TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.10.2020
15:00

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Третье продолжение.

    На странице 128 Схейен величает теорией слова Дягилева: "Во всём нашем отношении к искусству мы прежде всего требовали самостоятельности и свободы”.

    Это, конечно, коррелирует с моей, пардон, теорией требования иметь произведению неприкладного искусства следы подсознательного идеала. Ни несамостоятельности, ни принудительности не получится автоматически. Зато возможно ещё, грубо говоря, выражение ещё минимум 5-ти типов идеалов, не являющихся супериндивидуалистскими.

    А вот такие его слова:

    "…что может быть губительнее для творца, как желание стать национальным? Единственный возможный национализм – это бессознательный национализм крови”, -

    я тоже перетолковываю по-своему: модерн, как интернациональный стиль, протестовал против индустриализации бегством, в частности, в старину (и это было образом ницшеанского иномирия). А старина у каждой страны резко отличается от всех. Вот и ладушки. Нициональная исключительность – это ницшеанского поля ягода. А она не может быть иной, как подсознательной. Поначалу во всяком случае. – Вот и совпадение моё с Дягилевым.

    *

    Мне смешны из моего более чем столетнего далёка слова:

    "Грабарь был намного прогрессивнее Дягилева и Бенуа. К примеру, он не отрицал постимперссионизм”.

    А ведь тот тоже выражал подсознательный ницшеанский идеал иномирия. Правда, гораздо более близкими к метафизике образами.

    Почему надо называть прогрессом сближение того, чем выражают, с тем, что выражают? По-моему, это, наоборот, регресс. Потому что приближается к выражению “в лоб”. То есть к переходу идеала из подсознания ближе к сознанию.

    *

    Мне, думаю, понятны слова:

    "Он [Философов, гомосексуальный партнёр Дягилева] защищал… [Мережковского и Гиппиус, символистов] от критики [мирискусников], которая сыпалась… в редакции со всех сторон”.

    Все-то были ницшеанцы (супериндивидуалисты), а символисты – коллективисты. Они были мистики не на обычный православный лад. Что, возможно, обеспечивало пребывание их идеала благого для всех сверхбудущего в подсознательной категории. И за то их терпели. Но за коллективизм – клевали.

    Философов же, хоть и гомосексуалист, к ним тяготел из-за формулы символизма: не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься.

    *

    Следующий прорыв Дягилева и его окружения к ЧЕМУ-ТО, словами невыразимому, я нашёл на стр. 144 -145:

    "До 1900 года Дягилев видел мало балетов и редко выражал интерес к артистическому жанру, который многие, в том числе в России, рассматривали как достаточно фривольный… [это пока намёк на вполне себе прикладное искусство, приложенное к переживанию вседозволенности] но среди его друзей был один убеждённый и последовательный пропагандист бвлета - Вальтер Нувель… Уже в 1897 году Нувель писал Сомову:

    “Балету предстоит, по-моему, огромная будущность… Наши декадентские, эстетические и чувственные потребности не могут удовлетвориться идеалами пластичности и красоты движений, существовавшими 30 лет тому назад. [Я сомневаюсь, что он прав, ибо в русском балете законодателем был Чайковский (может, и из-за иной половой ориентации, откуда шёл "болью написанный в сердцах и умах современников вопрос… все ли человеку дозволено(?)" - https://www.boutique-project.ru/reading/articles/210), ницшеанец (см. тут, тут, тут)] Надо дать балету окраску современности, сделать его выразителем наших изнеженных, утончённых, болезненных чувств, ощущений и чаяний. Надо сделать его чувственным par excellence, но чувственным эстетически и, если хочешь, даже символически [идеал же! Он всегда ассоциируется с высоким, а у символизма патент на сверхвысокое. Т.е. тут – безответственно сказано]. То неясное, невыразимое, неуловимое, что пытается выразить теперешняя литература [Ибсен разве что], подчиняясь кричащим потребностям современного духа, должно найти и найдёт, по всей вероятности, своё осуществление в балете””.

    Одно только меня смущает. Я открыл для себя (см. тут, тут), что декадентство в принципе является прикладным, от ума (естественно – подсознательно – человек смерть не славит). Но я могу Нувеля из своего далёка простить.

    *

    Теперь я дочитал до вдруг возникшего у Дягилева пристрастия к Левицкому. – С какой стати? – Надо найти в Левицком какую-то исключительность. Хоть тень её. – И я нашёл (самоцитата):

    “И раз Графф повлиял на Рунге и Фридриха, романтиков, то и Левицкого, с его пронзительным психологизмом (этим образом сверхценности внутреннего мира, раз внешний плох) я посмею тоже отнести к раннему-раннему проявлению романтизма…

    Левицкий. Портрет Дидро. 1773-1774.

    нарисован человек, верящий тому, что он только что вслух наговорил. Он замолчал на секунду, мысленно (взгляд в даль) осматривая, что у него получилось, и удивляясь (рот приоткрыт) тому, что увидел, и оценивает (голова чуть откинута и взгляд чуть-чуть вниз), хорошо или плохо получилось, склоняясь, что хорошо (зарождение довольной улыбки). И он весь сейчас – в этом процессе. Больше ничего для него сейчас не существует” (http://art-otkrytie.narod.ru/benua2-2.htm).

    Впрочем, лучше написал Бенуа:

    "граничит с безучастностью”.

    Это близко к пробуддизму, а то – пассивный демонизм, в отличие от активного, ницшеанства.

    Что-то подобное можно почуять и в словах книги Дягилева о Левицком:

    "Что-же касается прославленія малороссомъ Левицкимъ правительницы, при которой на родинѣ его утвердилось крѣпостное право, то художникъ — вообще изобразитель, а не судья жизни, а Левицкій политикомъ былъ всего менѣе. Въ этомъ случаѣ онъ явился выразителемъ своихъ личныхъ чувствъ и собственной судьбы. Вообще-же, „спокойно зря на правыхъ и неправыхъ", онъ передавалъ только образы и лица, что проходили предъ его глазами.

    Одною изъ любопытнѣйшихъ работъ Левицкаго по личности оригинала является портретъ Дидро, — единственное произведете нашего мастера, находящееся внѣ Россіи…

    Своимъ лучшимъ изображеніемъ Дидро считалъ бюстъ m-lle Коло, повтореніе котораго находится въ нашемъ Эрмитажѣ. Портретъ Левицкаго, сдѣланный послѣ этого бюста, подходитъ къ нему больше, чѣмъ всѣ другія изображенія. Какъ это обстоятельство, такъ и то, что Дидро завѣщалъ этотъ портретъ дочери, очевидно желая, чтобъ онъ остался въ семьѣ, говорятъ въ пользу предпочтительнаго передъ всѣми другими художественнаго достоинства этой работы” (https://rusneb.ru/catalog/000203_000130_54/).

    А в чём художественное достоинство? – В следе подсознательного идеала автора. Здесь – некого пробуддизма, который "граничит с безучастностью”.

    11 сентября 2020 г.

01.10.2020
08:21

Великий Стасов рвёт и мечет

    Я б на выставке ни за что не остановился перед таким произведением. Якунчикова. Женская голова. 1897. Офорт. Несмотря на явный поиск художницы в области сочетаемости . . .

30.09.2020
08:14

Признаюсь сразу

    Признаюсь сразу: наткнувшись несколько раз на то, что известный критик Павел Басинский продемонстрировал, что он то ли не знает, то ли не освоил “Психологию . . .

28.09.2020
10:17

"Георгий Победоносец" Серова или Как высосать из пальца

    Мой товарищ, умнее которого я в жизни не встречал, много раз смеялся надо мной, дескать, я высасываю из пальца. Я много позже нашёл даже теоретическое обоснование . . .

27.09.2020
09:00

Как я пишу статью с гарантированной новизной

    Новизна литературоведческая (а это наука, чего многие не признают, но они зациклены на практицизме) мало кого интересует. А зря. Идёт информационная война, и . . .

26.09.2020
09:34

Почему Ванецов не православный художник

    Если сказать сразу и в двух словах – потому что он рисовал в стиле модерн, а тот выражал собою, если “в лоб”, то бегство от индустриализации. Он "По окончании . . .

25.09.2020
13:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Второе продолжение.

    Теперь я дочитал (стр. 126) до рассказа о статье Дягилева “Сложные вопросы” в первом номере журнала “Мир искусства”. И, как и прежде, я теперь отвлекусь на саму эту . . .

24.09.2020
08:53

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Первое продолжение.

    Вот ещё одно подтверждение того, что разделение в культуре России было не на славянофилов и западников, а – скажу по-своему – на радетелей прикладного искусства, . . .

22.09.2020
15:49

Как Врубель посмел применить гипс для скульптуры Демона?

    Гипс – это материал полуфабрикат. "Гипс - это первый переходный материал, в котором скульптор видит свое произведение после глины или пластилина. С каким бы . . .

21.09.2020
10:24

Пощёчина

    На днях я получил заочную пощёчину от Киры Долининой, именитой критикессы: "…как хорошую живопись”, - надо, мол, рассматривать знаменитые произведения, а не . . .

20.09.2020
08:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Начало.

    Не от хорошей жизни я принимаюсь за книгу Схейена “Дягтлев “Русские сезоны” навсегда”, М., 2012. Не могу найти произведение искусства, в котором было б ЧТО-ТО, . . .

19.09.2020
09:43

Антисоветскость знаменитого Пименова

    Вынесенное в заголовок неожиданно. Ибо Ленинская, две Сталинские премии, орденов… Но я имею в виду его раннюю живопись. Когда он был экспрессионист и простой, не . . .

17.09.2020
21:22

Асеев: заразить ненавистью

    Я был очень благополучен, когда в храме Христа-Спасителя “выступили” “Пусси райот”. – Ну что? Перформанс. Выход искусства (явления, испытывающего сокровенное . . .

16.09.2020
08:47

Простите меня, люди!

    Простите меня, люди! Я принялся публично разбираться с тем, что мне не понятно, при чтении книги Смирнова “Смысл как таковой”, 2001. Можно было, конечно, писать в . . .

15.09.2020
08:42

Прав ли Репин

    Если я не ошибаюсь, у Шишкина только одна картина с мостиком. Шишкин. Мостик в лесу. 1895. Не думать же про это, Шишкин. На краю березовой рощи (Мостик к лесозаготовке). . . .

14.09.2020
10:31

Остапа понесло

    Я понимаю, что это мало кого интересует, но мне безумно интересно понять то, что сперва не поддаётся пониманию. Так всё сложно в искусстве и около… Особенно, если я . . .

13.09.2020
09:24

Убит наповал?

    Я был благополучный человек. Я даже сумел (см. тут) ответить на саркастический вопрос, что такого скрыто в “Утре в сосновом лесу” Шишкина. – Гимн, мол, могучему . . .

12.09.2020
08:17

Шнуров схалтурил

    Один внимательный читатель укорил меня, что у меня в статьях слишком много меня (личных местоимений). Я в ответ сослался на цитату из Матюшкина: "Художественное . . .

11.09.2020
09:15

Вы не смейтесь, я серьёзно

    Когда я не пишу статью и если это вторая половина дня, - солнце тогда уходит от моего окна, - я ложусь животом на подоконник и смотрю во двор. Там играют эфиопские, . . .

10.09.2020
18:45

Побеждать непонятность непонятного - сласть

    Я только в предыдущей статье понял, как футуристы дошли до жизни такой, что условность искусства своим врагом сочли – от ненависти к символистам витавшим чёрт-те . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100