Темы, избираемые художниками конца 19 века не случайны. Россия стоит перед очередным выбором развития культуры. Появляется множество школ и направлений в живописи, ищущих сюжеты в соответствии со своим временем. Но, среди всех тем, вопросы веры в Бога всегда остаются теми вопросами, которым не потребуется перевод на другие языки, которые пройдут проверку веками. Именно им посвящены многие произведения, относящиеся к жемчужинам православной культуры.
Николай Иванович Ге не раз обращал свой взор к темам, близким верующим душам нашей Родины. Более ста лет вопросы, поднимаемые художником в творчестве, остаются неизменно востребованными людьми неравнодушными к истории православия. В творчестве художника было несколько произведений на религиозные темы, но особенно запоминаются полотна ветхозаветного раздела, и неизменно актуальная «Что есть истина?», «Христос и Пилат» и пронзительная «Голгофа». Работу по картине «Что есть истина?» художник закончил быстро. Но главное звучание она получила от глубинных процессов, которые заложил в произведении художник. Два человека предстают перед нами на полотне: сытый, довольный и уверенный в своей правоте Понтий Пилат и безропотно отрешённый от сути происходящего Иисус. Их фигуры разделяет полоса света, разделяя два мира – мир, который нам известен, но по своей сути враждебный - и покрытый тенью мир Иисуса, как дорога к неизвестности, которую познаёт каждый только после ухода от земных благ. Рука Пилата направлена к Иисусу в попытке услышать ответ на вопрос: «Что есть истина?», хотя он точно уверен, что истина только за теми, кто сыт, богат, увенчан славой и властью. Разве не этот вопрос в наши дни ранит молодые неокрепшие души, лишённые веры.
Но насколько сильнее и выразительнее предстаёт личность Христа в работе Ге «Голгофа». Не все смогли полюбить эту работу за вскрытую «некрасивость» смерти, необратимость страданий и призыв к безропотному взошедствию на Голгофу. Никто не ждёт неожиданной смерти, подготовленной предательством друга и ученика, в окружении убийцы и вора, сопровождаемой криками толпы: «Распни». Все хотят видеть в Христе Бога, а пред нами предстаёт страдающий человек, на которого ещё и направляется рука, которая указывает на него, а значит и на всех нас с отвержением от мира, которому он уже не принадлежит. Оба произведения православной художественной культуры в настоящее время представлены в государственной Третьяковской галерее в Москве.