XX век в России является веком расцвета русской литературы. Вслед за «золотым веком», характеризующимся творчеством Пушкина, настает «серебряный век». Вместе с реализмом и романтизмом возникают новые литературные течения – модернизм, авангардизм, социалистический реализм. Появляются последователи акмеизма, символизма, футуризма. При этом каждое течение имело свои стилевые и художественные особенности, области творчества, понимание задач искусства и образов.
Единой литературы как таковой не было, поскольку она была разбита на три потока: советская, эмигрантская (русские писатели за рубежом) и «внутренняя» (не пропускаемая к читателю цензурой). Начиная с 1920-х годов и по 80-ые, читатели не могли оценить картину в целом, так как этим потокам не давали пересечься. Вспомним трагические судьбы Булгакова, Набокова, Бунина и других.
Как правило, при изучении русской литературы XX века выделяют следующие этапы:
- конец XIX века — первые десятилетия XX века;
- 1920—1930-е годы;
- 1940-е — середина 1950-х годов;
- середина 1950-х—1990-е годы.
Вообще, русская литература XX века является преимущественно философской, поскольку больше внимания уделяется проблемам бытия и духовности, придавая любым жизненным явлениям какой-либо философский или сакральный смысл.
Основные характерные черты:
- Вечные либо риторические вопросы; смысл жизни человека и его существования в обществе; исторические аспекты; отношение человека к природе;
- Новые способы и методы для выражения творчества, художественные приемы;
- Появление авангардизма (футуризма) и модернизма (символизма, акмеизма);
- Пересмотр существующих жанров; смешение литературных приемов.
Проза
Реализм, несмотря на развитие новых литературных течений, продолжал противостоять модернизму. Яркими представителями были А.П. Чехов, В.Г. Короленко, И.А. Бунин. Также появлялись новые, молодые писатели-реалисты, такие как А. Куприн, В. Вересаев, М. Горький и другие. Популярными темами были рассказы о простом народе, переживаниях человека, его роли в обществе.
Активно участвовали в литературной жизни писатели-символисты, к примеру, Д. Мережковский и А. Белый, использовавшие новые стилистические приемы, языковые возможности, экспериментирующие над произведениями нового типа.
Поэзия
Вслед за символизмом в поэзии происходит развитие нового течения – акмеизма, представляемого А. Ахматовой, Н. Гумилевым, О. Мандельштамом. Характерные черты – реальность и точность деталей и образов, вещественная оболочка символа.
Еще одно течение – футуризм, разветвляющий на несколько подтечений, основанный на бунтарском духе. Яркий пример – творчество В. Маяковского.
Кроме того, развитие получила «крестьянская» поэзия, как то: Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков и др.
Более подробно о русском языке и литературе читайте здесь.