с историей, культурой страны и различными этническими группами, которые взаимодействуют в стране” (Википедия).

    Борхес так же честно, как и с беглым нацистом, даёт общепринятую уничижительную точку зрения в стране на негров:

    "Мелодия [негра] казалась [Рекабаррену] жалким лабиринтом, который то скручивается, то раскручивается”.

    “Негра, понятно, никто в расчет не принимал”.

    У него нет имени.

    Мартин Фьерро, - неясно какого характера он убийца, но явно кумир многих (на вороном коне, в пончо и широкополой шляпе), - говорит с ним на ты и вызывающе презрительно.

    Зато Борхес наделил негра деликатностью, мягкостью, страстностью и месть этому Мартину Фьерро (смерть) за убийство брата семь лет назад квалифицирует как "свое праведное дело”. А самое главное:

    "Завершив свое праведное дело, он снова стал никем. Точнее, незнакомцем, которому уже нечего делать на земле, ибо он убил человека”.

    Вот это отдаёт "такою способностью всемирной отзывчивости”, как Достоевский сказал о Пушкине, что можно только подивиться.

    Нет, сам Борхес не страстный. Мещанский идеал таким качеством не обладает.

    Но, дав во всей красе нациста Рекабаррена, убийцу Мартина Фьерро и им противоположного негра, Борхес отдал дань этой своей осознаваемой ценности, которую мало кто избирает своим идеалом.

    7 сентября 2021 г.

03.10.2021
10:24

Да здравствует, мол, упрощенство!

    Я рекомендую перед прочтением статьи рассказ “Три версии предательства Иуды" прочесть, он короткий. . Начну с одного интимного признания, о котором не стыдно . . .

01.10.2021
10:29

Раскованный Ковальчук?

    Из-за того, что для многих то, чем я занимаюсь (придание слов подсознательным идеалам авторов произведений неприкладного искусства), является мутью, у меня есть . . .

30.09.2021
21:26

Всё ли напрасно?

    Меня поразил рассказ Борхеса “Тайное чудо” (1944). Сухостью. Вообще речь в рассказе о смысле персональной жизни. Она с железной необходимостью губится ради (это . . .

30.09.2021
00:55

Кто вы, художник Ульянов?

    Выдано подозрение, что я не смел – тут – сравнивать страшное “Распятие” Ге с ещё более страшным “Криком” Мунка. Хоть и есть хорошее правило не обращать . . .

29.09.2021
03:59

Щелчок мне по носу (о Перове и Чернышове)

    Смешно, что я прочёл и не понял этой фразы об ультракритически настроенном передвижнике Перове: "Как раз из совокупности, циклической последовательности . . .

27.09.2021
22:40

Пониматель

    Я понимаю Максима Кантора. Он художник, писатель, историк искусства и эссеист. И, казалось бы, не ему так ляпнуть: "Невозможно славить казарму как идеал . . .

27.09.2021
02:10

Мне посоветовали…

    Мне посоветовали почитать про Веласкеса у Максима Кантора… С чем я буду не согласен?.. . "Сказать, что изображенное истинно и отстаивает правду – значит уже . . .

26.09.2021
01:44

Трёп

    Вот трёп: "Вот спрошу вас: знаете вы о картине “Триумфы” Андреа Мантеньи, почти уверен, что никто из вас даже не представляет о наличие данного произведения — а . . .

23.09.2021
21:04

Попытка высосать?..

    Я прослушал совершенно замечательную лекцию Михаила Иванова “Протестантизм в искусстве” (https://www.youtube.com/watch?v=g6JtU8vYRsI). С прекраснейшим разбором вот этой картины: . . .

23.09.2021
09:28

Но какой соблазн!..

    Как-то я гулял по извивающейся набережной вдоль берега моря и думал, что могло навести предчеловека на начертание прямой линии. Где он мог прямую линию видеть . . .

22.09.2021
15:45

Я потом признаюсь, если окажусь не прав

    А пока… На меня такое накатило… Предслёзное… (Я, наверно, плача умру, если умирать буду в каком-то физически немучительном состоянии.) Обожаю ницшеанство за его . . .

21.09.2021
21:06

Блуждания мысли

    Сначала я было подумал воспользоваться мыслью Лыскова, что надо считать начало ХХ века в России Великой русской революцией 1905-1922 годов. В том смысле, что для . . .

20.09.2021
09:54

Власть тела над душой (об одном автопортрете Попкова)

    На днях я с возмущением послушал, как возмущался один инакомыслящий по поводу закона о просветительской деятельности. (Он введён в апреле этого года.) . . .

19.09.2021
21:32

Фишер – ловец душ несчастных

    Я сделал несколько попыток вычитать на русском языке где-то что-то осмысленное об этой скульптуре и не смог. Фишер. Большая глина № 4. 2015. Алюминий. Временное место . . .

18.09.2021
12:12

Нечистый Рейн

    Хочется порой большей сложности в преодолении материала. Кублановский Рейн в переводе с немецкого – чистый. . С чего начать? Теряюсь… Выгодно подвести к не . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100