<Осеннее обострение
- 2007>
Эта статья была
опубликована в <ЛГ> весной сего года и, как показалось автору, тему закрыла. Однако
природа психических обострений проявила свою неистребимую сезонную живучесть, и
по осени нам пришлось опять считать не цыплят, а <целующихся милиционеров>. Жаль,
что не доехали до Парижа. Имели бы огромную популярность в пылающих предместьях
французской столицы среди погромщиков-иммигрантов. Может быть, и среди
французских полицейских
Во всяком случае,
думаю уместным поместить теперь эту статью в <Русском
переплёте> без малейших изменений. Потому как описанное
носит даже не сезонный, а, увы, онтологический характер.
Шизофрения,
как и было сказано
Из истории болезни: весеннее обострение - 2007
Рис. Михаила Ларичева
Правозащитная общественность взволнована.
Пришла весна, у творцов великого и прекрасного зачесались права человека и
экзистенциональные свободы. Когда сезонный зуд, одолевший мастеров перформанса и концептуализма, стал нестерпим, перед ними в
очередной раз распахнул свои гостеприимные двери Сахаровский центр. В итоге
получилось нечто запретное. Если не изменяет память - <Запретное искусство -
2006>.
ВРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ
Сезонное обострение свободы творчества и самовыражения
некоторой части россиян уже не в первый раз находит поддержку у руководства
правозащитного движения. В том же Сахаровском центре несколько лет назад, если
помните, произошёл скандал, связанный с экспозицией <Осторожно, религия!>. В
результате устроители по решению суда, нашедшего в их действиях оскорбление
чувств верующих, отделались штрафом и разбитыми стендами. Суду же предстоит
дать уголовно-правовую оценку деятельности организаторов и новой антихристианской
провокации, а вот эстетическая и психиатрическая (!) оценка <запретного
искусства> недавно сделана была.
9 апреля в Малом зале ЦДЛ состоялся круглый стол, посвящённый <правозащитному
искусству>. Созванный по инициативе политической партии <Справедливая Россия>
круглый стол собрал депутатов Госдумы, деятелей литературы и искусства, лидеров
молодёжных православных организаций и, что оказалось очень кстати,
представителей клинической психиатрии.
Именно из уст психиатра-практика Ирины Медведевой и прозвучала весьма
любопытная характеристика подобного <искусства> как проявления тяжкого
психического расстройства, известного медицине под именем <гибоидная
психопатия>. <Творениями>, соприродными выставленным
в Сахаровском центре, как правило, украшают международные конгрессы психиатров.
В клинической практике это давно уже называется <шизофренической продукцией> и
попросту подшивается к истории болезни.
И тут в голову закрадывается одна весьма нехорошая мысль: так, может, и сами
устроители выставки сочли правозащитное движение в России своего рода
социально-психическим заболеванием, поэтому и решили проиллюстрировать это
таким наглядным образом?
ЛОНДОНСКИЙ КУРСИВ
Однако унылый набор кощунственных ляпов, предъявленный городу и миру
накануне православной Пасхи (сами понимаете, случайное совпадение),
<традиционно> содержавший надругательства над распятием и православными
иконами, на сей раз пополнился и откровенно русофобскими лозунгами. Особый
интерес у меня вызвала группа плакатов <Слава России!>, где на фоне этой
надписи возникали: женщина, собирающая бутылки; сутенёр с малолетней
проституткой; Сталин с медведем, справляющие малую нужду на карту СССР, и т.п.
Думаю, финансовых проблем с выплатой штрафов у <искусствоведов-правозащитников>
и на этот раз не будет. Чувствуются и тёплое дыхание в спину, и одобрительный
гул международной общественности. Но с фантазией, увы, уже ничего поделать не
могу - и представляется мне совсем другая выставка. Например, в одной из
центральных галерей города Лондона. И тоже, знаете ли, группа плакатов - только
уже <Слава Великобритании!>. И на первом: принц Гарри в нацистской форме (что
поделаешь, любит щегольнуть юноша на вечеринках). На втором, допустим, -
английский танк, расстрелянный американским штурмовиком в Ираке (вроде как
обознались союзники), на третьем - англиканский священник, венчающий зоофила с любимой собачкой (прогресс-то на месте не стоит,
гомосексуальным браком уже никого не удивишь), ну и так далее - воображение
подскажет.
Как вы думаете, долго ли проработает эта ультрасовременная и наинезависимейшая экспозиция в самом сердце свободного
мира? И что сделают кураторы чужих свобод с неумеренными адептами своей
собственной? Повесить, как Саддама, конечно, не
повесят, но мало наверняка не покажется.
ПОСЛЕЧЕЛОВЕКИ
Можно взглянуть на это и с другой стороны. Как известно, для собачек Павлова
важнейшим из искусств является иллюминация. Лампочка загорелась - началось
обильное выделение слюны. Как вы думаете, способны ли собачки Павлова к
творчеству? Ответ очевиден. Общество, низведшее человека до уровня собачек
Павлова, даже к самовоспроизводству неспособно (см.
книгу бывшего советника президентов США Никсона и Рейгана П. Бьюккенена <Смерть Запада>). Цивилизация, в недавнем
прошлом разделившая человечество на <сверхчеловеков> (люди Запада) и <недочеловеков> (все остальные), буквально у нас на глазах
превращается в унылое сообщество послечеловеков. И
вот тут на сцене истории появляется целая армия посредников в белых халатах
(<Клиническими испытаниями доказано >) и полосатых пиджаках (<Классики
отечественного концептуализма и постмодернизма >). Роль первой сигнальной
системы берёт на себя телевидение вкупе с другими массмедиа,
и начинается
Собачек Павлова учат <правильно> питаться, <правильно> размножаться,
<правильно> проводить культурный досуг. Расфасовщики гуманитарного <вискаса> усердно отрабатывают свой собственный хлеб с
маслом, объясняя умилённым потребителям, почему сосулька из человеческой мочи
является вершиной современного искусства, а деньги, потраченные Министерством
культуры на её показ, - <правильно> израсходованные деньги налогоплательщиков.
Это и есть долгожданное торжество интеллектуальной и нравственной черни,
которая, по слову Блока, стоит между поэтом и народом и обретает самоценное
бытие лишь в одном - в <искусстве интерпретации>. Кто-то же должен маскировать
ситуацию <голого короля>, характерную для современного западного и российского
прозападного искусства.
Однако ежели <король> не в силу неведения, а
демонстративно расхаживает <голым> по улицам и телеэкранам, то это уже
называется тяжёлой формой эксгибиционизма и влечёт за собой соответствующие
административные меры. В нормальном обществе. Нам же, пережившим в 90-е годы
минувшего века острое воспаление правозащитной деятельности, по-видимому,
остаётся только надеяться, что нет-нет да и собьётся
настройка в телеэфире и <полосатый интерпретатор>, к собственному ужасу,
выдаст: <Многолетними клиническими наблюдениями подтверждено - так называемое
современное искусство опасно для вашего психического здоровья>.
Именно такая формулировка и нашла своё место в итоговом документе, принятом участниками
круглого стола по поводу выставок в Сахаровском центре и адресованном депутатам
Государственной Думы с просьбой законодательной защиты национальных святынь. И
с пожеланием улучшения качества психиатрической помощи населению.