Растущая популярность интернет-трансляций кинофильмов и спортивных состязаний спровоцировала бум новых продуктов и услуг.
Видеотрансляции через Интернет появились довольно давно, но только в последние год-два компании-поставщики контента вместе с разработчиками программного обеспечения и изготовителями устройств всерьез решили изменить привычный вид телевизионных развлечений. Потоковое развлекательное телевидение находится на раннем, но многообещающем этапе развития. Здесь пока отсутствуют однозначные лидеры, и финансовые успехи весьма скромны. Компания Google оснащает телевидение средствами поиска. Система Boxee выглядит заманчиво, но еще не имеет законченного продукта для рынка. Второе поколение устройств Apple TV пополнило ассортимент цифровых ресиверов ценой до 100 долл. и готово предложить зрителям главным образом кинофильмы, спортивные состязания и некоторые телесериалы. Такие компании, как Sony, LG и пр., также снабжают свои телевизоры средствами подключения к Интернету. Фактически в интернет-телевизоре Sony имеется встроенная платформа Google TV.
<Не приходится сомневаться в том, что с каждым днем увеличивается потребление потокового телевизионного контента, повышается его качество, продолжительность просмотра и поддерживаемый ассортимент устройств>, - говорит Дэн Рейберн (Dan Rayburn), ведущий аналитик компании Frost & Sullivan и автор блога Streamingmedia.com. Рейберн наблюдает эти изменения и в своей собственной жизни. Он смотрит в режиме потоковой трансляции кинофильмы с различных аппаратных платформ - от игровых приставок и цифровых видеомагнитофонов до последних версий видеоплейеров в Интернете.
Конечно, Рейберн намного опережает рядового американского потребителя, но взрывной рост многообразия сервисов и устройств потокового вещания был бы невозможен, если бы их создатели не верили в огромный потенциал этого направления. В спорах о реальных темпах роста окончательная точка еще не поставлена, но прогноз, содержащийся в исследовании Cisco под названием <Индекс развития визуальных сетевых технологий> (Visual Networking Index, VNI), содержит невероятные, на первый взгляд, цифры. В 2014 году человеку понадобятся два года (72 миллиона часов свободного времени), чтобы пересмотреть весь тот объем видеоданных, который лишь за одну секунду будет пересылаться по IP-сетям. К концу этого года аудитория зрителей видеотрансляций в Интернете достигнет одного миллиарда человек. Сегодня потоковое телевизионное вещание делает первые шаги, и пройдет немало лет, прежде чем оно существенно затронет кабельные и спутниковые трансляции. <Пока что для этого недостаточно устройств во всех секторах, за исключением игровых консолей. Кроме того, огромное количество телеканалов еще не перешло в Интернет>, - констатирует Рейберн.
По-настоящему активное распространение потокового контента требует выполнения трех условий: установленная база устройств потокового вещания должна составить десятки миллионов единиц, ассортимент контента должен стать шире, и необходима программная платформа, которая не доставляла бы хлопот потребителю. <Не считая телеприставок, сегодня имеется примерно 15 миллионов игровых систем PS3, Xbox и Wii, при этом около 85% устройств Wii не подключены к Интернету, - напоминает Рейберн. - Это капля в море, если учесть, что в 99% домохозяйств есть телевизоры, ориентированные, в первую очередь, на прием кабельного, спутникового или эфирного вещания через антенну>.
Основной потенциал, несомненно, связан с контентом, но пока на этом участке работают лишь несколько экспериментаторов, в том числе NetFlix и MLB.tv. К тому же необходимо познакомить потребителя и с концептуальной, и с практической стороной работы потоковых развлекательных видеотрансляций. <Партнерство между такими гигантами, как Samsung, Sony и Yahoo!, подает некоторые надежды, но до тех пор, пока подключение и использование оборудования не будет предельно упрощено, пока не станет возможно ограничиться понятными концепциями типа обычной подписки или, еще лучше, вовсе их избежать, о быстром росте говорить не приходится>, - отмечает Том Баттс (Tom Butts), главный редактор журнала TV Technology.
Хотя традиционными платформами для потокового видео стали смартфоны, ноутбуки и цифровые ресиверы, телевизоры не теряют своих преимуществ: это большие устройства в центре интерьера, которые удобно смотреть всей семьей или с друзьями. Кроме того, их существуют сотни миллионов.
Зачем смотреть потоковую трансляцию фильма на смартфоне с четырехдюймовым дисплеем, когда рядом есть 50-дюймовый жидкокристаллический телевизор? В конце концов, кто смотрит матчи Суперкубка по американскому футболу на iPhone? Ответ прост - как правило, это те, кто не может добраться до телевизора, тем более, что американцы - нация мобильная. Вместе с тем, по словам Джима Лаудербека (Jim Louderback), генерального директора компании Revision3, <мы проводим ежегодные опросы нашей аудитории и видим, что намного больше людей смотрит потоковые трансляции телепередач>. Опрос, проведенный этим летом, показал, что 40 процентов 8-тысячной выборки из 8-миллионной ежемесячной аудитории уникальных посетителей Revision3 смотрят потоковые трансляции по телевизору. Для сравнения: в прошлом году таковых было лишь 30%, а в позапрошлом - 12%.