Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
22.06.2021 |
|
21.06.2021 |
Это скучное-скучное голубое небо
|
20.06.2021 |
Боже! До чего же я ничтожен! (Рассуждения о Бабеле)
|
19.06.2021 |
|
18.06.2021 |
|
17.06.2021 |
Почему покончил с собой Борромини
|
16.06.2021 |
Неожиданная нынешняя актуальность романа «В окопах Сталинграда»
|
15.06.2021 |
|
11.06.2021 |
"Патриотическое" стихотворение Ахматовой
|
10.06.2021 |
Бунт на корабле. (О «малых голландцах».)
|
09.06.2021 |
Его хвалят, хвалят. Лубенникова
|
08.06.2021 |
Прелесть зауми. (Фильм «Два в одном» Киры Муратовой)
|
07.06.2021 |
Польза глуховатости. (Фильм «С училища»)
|
06.06.2021 |
Попробуем разоблачить Кандинского
|
05.06.2021 |
Читается, всё-таки, эта Нечитайло
|
04.06.2021 |
|
03.06.2021 |
Колобок, который ото всех ушёл
|
02.06.2021 |
Не читайте про Нечитайло, правды не напишут
У меня иногда впечатление, что вокруг заговор, а я, как тот ребёнок из андерсеновской сказки про голого короля. "В памяти предстал Кузнецкий мост. Московская выставка молодых художников. Вернисаж. Толчея. Взволнованные лица. И вдруг встречаю Василия Нечитайло. Мы подходим к большому холсту: на картине молодая женщина, две маленькие девочки с цветами и книгами, на фоне — конный красногвардеец как символ героического прошлого… Нечитайло К. Воспоминание о революции. 1980. — Это полотно написала моя дочь Ксения, — проговорил Василий Кириллович. — Вот она на картине стоит с дочками, моими внучками, Настей и Машей. За ними на коне их прадед, мой отец Кирилл Никитович… Я глядел на своеобычный, интересно решенный холст “Воспоминание о революции” и сразу понял гордость большого мастера за свою дочь-художницу, талантливую, со своеобразным, ни на кого не похожим голосом… Пристально вглядываясь в картину и видя радость в глазах Нечитайло, я еще крепче уверовал в значимость и современность реалистической живописи, обладающей древним и вечно юным ликом. “Писать ярче” — этот завет отца не забывают и стараются исполнить дочь Ксения и сыновья Дмитрий и Сергей — молодые художники, уже по-разному заявившие о себе как дарования свежие, разные. Такова преемственность поколений. Молодые… Ведь им создавать искусство XXI века. Как важно в судьбе каждого большого мастера чувствовать рядом с собою плечо верного друга, единомышленника. Таким товарищем был у Василия Нечитайло еще с юности, с институтской скамьи Юрий Кугач. Вместе они учились, защищали свои дипломы, показывали из года в год новые полотна на больших выставках. Конечно, их искусство, как, впрочем, творчество всех художников-реалистов, было разным, но приверженность к станковой живописи, любовь к природе, человеку, к сочному, полнозвучному языку русской живописной школы общими. . . . . . . . . . . . . . Словом, всего лишь один взгляд на шедевр живописи перенесет вас в ту эпоху, в то время, в которое жил и творил художник. Но для этого мастер должен целиком принадлежать своему времени. И чем цельнее и мощнее эта его приверженность, тем великолепнее и бессмертнее его творения. … На крытом пестрой тканью старинном массивном диване, стоящем в углу, лежит ярко-желтый медвежонок — плюшевая кукла. Ее забыла Настя, внучка художника. Рядом, на стене мастерской, мы видим ее портрет, сияющий радостью бытия, свежестью, улыбкой. — Василий любил жизнь, — говорит Юрий Кугач. . . . . . . . . . . . . . — Тема последней картины Василия “Красные партизаны” — кардинальная тема всей его живописи, — продолжает Кугач. — А если сказать точнее — лейтмотив всей его жизни. Нечитайло В. Красные Партизаны. 1980. Ведь придя в институт, он предстал перед ребятами как сын донских степей. Мы узнали из его рассказов о годах гражданской войны на Дону, о поднятой целине в Сальских степях, и он казался нам иногда парнем из легенды, о которой мы читали только в романах или стихах” (Долгополов. Мастера и шедевры. Т. 3. https://info.wikireading.ru/274332). Такое впечатление, что Василий Нечитайло вполне доволен был произведением дочери не только по формальному признаку – "Писать ярче” и "современность реалистической живописи” – но и по идейному – "любил жизнь”. Ибо революцию понимал, как созидание, а любовь к жизни и созиданию выражать естественно по его мнению – это натуроподобно. И все слепы к черноте на картине Ксении, к тому, что трое стоящих стоят так, что, в общем, не имеют отношения к тому, на каком фоне они стоят. Разве что красный свой пионерский галстук старшая девочка в руке теребит, а у младшей в руках цветочки цвета, имеющего отдалённое родство с красным – фиолетового. Правда, как и конь под легендарным дедом. Но. По-моему, тут такое воспоминание о революции, которое издевательством можно назвать. Это нарисовано за несколько лет до перестройки и гласности, когда массово стали хаять революцию, но. Ксения могла вращаться в соответствующих кругах… Много что в своей картине она отметила насмешкой (примитивизмом изображения): и дочек, как-то всё же причастных к воспоминанию о революции, и деда. (Надо ли перечислять, что именно носит черты примитивизма? – До карикатурности тонкие ноги старшей дочки, ультраподробность причёски младшей, нелепость её позы, схематичность лиц обеих, да и деда тоже, неестественность и его позы, да и коня. Да и чернота, “в лоб” обозначающая негативное отношение.) И только брюки… "В 70-е начали появляться джинсы клеш, но мне в джинсах было некомфортно. В центральном аппарате джинсы считались неприличными” (https://www.wonderzine.com/wonderzine/style/style/205237-soviet-70s). И только на брюках Ксения оттянулась как мастер живописи. Бархат нарисован натуралистически. – Даёшь вещизм! Объявленный официально врагом строя. Если что в изображении и роднит дочь и отца, так это шаблон: натуроподобием выражать своё положительное отношение. Шаблон, не имеющий ничего общего с искусством в ХХ веке. Может, на это и намекает Манин: "…рассудочно подходит к теме Ксения Васильевна Нечитайло (род. 1942) в картинах “Брат из армии вернулся” (1976), “Гурзуф начала века” (1978), “Воспоминание о революции” (1980) и др. В примитивизме сказывалась диалектика разностей, из-за чего образ или обострялся, или вообще пропадал, будучи облечен в форму, далекую от реальности. Иными словами, возникало впечатляющее противоречие между правдивым ситуационным содержанием и неправдивой или неадекватной ему визуальной формой.” (Манин. Русская живопись ХХ века). Нечитайло К. Брат из армии вернулся. 1976. В раньше написанной вещи издевательство не такое грубое. Но всё-таки не снять в квартире головной убор она своего военного заставила. И это называется искусством? 7 июля 2019 г.
|
01.06.2021 |
Ненависть к нам Киры Муратовой. (Фильм «Чеховские мотивы»)
|
31.05.2021 |
|
<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"