23.12.2010 |
|
11.11.2010 |
ОТ "СУВЕРЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ" К "СУВЕРЕННОМУ КАТОЛИЧЕСТВУ"?
|
07.09.2010 |
|
18.06.2010 |
|
24.05.2010 |
|
30.04.2010 |
Возмущения земные. И небесные.
|
29.03.2010 |
|
20.03.2010 |
Брюс Уиллис с хвостом и примусом
|
02.02.2010 |
ПОД ЗНАМЕНЕМ "ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"
|
31.01.2010 |
Союз писателей России подвергся нападению экстремистов
|
04.01.2010 |
|
15.12.2009 |
|
21.10.2009 |
Сумерки Валькирий + Алексей
ШОРОХОВ Сумерки Валькирий Закрытие музея Константина Васильева как диагноз Некривое зеркало На
самом выходе из нашего детства, в школу, освещённую закатными лучами уходящей
эпохи, один мальчишка принёс набор открыток. Это были репродукции картин Константина
Васильева. Сказать, что именно это, а не начавшаяся какое-то время спустя
перестройка, разделило нашу жизнь на <до> и <после>, значит ничего не сказать.
Многих уже и не переспросишь: кто-то погиб в Чечне, кто-то хотя и вернулся
живым, спился и повесился дома, кто-то эмигрировал, кого-то застрелили на
бандитской стрелке Многолюдные
школьные классы конца Советского Союза опустели наполовину, если не больше. Это
плата, которую мы заплатили, чтобы пронести страну сквозь огонь и смрад
очередной революции. Плата, видимо, ещё не окончательная. У оставшихся - дети,
семьи или что-то вроде этого, мы работаем в банках и на госслужбе, берём взятки
и торгуем на рынках, служим в церкви и всё ещё воюем (уже по контракту), живём.
Что же нас объединяет? Память о красных пионерских галстуках, очередная
редакция михалковского гимна, пиво <Клинское> и Гус Хиддинк? Вряд ли. Даже не
воскресная литургия. Объединяет то обжигающее чувство, что мы когда-то
испытали, вглядываясь в репродукции Константина Васильева. Мы были
по-сути первым действительно советским поколением. Первым и последним. Родившимся
не под образами в деревенской избе, а на асфальте разросшихся и вновь
отстроенных городов с работающими домами пионеров, дымными заводами и
фабриками. И о том, что мы русские - узнали не с парным молоком после вечерней
дойки, не из материнских песен и сказок и не из самиздатовских перепечаток
Ильина. Русь, древняя и чистая, взглянула на нас впервые огромными глазами
васильевских витязей и жниц, воинов севера и валькирий. Уже много позже, листая
в музее Васильева книгу отзывов, я понял, что такое самоузнавание происходило и
происходит не только с нами. Его картины - как блоковское зеркало, в котором <стираются
случайные черты>, и мы видим себя не обезображенных современностью и своей
жизнью. <Красота не у всех одинакова, одинакова юность у всех> - скажет Рубцов.
В юности все были прекрасны: и тот, кто лежит сегодня под забором, и тот, кто
презирая лежащего, обрюзг от воровства и потребительства. Васильев - это юность
русского мира. И для понимании России он значит не меньше, чем Троица Рублёва
или цветная геометрия Малевича. Но в Третьяковке ему почему-то места не
находится, в отличие от писающих милиционеров и целующихся медведей (или
наоборот) с <синими носами>. Жизнь по лжи Нашлось
место художнику в Лианозово. Благодаря основателю музея Константина Васильева -
Анатолию Доронину, человеку, посвятившему большую часть своей жизни
популяризации его творчества и собиранию полотен мастера. И хотя вдали от
центра и туристических маршрутов, но вот уже пятнадцать лет как существует
музей. Вернее, существовал Последние несколько месяцев в прессе и в интернете
появляется тревожная информация о закрытии музея, об исчезновении картин, о
попытке рейдерского захвата зданий и территории музея Спор собственников,
решения суда возможность распродажи работ по частным коллекциям или заграницу
Какой-то бесконечный тягучий бред, за которым так и маячат примелькавшиеся уже
свиные и кувшинные рыла из околокультурного кардебалета 90-х: казнокрады, политические
реститутки и шоумены, фурами вывозившие на Запад архивы, картины, иконы Плюс
реалии нового времени: какие-то ЧОПнутые рейдеры в масках как наглядное подтверждение
теории Бахтина о карнавале в искусстве. На фоне
всего этого Президент РФ, выступая на прошлой неделе в Великом Новгороде,
говорит о тысяче разрушенных памятников культуры и архитектуры, о чудовищных
потерях именно за последние десятилетия. Доводит до сведения, ставит на вид,
берёт под контроль Неужели
музей Васильева станет ещё одним, очередным <утраченным памятником>, а его
картины пополнят список <чудовищных потерь>?
В конце концов, ведь речь идёт не об одном из ранних этюдов
Айвазовского. Именно полотна Константина Васильева стали символом национального
самосознания русского народа в конце ХХ века, как и поэзия Рубцова, как и
восстановленние Храма Христа Спасителя. В понимании этого
едины и художник И. Глазунов, и лётчик-космонавт А. Леонов, и писатель-сатирик
М. Задорнов, и писатель С. Алексеев. Последние, кстати, вошли в недавно
созданный Оргкомитет по защите наследия художника. Количество других возможных
подписей <в защиту Васильева> представить нетрудно. Труднее представить скорое
вмешательство государства в сложившуюся ситуацию, во всяком случае -
федерального центра. А оно теперь крайне необходимо. И юридический прецедент
уже есть: "Газета" и сайт GZT.RU на днях сообщили, что председатель комитета
по культурному наследию города Москвы (Москомнаследие) Валерий Шевчук поведал,
как в своё время, по обращению Клуба любителей живописи Константина Васильева уже
были приняты своевременные меры по выведению автостоянки с территории Лианозовского
парка на Череповецкой улице, владение 13. Стало
быть, Москомнаследие признало музей художника культурным достоянием столицы.
Дело теперь за министерством культуры РФ и за признанием уже самих картин
Васильева национальным достоянием России,
не подлежащим вывозу и распродаже. Не могут же и дальше так чудовищно
расходиться слова и дела верховной власти. Когда-нибудь ведь должна закончится
эта, уже опыстылевшая всем <жизнь по лжи>. P.S. Когда эта статья была уже написана, СМИ
сообщили о новом повороте в деле <о закрытии музея Васильева>: недавно в здании
произошёл пожар. Возгорание случилось сразу в двух местах, что, по мнению
руководства музея и пожарных, свидетельствует о поджоге. К счастью, картин в
этот момент в музее не было, и само здание удалось спасти. Но наши размышления
получили новый - неожиданно багровый фон. И вывод напрашивается всего лишь один:
если сумерки валькирий не освещает солнце закона и культуры - их подсвечивает
зарево воровства и варварства. P.P.S И на
всё это не мигая глядит слюдяной глазок чиновника - нет, не Белое Солнце
Русского Севера, а слезящаяся такая чухонская болотинка, брызнувшая из под
колёс имперского экипажа, и уже на столько лет застящая окно государеву
курьеру. Вот, что говорят коллеги из <Имперского репортёра> и приводят ответ
минкульта (прилагается): Ага, щас! Позицию Минкульта мы тоже выяснили (см. под
катом). Мол, мы конечно за все хорошее против всего плохого, но сделать ничего
не можем. Значит решить вопрос может либо Лужков, либо где-нить на Старой
площади. Как им послать месседж? Знаем тока один вариант - пикалевский. Значит
придется перекрывать например Алтуфьевское шоссе...
|
05.10.2009 |
|
16.09.2009 |
|
18.04.2009 |
Стойкий оловянный солдатик Тарас
|
25.12.2008 |
Полковник Буданов.То же, но пять лет спустя.
|
29.10.2008 |
|
09.04.2008 |
"Лучше умереть под стенами Рима,чем жить на его развалинах..."
|
28.11.2007 |
|
1|2|3|4|5 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"