Период активного развития газетного дела в России пришелся на 70-80е годы XIX века. Уровень образованности населения возрастал, вместе с тем и технический прогресс не стоял на месте. Стремительно росла потребность в получении свежей и актуальной информации на самые разнообразные темы.
Именно в этот период резко увеличилось число выпускаемых еженедельных и ежедневных изданий. Новые правила о печати, принятые в 1865 году, стимулировали и поощряли открытие частных типографий. Несмотря на временный характер закона, этот этап стал плодородной почвой для качественного рывка. Все новые разносторонние издательства, принадлежавшие частным владельцам, появлялись как в столичных, так и губернских городах страны. Благодаря активному развитию технологий, стало возможным производство больших объемов бумаги, цены на которую значительно сократились. Если раньше владеть издательством могли позволить себе лишь единицы, то теперь это стало весьма доступным и более того прибыльным делом. Кроме того, в это время возникли более мощные печатные машины, которые сделали возможным печать листовок, газет и журналов на более высокой скорости и в значительно больших объемах.
Благодаря использованию телеграфа во много раз увеличилась скорость поступления информации. Все эти изобретения подготовили страну к настоящему издательскому взрыву. Уже к 1882 г. в стране насчитывалось более 550 журналов и газет, причем 347 из них были провинциальными. Значительно возросло число ежедневных изданий, газеты постепенно вытесняли журналы на второй план. Популярность газет во многом объяснялась доступностью печати. Благодаря использованию более дешевого сырья, они могли выходить ежедневно. В то же время информационный голод населения все возрастал, и именно так пресса, которая могла представлять свежие факты каждый день, становилась более востребованной.
Газеты были действительно доступны, их можно было найти не только в книжных лавках, но и в библиотеках, народных читальнях и даже трактирах. Поскольку газеты, как правило, не имели строгой тематики и представляли самую разностороннюю информацию, каждый мог найти что-то интересное, одних интересовали политические события в стране, других - отрывки из романов современников. При этом издательское дело было достаточно выгодным, уже тогда значительное влияние уделялось рекламе, которая приносила высокий доход. Несколько позже прибыльной стала и печать блокнотов, которые на тот момент оставались предметом роскоши. К сожалению, в погоне за прибылью печатники нечасто ставили интересы литературы на первое место, но такая пресса быстро теряла свою аудиторию.