18.12.2002 14:08 |
Бери шинель, пошли домой┘
(вторая сигнальная система О. Павлова) 1. Подмена┘ У прозаика Олега Павлова есть, по-видимому, многочисленные и очень могущественные литературные враги √ иначе я . . . |
22.11.2002 13:27 |
Кому же грозила ╚Русская сила╩?
Недавно мне попало в руки несколько номеров ╚молодежного патриотического журнала, - о чем не обинуясь извещали уже с обложки его издатели, - ╚Русская сила╩. За . . . |
13.11.2002 16:05 |
Русская литература: возвращение смыслов
Русская литература: возвращение смыслов (Слово на конференции критиков ╚новой волны╩ в СП России 6.11.2002 г.) ═ Как вы думаете, что произойдет, если Атланта, который . . . |
11.11.2002 11:23 |
О двух Россиях┘
О двух Россиях┘ (холст, масло) Море. Ночь. Грозные валы беспамятства катит по своей поверхности неусыпающая стихия. Клочья пены остаются на сваях огромной . . . |
05.11.2002 14:32 |
╚В поисках России┘╩ Увидевшая свет в конце
2001 года книга известного русского публициста Александра Казинцева носит
именно такое название. Обложку книги украсили мещанин Кузьма Минин Сухорук и
князь Дмитрий Пожарский, увековеченные благодарной Россией. Символ этот для
мыслящего русского человека сегодня все более и более ассоциируется с обложкой
╚Нашего современника╩ (бессменным сотрудником и автором которого и является А.
И. Казинцев) и все менее √ с монументом, воздвигнутым в сердце нашей Родины.
Что ж, может быть, именно такую форму исторического бытия избрал для себя нынче
и сам беспокойный дух нижегородских ополченцев. Оно даже не удивительно √ ведь
и дух этот вырастал некогда из разлетавшихся по Руси писем заточенного в
темницу патриарха Гермогена. Слово-то для духа обитель гораздо более
свойственная, нежели камень┘
Тем не менее, эта монументальная печать русского духа запечатлела
одновременно и огромную удачу книги, и серьезную ее неудачу. Несомненной удачей
автора стало тщательнейшее исследование происходящего с русским народом в
последние десятилетия: социалогическую, экономическую и психологическую
диагностику А. Казинцева попросту нельзя не учитывать, затрагивая эту тему
(статьи о взрывах в Москве и выступлении рабочих под Выборгом). Еще более
важным прорывом в ╚иное╩ являюся статьи о Беларуси, Ираке и Китае. Здесь автор,
как искусный график, использует метод наложения геополитических трафаретов этих
трех безусловных на сегодняшний день форпостов сопротивления Новому мировому порядку.
С их помощью он пытается определить хотя бы контуры═ того духовного материка, где когда-то была простая и ясная
надпись: Россия.
Искать утраченное свое (а именно таков смысл
названия книги ╚В поисках России╩), отталкиваясь от чужого √ пример чистейшей
диалектической логики. На этом пути лежит много, очень много добросовестных
наблюдений и открытий √ этих маленьких и безусловно необходимых побед
познающего духа. Вот только все они почему-то не суммируются в одну большую
Победу. И эта та самая серьезная неудача книги, о которой упоминалось выше.
Она, увы, была неизбежна, ведь диалектика √ царица двухмерного пространства.
Лично
мне не хватило в этой замечательной книге третьего измерения: метафизики.═ И несмотря на то, что время от времени
дыхание вечности становится при чтении ее физически ощутимым (особенно в
описании пасхальной полночи, нависшей над потонувшим в своей доисторической
тьме Багдадом), автор, видимо, совершенно сознательно снова и снова сварачивает
на скоростное шоссе позитивизма. Скорее всего √ из сугубо русской боязни
╚растечься мыслью по древу┘╩ Между тем, ведь не только человеческая мысль, но и
сама госпожа История страх как богата парадоксами √ и я не удивлюсь, если в
очередной раз Россию спасут как раз плохие дороги и┘ дураки. Есть что-то
евангельское в самом этом слове √ ╚дураки╩ √═
помните: ╚Сыновья века сего промеж сынов света мудрейшие суть┘╩ То есть
закатать асфальт под скоростное шоссе, расчитанное на тысячу лет, ╚сыновья века
сего╩ закатают, да вот только сообразить, что сделалось-то оно для них уже Roаd Тo Нell* (дорогой
в ад) √ даже под визг тормозов и грохот разлетающихся вдребезги стекол вряд ли
успеют. Из этого, впрочем, вовсе не следует, что ╚сынам света╩ скоростных дорог
не нужно строить совсем.
Поэтому и в глубоких и более чем своевременных на
пороге постиндустриального экологического краха размышлениях А. Казинцева о
неизбежном в будущем (для продления общечеловеческого бытия) торжестве именно крестьянских
цивилизаций Востока (то, что Маркс боязливо обозвал ╚азиатским способом
производства╩, но не стал описывать √ в схему-то не укладывалось!), в
рассуждениях этих опять же не хватает только одного √ маленького
лингвистического уточнения. А именно, что звук ╚к╩ при определенных условиях
оказывается позднейшей модификацией первоначального ╚х╩. И тогда, говоря о
крестьянской цивилизации, понимаешь, что говоришь-то о христианской. Без этой
╚х╩ христианства любое будущее торжество земледельческих цивилизаций Востока √
не что иное, как страшный, и даже кошмарный сон. Потому что чем обеспечиваются
духовно эти цивилизации? Социально и политически пассивный буддизм в расчет не
берем √ не ему ╚торжествовать╩ в мире, но даже весьма внушительный этический
свод конфуцианства не помешал окропить социалистических идолов в Китае кровью
миллионов человеческих жизней. А ведь в отличие от России, революцию в Китае
делали сами китайцы, а не инородцы без роду и племени. Раз уж своих не
пожалели, чужих тем более не пожалеют, да еще √ при ╚торжестве╩. И учение
Конфуция будет со всем этим мирно уживаться, как уживалось в голове у Мао и
других вождей.
И вот именно здесь, как мне кажется, А. Казинцев
мимо России решительно и проскакивает в своих поисках, потому что представить
себе ╚думающую гильотину╩ (по меткому определению Струве) √ Ленина═ или людоеда Троцкого хотя бы отчасти
носителями христианского сознания═
невозможно. Да и нельзя быть христианином ╚отчасти╩.
А как раз православное крестьянство (христианство)
русской цивилизации и обеспечивало жизнь и сохранение сотен племен и народов на
одной шестой мировой суши. Только оно могло бы стать залогом и общемирового
бытия в будущем. Но вот этого-то вывода √ масштабного и твердого √ в
замечательной книге А. Казинцева не оказалось, а жаль, ведь рассуждая о
╚спасающей мир╩ русской духовности, нужно четко и ясно расставлять акценты,
нужно понимать, что Толстой и Достоевский, Чехов и Шолохов, Белов и Распутин
были и есть не инициаторы, а порождения этой загадочной ╚русской
духовности╩, на самом деле определяемой просто, одним словом: Православие. ═
* Песня
современного западного рок-певца Криса Ри
Что говорят об этом в Дискуссионном
клубе?
250510 |
2002-11-05 16:01:20 |
|
|
- Между
тем, ведь не только человеческая мысль, но и сама
госпожа История страх как богата парадоксами и я не
удивлюсь, если в очередной раз Россию спасут как раз
плохие дороги и дураки.
|
- Уважаемый Алексей Шорохов! Вы стремитесь способствовать возрождению России, возвращению к духовным истокам, поднятию духа и культуры в современной России, распостранению света русского высокого во все уголки мира темные - через напоминание о богатейщих внутренних сокровищницах Руси. Это, часть из того, что я для себя понял. Это действительно прекрасно! Успеха Вам скорейшего и широчайшего! Только вопрос: все жители Земли должны стать православными для нормального, правильного, эволюционного (и т.д.) развития(жизни,)?
|
|
25.10.2002 15:45 |
Серое время
Среди широкой цветовой гаммы традиционных определений времени практически отсутствует одно: ╚серое время╩. А жаль, потому что это √ наше с вами время. Оно же √ . . . |
22.10.2002 11:50 |
О литературной критике
Алексей Шорохов ╚Литературная критика прежде всего должна быть┘ литературой┘ сама ┘╩ (Беседа с главным редактором ╚Российского писателя╩ Н. И. Дорошенко на . . . |
10.10.2002 14:52 |
"Везде мне грезится священный образ Твой"
- Ольга Николаевна, что бы Вы хотели пожелать жителям Орловщины? - О, Орловская земля, - это родина моего любимого поэта С.С.Бехтеева... ( Из интервью с О. Н . . . |
08.10.2002 12:09 |
В поисках ⌠мужичьей святости■ (к 75-летию гибели С.А. Клычкова)
I. Освобождение или гибель? Какими всё-таки смешными и наивными выглядят все те ⌠идеологические неприятности■ - цензура, ⌠высочайшее неудовольствие■ и прочие . . . |
04.10.2002 14:09 |
О "скотах, воюющих с нами", смертной казни и "русской деликатности перед Европой"
(Читая ⌠Дневники писателя■ Достоевского) То, что вопрос о смертной казни во всей своей остроте и ненадуманной злободневности встал в конце XX века именно в России, . . . |
24.09.2002 12:46 |
Письма Смердякову ( от издателя)
Вынужденное пояснение. ═ Уважаемый читатель ╚Писем Смердякову╩, видимо, пришло время объясниться начистоту. К этому меня вынуждают и многочисленные звонки в . . . |
09.09.2002 15:13 |
Письма Смердякову - 5
═Cum ire et studio* ( С гневом и пристрастием - лат.) ═ ═ ╚Только завидели деда √ и турнули к нему ордою. Свиные, собачьи, козлиные, дрофиные, лошадиные рыла √ все . . . |
30.08.2002 12:36 |
Литературная Вологда
Вологда литературная ⌠В конце 2001 года увидел свет очередной выпуск альманаха ⌠Литературная Вологда■┘ Такими или подобными словами вполне можно было бы . . . |
14.08.2002 14:43 |
Трагический голос России
Муза России √ какое у нее лицо? Розовощекое, полузакутанное в цветастый платок цветаевское? Или оттененное трауром, монашески-строгое ахматовское? Или скрытое . . . |
07.08.2002 16:56 |
Долгие крики
75-летию со дня рождения Ю. КАЗАКОВ: ДОЛГИЕ КРИКИ НА БЕРЕГУ КОЦИТА ( Рассказ-притча) Юрий Казаков... ⌠Лирическая проза...■ Рассказ от первого лица ⌠Долгие крики■.. . . . |
27.07.2002 17:51 |
Письма Смердякову-4
Cum ire et studio* (С гневом и пристрастием √ лат.) ⌠Наконец желанный сон, этот всеобщий успокоитель, посетил его; но какой сон!..■ Н. В. Гоголь, повесть ⌠Иван Федорович . . . |
25.07.2002 17:07 |
Письма Смердякову-3
Cum ire et studio* ════════════════════ (С гневом и пристрастием √ лат.) . . . |
18.07.2002 11:41 |
Письма Смердякову-2
-font-weight:normal'> Cum ire et studio* ════════════════════ (С гневом и пристрастием √ лат.) ══════════ ╚Новейшая ваша литература и вышла-то из лакейской, да . . . |
14.07.2002 21:04 |
Письма Смердякову.
Письма Смердякову. ⌠Новейшая ваша литература и вышла-то из лакейской, да так дальше уборной и не пошла■ (из литературной полемики) Письмо первое. Победа, . . . |
08.07.2002 19:24 |
На пороге дурной бесконечности
Полемика о современном состоянии русской литературы, развернутая на страницах ⌠ЛГ■, без сомнения, более чем своевременна. Даже страшно подумать, что целых . . . |