TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


15.10.2020
10:56

Фильм "Ржев" Копылова - провокация

    Я стал смотреть этот фильм из-за огромного уважения к Ржевской битве, о которой узнал совсем недавно. Мой постоянный теперь оппонент, человек, хронически . . .

14.10.2020
10:41

Порассуждаем

    Рассуждать будем о поэме Маяковского “Про это” (1923). "В конце 1922 года Брик одновременно с Маяковским имела длительный и серьёзный роман с руководителем . . .

13.10.2020
10:11

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Пятое продолжение.

    В общем, моя затея провалилась: мне не удаётся все действия и замыслы Дягилева объяснять его стихийным художественным вкусом, который совпадает с моей . . .

12.10.2020
13:12

Ответ в общем-то единомышленнику Арсению Замостьянову, заместителю главного редактора журнала “Историк”

    Он: "Потеряю истинную веру, Стыдно мне за наш СССР. Значит, она всё-таки была — истинная вера, и поэт её связывал с некими советскими постулатами, проверенными . . .

11.10.2020
08:25

Убогий - у Бога

    Моё настроение в начале лета можно было бы назвать “велей злобой” на тот мир и тот век, в который я заброшен по милости благого провидения. Хлебников. На днях . . .

09.10.2020
17:38

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Четвёртое продолжение.

    Что меня тревожит – это что Дягилев обиделся, что его не взяли в мистическое религиозное общество Мережковского и Гиппиус. – А какого чёрта ему, ницшеанцу и около, . . .

08.10.2020
09:17

Символизм ли это?

    Я волком бы выгрыз и эклектизм!.. Ну как, скажите, можно сочетать символизм с модерном? "...интернациональный по характеру вариант модерна, который представляет . . .

07.10.2020
12:35

Зря забытый художник

    Я до сего дня не знал о существовании художника Ф. Боткина. Наткнулся на него, прочитав “фэ” знаменитого Стасова на выставку, организованную Дягилевым в 1898 году: . . .

05.10.2020
09:14

Передаваемая в дар коллекция включает... Андрея Кузькина...

    Мне, читатель, для разгона нужно начать с себя. Может, когда разгонюсь, я это сотру. Вчера я впервые прочёл, кто такие бэби-бумеры. Оказалось, это про меня, хоть я . . .

04.10.2020
20:56

Почему художник мечется и туда и сюда

    Может ли смерть быть привлекательной естественно? Надо, наверно, рассказать, как я дошёл до такого вопроса. Мне (см. тут) привелось рассматривать картину . . .

03.10.2020
08:21

Высоцкий, понятый наоборот

    Вообще-то статью надо бы назвать “Благими намерениями вымощена дорога в ад”. Высоцкий в гробу переворачивается, какую роль ему отводят в реставрации . . .

02.10.2020
15:00

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Третье продолжение.

    На странице 128 Схейен величает теорией слова Дягилева: "Во всём нашем отношении к искусству мы прежде всего требовали самостоятельности и свободы”. Это, . . .

01.10.2020
08:21

Великий Стасов рвёт и мечет

    Я б на выставке ни за что не остановился перед таким произведением. Якунчикова. Женская голова. 1897. Офорт. Несмотря на явный поиск художницы в области сочетаемости . . .

30.09.2020
08:14

Признаюсь сразу

    Признаюсь сразу: наткнувшись несколько раз на то, что известный критик Павел Басинский продемонстрировал, что он то ли не знает, то ли не освоил “Психологию искусства”, я получил удовольствие, читая у него самого, обиженного, намёки, что я не один его уличаю… Как это назвать покорочё и хлёстко? – В плоскости.

    Она его заставляет защищаться русскостью. Та, мол, сердечная.

    А это сходится с известной максимой:

    "В конце концов, патриоты всегда охотно уступали Западу ум, за собой оставляя душу” (Вайль, Генис. Родная речь. М., 1999. С. 160).

    Это, наверно, тянется с 19 столетия. Из-за того, что крепостничество слишком задержалось в России. Из-за того, что крестьяне были освобождены без земли. На это наложилось извечное: географическое, историческое, - создавшие ментальное – бедность. На это наложился переход революционности из 19 столетия в Западной Европе в 20 столетие и Россию (а революционность взывала к справедливости и утилитаризму борьбы). Даже Лев Толстой скатывался в толстовство, обличение и поучение. А потом – лживость социализма о похожем звонила.

    Тонкость художественности (которую я эстетико-экстремистски понимаю как общение подсознаний) была в России количественно задавлена сердечными страдателями за народ, с Лермонтова начиная, когда он впадал в стихопублицистику, а потом – Некрасов (в большинстве вещей), потом народники, толстовцы, революционеры. А теперь и либералы, жаждущие революции и якобы сочувствующие народу.

    Вот и Басинский – туда же:

    "Как сердцу высказать себя?

    Другому как понять тебя?

    Поймет ли он, чем ты живешь?

    Мысль изреченная есть ложь.

    Последняя строка этой цитаты из стихотворения Тютчева “Silentium!” вспоминается наиболее часто и уже стала поговоркой. Между тем, вырванная из контекста, она мгновенно теряет изначальный смысл, приобретая следующий: мысль настолько сложна и глубока, что не может быть высказана, не превратившись в ложь. То есть проблема заключается в высказывании мысли. Между тем, по Тютчеву, проблема состоит в невозможности высказаться сердцем, что приводит к неизбежной лживости всякой высказанной мысли, высказать которую как раз не составляет проблемы. Смысл оказывается полностью противоположным или, по крайней мере, совсем не таким, как у вырванной из контекста стихотворения строки. “Как сердцу высказать себя?” — вот главный вопрос “сердечной культуры”.

    Плоскость Басинского не опирается на внетекстовое, которое есть, между прочим, бессердечный (потому что научный, объективный) факт. Или литературоведение не наука?!. Плоскость опирается на текстовое: нет, мол, в 4-й строке слова "сердцу” из 1-й строки. И отсюда-де все беды.

    В чём образный смысл этого стихотворения (для чего процитируем его полностью)?

    Silentium!*

       
     

    Молчи, скрывайся и таи

    И чувства и мечты свои —

    Пускай в душевной глубине

    Встают и заходят оне

    Безмолвно, как звезды в ночи, —

    Любуйся ими — и молчи.

    Как сердцу высказать себя?

    Другому как понять тебя?

    Поймет ли он, чем ты живешь?

    Мысль изреченная есть ложь.

    Взрывая, возмутишь ключи, —

    Питайся ими — и молчи.

    Лишь жить в себе самом умей —

    Есть целый мир в душе твоей

    Таинственно-волшебных дум;

    Их оглушит наружный шум,

    Дневные разгонят лучи, —

    Внимай их пенью — и молчи!..

    (1829), начало 1830-х годов

    * - Молчание! (лат.).

    Заметили, что Тютчев позволяет себе искажённые ударения? – "заходя`т”, “звезды`”, “разгоня`т”. – Это неудачи или допустимая поэтическая вольность?

    Я много стихотворений Тютчева читал, но не помню таких вольностей. – Тут это то, что Бахтин назвал срывом голоса. Когда лирическое “я” не чувствует, что будет поддержано хором. (Так, в терминах древнегреческой трагедии, выражался Бахтин.)

    Если согласиться, что типы идеалов повторяются в веках, то в вечно и повторение ницшеанства, как выражения итога крайнего разочарования, большего, чем разочарование романтика. Ницшеанство и тут (хоть Ницше родился через 14 лет после этого стихотворения; и Гомер был ницшеанцем, только это признать все трусят {кроме Чаадаева}). А идеал этот не для масс, не для хора. Тютчев это чувствовал, и – срывы голоса.

    С ницшеанством и другая беда. – Критики как-то недодумывают, что в последней глубине ницшеанец бежит из этого скучного-скучного-скучного мира аж в принципиально недостижимое метафизическое иномирие (антипод христианского того света). – Тут образом этого метафизического иномирия является как бы вечный, надмирный латинский язык названия. А ещё – мрачный ореол применённых слов: "в ночи”, “Таинственно-волшебных”, - и повелительное наклонение многих глаголов: имеем дело с Абсолютом, не зазорно такому подчиниться.

    Но самым лучшим доказательством являются рассуждения Мамардашвили (только он так многословен, что я их изложу своими словами).

    В горе – нужно заплакать и выполнить ритуальный жест. Мы воскликнули “Ах!”, скажем, или сделали знак горя, фактически обращенный к другим. Но сообщили мы другим что-то, не прожеванное нами самими. И если ты начал разговаривать, значит, от того, что ты увидел, ты берешь ту часть, которая одинакова у тебя и другого. Но это несвобода. То, что ты увидел, увидел только ты. Только то – свобода. Абсолютная свобода. Её хочется. Но она недостижима, поскольку ты социален. Так даёшь асоциальное, недостижимое! Абсолютное молчание в нашем случае. И оно отдаёт метафизическим иномирием. Достижимым лишь в меру возможности поэту это КАК-ТО передать восприемнику. Не словами! Это – миг вдохновения, миг достижения Абсолюта.

    Это – один из тех идеалов, которые движут художниками. И он – не сердечен. Не гуманен. Христианский идеал Царствия Божия тоже ингуманистичен. Оба: и ницшеанство, и ему противоположный тип – идеал благого сверхбудущего (маньеризмом его можно называть), - экстремистские идеалы. Все остальные идеалы (а их, типов, в общем. немного), неэкстремистские, даже такой тип, как идеал трагического героизма, - все они в той или иной мере имеют большее или меньшее отношение к гуманизму и сердечности. И довольно мало сердечности в таком типе, как постмодернистском, утверждающем, что нет на свете того, что достойно быть идеалом. Постмодернизмом его стали называть в ХХ веке. А он, как и все, тоже в веках повторяется. И Тютчев его исповедовал.

    Только отражалось это у него чаще не в конкретном произведении, а во всей их сумме.

    "Рассмотрение же всего творчества поэта как целостного текста показывает, что тематическое разделение тютчевской лирики в значительной степени условно: за разными тематическими пластами обнаруживается единый принцип видения мира…” (Сухих).

    Чтоб выразить такое “фэ” всем идеалам, Тютчев всю жизнь сочинял стихи, выражающие противоположные, преимущественно экстремистские идеалы.

    Но где это постичь Басинскому, желающему походить к искусству не как к результату священнодействия какого-то (а как иначе, когда вдохновение – непостижимым явлением считается), а "с элементарными человеческими требованиями, простыми и банальными” (http://rulibs.com/ru_zar/prose_contemporary/jurnalnovyiymir/5/j33.html). Сердечность ему подавай.

    23 мая 2019 г.

28.09.2020
10:17

"Георгий Победоносец" Серова или Как высосать из пальца

    Мой товарищ, умнее которого я в жизни не встречал, много раз смеялся надо мной, дескать, я высасываю из пальца. Я много позже нашёл даже теоретическое обоснование . . .

27.09.2020
09:00

Как я пишу статью с гарантированной новизной

    Новизна литературоведческая (а это наука, чего многие не признают, но они зациклены на практицизме) мало кого интересует. А зря. Идёт информационная война, и . . .

26.09.2020
09:34

Почему Ванецов не православный художник

    Если сказать сразу и в двух словах – потому что он рисовал в стиле модерн, а тот выражал собою, если “в лоб”, то бегство от индустриализации. Он "По окончании . . .

25.09.2020
13:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Второе продолжение.

    Теперь я дочитал (стр. 126) до рассказа о статье Дягилева “Сложные вопросы” в первом номере журнала “Мир искусства”. И, как и прежде, я теперь отвлекусь на саму эту . . .

24.09.2020
08:53

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Первое продолжение.

    Вот ещё одно подтверждение того, что разделение в культуре России было не на славянофилов и западников, а – скажу по-своему – на радетелей прикладного искусства, . . .

22.09.2020
15:49

Как Врубель посмел применить гипс для скульптуры Демона?

    Гипс – это материал полуфабрикат. "Гипс - это первый переходный материал, в котором скульптор видит свое произведение после глины или пластилина. С каким бы . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100