TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


06.02.2021
13:04

Почему Велимир Хлебников так выкаблучивался

    В самое последнее время мне повезло объяснить самому себе общие и конкретные причины резкого деформирования натуры и вообще общепринятого футуристами.

    Причины того же деформирования другими так называемыми авангардистами мне были ясны давно – крайнее разочарование в действительности, настолько крайнее, что в их подсознании явился позитивный идеал принципиально недостижимого метафизического иномирия, который есть противополюс тоже позитивного, принципиально достижимого христианского идеала Царствия Божиего на небе для бестелесных прощённых душ грешников, того света – короче.

    Почему позитивен идеал иномирия?

    Потому что осознаваемая его часть: “над Добром и Злом” (вседозволенность сверхчеловеку), - достижимая и аморальная является материалистичной, посюсторонней и сверхмещанской в своей антимещанскости. А иномирие-то подсознательно и недостижимо. И потому лишается какой бы то ни было мещанскости, материалистичности и аморальности. Плюс позитивности иномирию придаёт возможность художникам дать его образ, а восприемникам – этот образ воспринять сколько-то и сознанием, хоть вообще-то восприемник все подсознательные идеалы воспринимает тоже подсознанием и не факт, что в акте последействия искусства до сознания восприемника иномирие дойдёт.

    К тому же позитивности иномирию добавляет соседство (историческое – по времени возникновения, и логическое) декадентства. Декаденты настолько разочаровались в действительности, что никуда из неё не бегут ни подсознательно, ни осознанно. А осознанно декаденты воспевают Зло или просто приемлют. – Это хуже иномирия (с обычной точки зрения), и потому иномирие позитивно.

    Но иномирие при его позитивности – пессимистично всё же. Ибо принципиально недостижимо.

    Его необычность для обычных людей поддерживает его пребывание в категории подсознательного. Потому что, как ни необычны ницшеанцы, исповедующие иномирие неосознанно, что-то от обычных людей в них остаётся (мещанство), и они в мещанство то и дело скатываются (не 24 часа же в сутки парить в эмпиреях {пока не требует поэта к священной жертве Аполлон}). Вот у ницшеанцев и находится иномирие в подсознании устойчиво, заставляя каждое новое поколение ницшеанцев совершенствовать образ иномирия всё большими искажениями действительности.

    Итак, ницшеанцы – ультрапессимисты.

    Но футуристы-то – ультраоптимисты. Откуда у них тяга деформировать натуру и всё-всё?

    Я заподозрил, что общим ответом могут быть угрызения совести.

    Очень хорошо это объясняет Маяковского: того во время арестов за революционную деятельность охранка убедила эту деятельность бросить и пойти целиком в искусство. И вот революционер на собственном примере погрузился в переживание предательства революции и стал изо всех сил вымещать досаду на интеллигенции, которая после поражения революции 1905 года массово революцию предала. Собственная вина так обострила переживания Маяковского, что он вытеснил эту боль в подсознание, а оно, больное, распорядилось натуру и правила корёжить. А не славить революцию с чистой совестью и потому просто и понятно.

    Где-то то же – с футуристической живописью Кульбина. Он, учёный, а не только художник, сочувствовал интеллектуальным мукам Планка, открывшего для физики микромира постоянную Планка, но не могущего принять отличие законов этого микромира от законов макромира.

    То же удалось помыслить и относительно первых итальянских футуристов. Те воспевали первичную индустриализацию Италии, запоздавшую, и потому страдания народа от неё выпячивались на фоне Франции и Англии, где первичная индустриализация была уже в прошлом, и страдания от неё подзабылись. Имея нечистую совесть из-за народного страдания, оптимизм итальянских футуристов оказался тоже болен искажением натуры.

    Но что ущемило Хлебникова? Он социальным революционером не был. А по второму его стихотворению выходит, что он был против материального прогресса, нагрянувшего на Россию.

    Что там?

    Там выпад против поезда. Тот дал возможность не перегонять стада животных для продажи пешим ходом этих животных, а погрузить, скажем, 40 боровов в вагон, и привезти их за день-два через тысячи километров к месту забоя для потребностей большого города. При этом можно сэкономить на сопровождении – пастуха подсадить в вагон с боровами только при подъезде к месту назначения.

    Озлённый на такие прогресс и рационализм, Хлебников взял и назначил пастуху быть съеденным оголодавшими за дорогу боровами.

    Погонщик скота, сожранный им

     

    В ласкающем воздухе леготе,

    О, волосы, по плечу бегайте.

    Погонщик скота Твердислав

    Губами стоит моложав.

    Дороги железной пред ним полотно,

    Где дальнего поезда катит пятно.

    Или выстукивай лучше колеса,

    Чтоб поезд быстрее и яростней несся,

    Или к урочному часу спеши

    И поезду прапором красным маши.

    Там за страною зеленой посева

    Слышишь у иволги разум напева.

    Юноша, юноша, идем и ты

    Мне повинуйся и в рощу беги,

    Собирай для продажи цветы,

    Чугунные уже зашатались круги.

    Нет, подъехал тяжко поезд -

    Из железа темный зверь -

    И совсем не беспокоясь

    Потянул погонщик дверь.

    Сорок боровов взвизгнуло,

    Взором бело-красных глаз

    И священного разгула

    Тень в их лицах пронеслась.

    Сорок боровов взвизгнуло,

    Возглашая: смерть надежде!

    Точно ветер дуя в дуло,

    Точно ветер тихий прежде.

    Колеса несутся, колеса стучат!

    Скорее, скорее, скорей!

    Сорок боровов молчат,

    Древним разумом зверей урчат!

    И к задумчивому вою

    Примешался голос страсти:

    Тело пастыря живое

    Будет порвано на части.

    1906-1908

    Казалось бы, какой же Хлебников будетлянин, если он против технического прогресса?

    А оказалось, что он скорее…

    "Называя себя будетлянином, Хлебников хотел быть всевремянином и видеть жизнь и историю во всемирном масштабе. В письме к художнику П. Митуричу он писал, что в моменты высшего прозрения “…теряется чувство времени, кажется, что стоишь неподвижно на палубе предвидения будущего. Чувство времени исчезает, и оно походит на поле впереди и поле позади, становится своего рода пространством…”” (Хайруллин. https://magazines.gorky.media/ra/2019/9/prostranstvo-vremya-bessmertie-v-tvorchestve-velimira-hlebnikova.html).

    В приведённом стихотворении следом этого необычнейшего настроения является предвидение, помещённое в конец стихотворения. А, возможно, и одушевление боровов ("разгула / Тень в их лицах”, “страсти”), поезда ("Из железа темный зверь”), иволги ("у иволги разум напева”). А может, и нарушение порядка слов ("разум напева” вместо “напев разума”, "Губами стоит моложав” вместо “стоит, моложав губами”, "Дороги железной” вместо “железной дороги”). – С необычностью имеете дело, - как бы шепчет нам подсознательный идеал Хлебникова. И состоит он, идеал – в чём-то, противоположном смерти. Идеал в бессмертии, что ли… Опираясь на абракадабру физики микромира, каким-то чудом известную недоучке Хлебникову. Он знал французский язык, но Эйнштейн свои работы по теории относительности публиковал на немецком. Зато две из них на русском языке существовали в 1905 году: “К электродинамике движущихся тел” (1905)) и “Зависит ли инерция тела от содержащейся в нем энергии” (1903).

    Ну и откуда эта всевремянность у Хлебникова взялась?

    "…поражение в Цусимском сражении в 1905 году во время Русско-японской войны и подтолкнуло тогда еще начинающего молодого поэта, студента Казанского университета, к поиску “законов времени” с целью, по выражению Хлебникова, “найти оправдание смертям”” (Хайруллин).

    Игра в разбираемом стихотворении с законами времени, как видим, слабоватая.

    Но прочувствовать эту игру во всевремянность и в более адекватных ей произведениях, как рассказывает Хлебников – проблема:

    "В “Кузнечике”, в “Бобэоби”, в “О, рассмейтесь” были узлы будущего — малый выход бога огня и его веселый плеск… родина творчества — будущее. Оттуда дует ветер богов слова” (http://hlebnikov.lit-info.ru/hlebnikov/proza/articles/svoyasi.htm).

    Я б больше понял, если б Хлебников корёжение слов объяснил стеснительностью из-за своей необычности отношений с будущим.

     

    Бобэоби пелись губы,

    Вээоми пелись взоры,

    Пиээо пелись брови,

    Лиэээй — пелся облик,

    Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

    Так на холсте каких-то соответствий

    Вне протяжения жило Лицо.

    <1908 — 1909>

    (Буква “э” у Хлебникова была написана курсивом, и означала, наверно, ударность. Тогда, возможно, нарастание числа “э”, падение и полное исчезновение означают процесс. Процессы протекают во времени… Может, это такой особый палиндром – обратимость времени?)

    Сомнительный такой детский оптимизм в неприятии смерти. Где искажения слов – от сомнительности.

    Можно ли мыслить, что подсознательный идеал (всевременности) распорядился так всё корёжить, а сознанию – молчать со своей критикой?..

    Если можно, то Хлебникова можно простить. Он же был в изменённом психическом состоянии – вдохновении, когда это писал.

    24 декабря 2020 г.

03.02.2021
21:30

Как я подловил Сологуба

    Был такой Иванов-Разумник, так интересен он тем, что, что я у него ни прочту, то обязательно оказывается верным с точностью до наоборот. Последнее неверное (1910 года, . . .

02.02.2021
21:14

Можно ли что-то ответить на упрёки Боровиковскому?

    Упрёки такие: 1) "художник… над индивидуальностью образов особенно и не заморачивался - достаточно было просто примерного сходства с моделью… У всех одинаково . . .

31.01.2021
22:58

Жалко нас

    Когда-то, давным-давно, в эпоху застоя, так называемого, помнится, прочёл я в газете (а что я выписывал? “Известия” и “Литературную газету”) шутливые слова . . .

29.01.2021
14:02

Я читаю «Чертёж Ньютона» Иличевского

    Во-первых, почему я выставил личное местоимение вперёд? – Потому что искусство существует только в душах автора и восприемников. В книге, если это роман, акта . . .

28.01.2021
13:17

Как противостоять овертону в фильме «Громкая связь»

    Хорошо, то есть без истерики, ровным тоном (то есть холодно перечисляя протаскивание хэппи эндом к нам в норму супружеских измен, гомосексуализма, ранних половых . . .

27.01.2021
21:41

И потянул я кота за хвост

    Когда-то, читая большую книгу Кандинского об искусстве, я так проникся его ненавистью к буржуазному строю, использующему произведения живописи как валюту, что, . . .

27.01.2021
20:35

Почему художники впадают в формализм

    Мгновенный, пока бездоказательный и общий ответ: от колоссальнейшего разочарования во всём Этом свете. – Докажу позже. Я только что испытал потрясение некоторое . . .

26.01.2021
13:41

Смысл ненаписанной пьесы Сологуба

    Я не с ума сошёл, а просто Сологуб написал в 1908 году эссе “Театр одной воли”, в котором описал, каким он представляет театр нового типа, пригодного для выражения . . .

26.01.2021
13:39

Смысл ненаписанной пьесы Сологуба

    Я не с ума сошёл, а просто Сологуб написал в 1908 году эссе “Театр одной воли”, в котором описал, каким он представляет театр нового типа, пригодного для выражения . . .

26.01.2021
13:37

Смысл ненаписанной пьесы Сологуба

    Я не с ума сошёл, а просто Сологуб написал в 1908 году эссе “Театр одной воли”, в котором описал, каким он представляет театр нового типа, пригодного для выражения . . .

24.01.2021
20:48

Почему художники впадают в формализм

    Мгновенный, пока бездоказательный и общий ответ: от колоссальнейшего разочарования во всём Этом свете. – Докажу позже. Я только что испытал потрясение . . .

24.01.2021
00:47

Ура профанам! О музыке Высоцкого

    Я не только не имею музыкального образования, но и лишён какого-то умения связывать видимое со звучащим. Это обнаружилось, когда один уличный музыкант, около . . .

22.01.2021
21:55

Психологически: откуда у футуристов энергия искажения

    Я не успокаиваюсь, пока мне не становится ясной психологическая причина возникновения вдохновения художника. С другой стороны мне ясно, что вдохновение – суть . . .

21.01.2021
22:36

Экстраординарное в фильме «Седьмое небо» 1971 года

    Дилижан, лирическое вступление Когда-то, лет 60 назад, я время измерял от отпуска до отпуска. А отпуска знаменовались, каждый, своей женщиной. Дома не только некуда . . .

20.01.2021
15:47

Написал (о Пуссене), но сомнение грызёт

    Где-то прочёл я, что “Пейзаж с Геркулесом и Какусом” есть пейзаж героический. Что интуитивно признаёшь верным. Наверно, из-за скалистости горы-защитницы от . . .

19.01.2021
13:28

Зачем Пуссен преувеличил рост Геркулеса или Ошибки Кургиняна и Пуссена

    Что сказал 10 декабря Кургинян? "…кто суверен? Либо суверен монарх, как это было в условиях монорелигиозного государства. Либо суверен народ. Да?... Если народ . . .

18.01.2021
13:41

Лживые бравуры из-за 110-летия выставки «Бубновый валет»

    Лживые в виду верных слов таких: "…все авангардные течения искусства ХХ века апеллировали к мрачным, драматическим, негативным переживаниям и чувствам” . . .

16.01.2021
18:42

Метаморфозы великого художника Бирштадта

    Начну с исповеди по поводу таких вот репродукций, при всей красоте содержащих, на мой взгляд, что-то пугающее. Бирштадт. Гроза в Скалистых горах. 1859. Бирштадт. На . . .

15.01.2021
14:28

Продолжаю серию разоблачений про подмену интернет-ресурсом искусствоведения развлекаловкой

    Меня глубоко пронзило разоблачение Никитой Михалковым желания Грефа оглупить народ России, чтоб им было легче управлять: лишить глубокого образования. Ещё меня . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100