01.02.2010 17:39 |
Классицизм, сентиментализм - основные направления в литературе 18 века Классицизм √ основное направление литературы 18 века. Призыв и стремление к идеалу, воспевание античности, высокие моральные принципы - на это и были направлены взоры писателей и поэтов того времени.
Основным направлением литературы 18 века стал классицизм. Это направление в литературе и искусстве появилось еще в 17-м столетии и активно развивалось до начала 19 века. Этот стиль являет собой обращение к античному наследию и к идеальному образцу. Изначально он сложился во Франции в 17 веке. К этому времени Франция переживает не только культурное развитие, но и успешно стремится к экономико-политическому господству. И это ей успешно удается. Вплоть до 19 века Франция старается не уступать ни одному европейскому государствую. С 17 по 19 век идет активное развитие ремесел, торговли, появляются достижения в технической сфере. Так, в 19 веке фирма французского барона де Дитриш налаживает успешное производство печей и каминов. Ее главой становится первая в Европе женщина-руководитель - Амели де Дитриш. Это было значительное новаторское событие, так как предприятие по меркам того времени было гигантским. Такие агрегаты этой фирмы, как котлы отопительные, стали востребованы и за пределами государства.
Возвращаясь к классицизму и 18 веку, стоит отметить, что данный период был связан с Просвещением. Он основывался на идее философского рационализма, особое внимание уделялось разумной закономерности мира. Столь же ярко было стремление выразить значимое общественное содержание, воспеть героические и нравственные идеалы. Наблюдается тяга к строгой организованности ясных, гармоничных и логичных образов. Идет строительство фундамента высоких моральных принципов. Но процессы строительства активно набирают обороты не только в литературе. Идет возрождение и строительство новых культурных центров – театров, музеев, дворцов. Развитие науки и техники шагает в ногу со временем, а потому сооружения того времени могут похвастать не только красивой архитектурой, предметами изобразительного искусства, но и развитием технологий. Так, новострой мог быть укомплектован таким агрегатом, как отопительный котел. Это говорило о развитии всех сфер того времени.
В тот период Западную и Восточную Европу объединяло одно – попытки установить господство на экономико-политическом пространстве. А потому, несмотря на различия культурного содержания народов и отличия в становлении культурных и литературных пластов, научно-технический прогресс затронул обе части Европы. В то время уже даже не было диковинкой устанавливать в своих домах котлы на твердом топливе. Люди стремились к эстетике как в материальном, так и духовном мире. Что касается эстетики классицизма, то возвышение этических идей, воспитательная программа искусства подпадали под некую иерархию жанров: - «высоких» - ода, трагедия, история, мифология, эпопея, религиозная картина и другие; - «низких» – сатира, жанровая картина, комедия, басня и т. д.
Русский классицизм ни в коем случае не предусматривал смешение «высокого» жанра с «низким». Между ними существовала строгая граница, которая не могла быть нарушена, например, как между комедией и трагедией. Новатором жанра оды в России стал. М. В. Ломоносов, создателем трагедии был А. П. Сумароков.
18 век в литературе был ознаменован возникновением такого нового направления, как сентиментализм. Тогда-то и появляются новые жанры – чувствительная повесть и путешествие. Стоит отметить, что Н. М. Карамзин сыграл не последнюю роль в развитии этого жанра. Тогда создаются его знаменитые повести – «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника». Сентиментализм дал возможность по-новому повествовать, авторы более правдиво изображали действительность в своих произведениях.
|