Как нам известно, сказка — традиционный и всеми любимый жанр русского фольклора. В конце 19 — начале 20 веков появилось такое новое жанровое явление, как русская литературная сказка, объединившая в себе фольклорные черты с индивидуально-авторскими особенностями.
Этот необычный феномен объединил в себе две стороны русской культуры, которые долгое время были практически противоположными — фольклор и литературный процесс. Литературная сказка стала отражением самого процесса взаимодействия литературы и фольклора в разные культурные периоды, будучи с исторической точки зрения явлением более поздним, чем сказка русская народная.
Временем возникновения этого специфического жанра можно считать начало 20 века, в котором сложилась ситуация исчерпанности жанра. Стоит помнить о том, что сама русская литература всегда отличалась особой открытостью своего жанрового строя — пожалуй, сложно найти этому аналог во всей мировой литературе. Русские авторы отличались своим новаторским характером и чувствительностью к изменениям литературного процесса, что зачастую приводило к созданию новых литературных форм. Так произошло и в этот раз. Ориентация на возрождение жанра сказки для детей придало всей русской и, в частности, детской литературе совершенно новое звучание.
Выделяют несколько основных групп литературных сказок.
Первая — это непосредственно литературная обработка фольклорной сказки для детей; многочисленные примеры мы можем встретить в творчества Л. Толстого. Вторая группа представляет собой оригинальные литературные сказки, которые создаются на базе фольклорных мотивов и сюжетов, например, «Двенадцать месяцев» С. Маршака, созданное по мотивам сюжета греческой сказки для детей. Третья — современные сказки, которые имеют мало общего с фольклором, они рождаются благодаря фантазии, вымыслу самого автора, в их основе — индивидуальный, неповторимый авторский сюжет. Для примера можно вспомнить «Королевство кривых зеркал» В. Губарева. В сказках всех трех групп легко узнаваемыми остаются сказочные принципы и приемы изображения человека и мира.
Основной характеристикой литературной детской сказки считают установку на вымысел и ее принадлежность определенному автору. Немаловажной чертой является также внимание к традициям русской народной сказки и фольклорному началу, ведь черты народного фольклора в современной сказке — это особый способ передачи духовной культуры русского народа современному читателю. Литературная сказка органично вобрала в себя всё то, что сотни лет формировалось в русском народном фольклоре — это и опыт славянской народности, и представления о человеке, добре, мире, а также народные идеалы и ценности.
Литературные сказки по традиции соединяют в себе два мира — сказочный и индивидуально-авторский. Яркими чертами также являются игровое начало и условность художественного сказочного мира, герои которого не осознают происходящее в сказке, как нечто нереальное. Вся сказочная нереальность является таковой только с точки зрения современного, «внешнего» мира. В самой сказке нет ничего невозможного, это норма сказочного мира.
Современные сказки для детей активно освоили весь арсенал фольклорных изобразительно-выразительных средств. Также авторская сказка является особым образцом литературы, который несет в себе черты различных культурных и литературных эпох, и соединяет в себе различные этапы эволюции русской поэзии и прозы. Это многожанровое явление, образец синтеза различных отраслей, родов, жанров литературы.
Таким образом, литературная сказка стала очень популярной и востребованной. На данный момент мы видим, что авторские сказки для детей и по сей день привлекают внимание как самих детей, так и их взрослых наставников, что является ярким доказательством универсальности этого особенного жанра русской литературы.