(Рабочая тетрадь по астрономии для 11 класса.
Л.В. Жуков, И.И. Соколова. СПб МиМ 1998)
Мы живем в непростое время. Почти всем приходится, даже покупая
самое необходимое, постоянно оглядываться на цену. Книги - не исключение.
В том числе и учебные. Не все могут тратить каждый год значительные суммы
на покупку учебников, атласов, пособий и т.п. Цена, разумеется, оказывается
особенно высокой, если они изданы
на хорошей бумаге, в цвете, с великолепной полиграфией. Поэтому понятно
желание делать дешевые пособия. Вопрос только в том, где остановиться
в стремлении дать максимум информации за наименьшую цену да еще и в небольшом
формате. На наш взгляд авторы и издатели рассматриваемого пособия (хотя сами-то
в конце концов наверняка
были бы рады разработать красивое издание с множеством высококачественных
цветных фотографий) идеального
сочетания так и не смогли.
Рабочая тетрадь по астрономии издана максимально простым способом:
на плохой бумаге, без цвета (собственно вообще без иллюстраций, кроме графиков
и т.п.), что делает даже 125-страничную книжку при тираже 20 000 экземпляров со
дешевой. Однако, в сочетании со стремлением втиснуть в 125 страниц
огромное количество заданий (зачастую малоинтересных) дешевое издание
становиться малопригодным для употребления.
Пособие основывается на стандартных учебниках. И кроме собственно
большого числа заданий включает в себя подвижную карту звездного неба
(что действительно очень важно), списки литературы для дополнительного
чтения (правда, там много сильно устаревших книг) и примеры билетов по
астрономии. Кроме этого, выделяются наиболее сложные задания (привычные
"звездочки"), а также материал для запоминания.
Изложение разделено на 9 тем (при этом вся внегалактическая астрономия и космо
почему-то отнесены к теме "Наша Галактика").
Причем, как это, увы, стало обычным в отечественных пособиях,
на все звезды, Солнце,
галактики и космологию (представленную лишь двумя вопросами, хотя это
сейчас большая и бурно развивающаяся часть астрофизики) приходится менее
25% объема. И даже если добавить описание тел солнечной системы,
то получиться <40%. Т.е. на
наш взгляд тетрадь (как и некоторые учебники) перегружена ненужным и
неинтересным материалом в ущерб захватывающим новым данным
(например непонятно зачем ученикам детально (!) знать теорию Птолемея).
Кроме того, что заданий много, на их выполнение отводится очень мало места.
Затруднительно на 8 строчках тетради ученическим почерком сформулировать
и обосновать (!) свое мнение о распространенности жизни на планетах
солнечной системы, планетах вокруг других звезд нашей Галактики и во Вселенной
вцелом, или на 3 строчках перечислить и описать успехи астрономии и небесной
механики в 18-19 веках.
Встречаются и некоторые неточности (хотя их немного).
Так например, авторы настойчиво
путают понятие блеска и яркости. Используются неупотребляемые
(типа "белого гиганта") или вышедшие из употребления термины и понятия.
К примеру, выделение из астрофизики космологии и отдельное рассмотрение
космогонии - давно ушли в прошлое.
Есть в тетради некорректно или неточно поставленные вопросы, требующие
дополнительных пояснений.
Но главный недостаток - именно неправильно выбранный подход, заключающийся
в наиболее дешевом впихивании огромной информации в отдельно взятую тетрадь,
как будто задача обучения астрономии в школе -
лишь запоминание огромного количества
мертвых сведений, зачастую малоговорящих о природе небесных объектов.
Задача МАССОВОГО преподавания астрономии совсем в другом.
Нужно просто распахнуть огромный мир Вселенной, показать
многообразией и красоту небесных объектов, описав лишь самые
основные закономерности. существующие в этом мире. Конечно, донести
до ученика какую-нибудь несущественную формулу об абсолютной звездной величине
гораздо дешевле, чем показать во всей красе снимок с изображением
множества галактик, полученный Космическим телескопом. Но может быть
тогда придумать вместо сухой формулы или определения что-то другое?
Совсем отказаться от формул и тем более определений (особенно в 11 классе)
нельзя, это все разумные люди понимают, но и сводит всю школьную астрономию
к черно-белому тексту и графикам - кощунство в своем роде.
Для тетрадей по астрономии такой максимально дешевый стиль не
подходит (как не подошел бы он, например, для биологии или географии).
Можно сравнить это пособие с тетрадью Е.П. Левитана. Конечно, последняя
заметно дороже. Но зато она действительно способна не только облегчить
работу учителя, но и заинтересовать ученика, ввести его в мир астрономии,
ради чего все и затевалось.
Возможно, кто-то скажет, что сейчас в таких пособиях есть смысл,
что они упрощают жизнь учителя и т.п. "На безрыбье ..." Так что покупатели
на двадцатитысячный тираж в 140-миллионной стране наверняка найдутся.
Но хочется верить, что учебники,
неспособные привлечь к себе внимание ученика (а в случае
астрономии для этого обязательно нужны хорошие иллюстрации)
когда-нибудь уйдут в прошлое.
Не надо слишком экономить на образовании. Себе дороже.