Интернет против бедности
Сельское хозяйство дает средства к существованию двум с половиной миллиардам жителей развивающихся стран. Более полутора миллиардов из них - так называемые "малоземельные фермеры" 1, то есть, по определению ООН, владельцы семейных ферм с земельным наделом менее двух гектаров. Этот слой населения занимает нижнюю часть социальной пирамиды, отличаясь самыми низкими доходами, низким уровнем грамотности и отсутствием доступа к информации и услугам. Между тем эти люди создают около трети ВВП наименее развитых стран мира2.
Чтобы вырваться из нищеты, малоземельные фермеры должны расширять свои навыки и знания и развивать конкуренцию во всей "малоземельной" экономической цепочке. Сочетание этих факторов повысит производительность труда в сельском хозяйстве и поднимет доходы сельских жителей.
Важнейшим средством экономичного предоставления информационных услуг достаточно большому и широко рассредоточенному сельскому населению может стать Интернет. Интернет-технологии могут предоставить фермерам знания и средства планирования агробизнеса, объединить их для более эффективной торговой деятельности. Несмотря на трудности доставки и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), распространение Интернета на селе может очень скоро принять необратимый характер. Страны, первыми начавшие широко распространять и использовать Интернет в сельскохозяйственном секторе, получат существенные экономические и социальные преимущества. Но, чтобы добиться успеха, им потребуется широкополосная инфраструктура, система доставки инфокоммуникационных услуг на селе и сервисная платформа, обеспечивающая трансформацию сельскохозяйственной экономики и деревенской жизни. Для реализации каждого из перечисленных факторов необходимо следующее:
∙ вычислительная архитектура совместного использования, сокращающая стоимость и сложность новых технологий;
∙ новые бизнес-модели, привлекающие частные инвестиции и изначально нацеленные на пользователей, зарабатывающих менее двух долларов в день;
∙ активная совместная работа глобальной экосистемы, участники которой были бы заинтересованы в практической реализации данной идеи.
Решающую роль в создании всех этих трех предпосылок должен сыграть государственный сектор экономики.
Проблемы: вычислительные технологии для бедных
Доступ малоземельных фермеров к ИКТ сопряжен с огромными трудностями. Эта часть фермерства - самая малообеспеченная в мире. Те, кто относится к данной категории, проживают в самых удаленных районах и практически не имеют опыта в области современных технологий. Более того, чтобы избавить этот социальный слой от нищеты и добиться существенного роста экономики на селе, нужно предоставить инфокоммуникационные технологии не горстке энтузиастов, а многим миллионам рядовых пользователей.
В развивающемся мире стоимость базовой "корзины" инфокоммуникационных услуг (фиксированная и мобильная телефония и базовый доступ в Интернет) составляет около 20 процентов от среднедушевого дохода, т.е. в 10 с лишним раз больше, чем в развитых странах3. Сложность и медленные темпы распространения ИКТ в развивающихся странах усугубляются незрелостью ИТ-индустрии, нехваткой квалифицированных специалистов и необходимостью доставки услуг сельским жителям, в массе своей проживающим на огромных территориях с низкой плотностью населения.
Привлечение частных инвестиций в сферу доставки инфокоммуникационных услуг часто упирается в заколдованный круг. Спрос на эти услуги среди сельского населения слишком мал для получения прибыли. Чтобы добиться окупаемости, приходится повышать тарифы, а это еще сильнее сдерживает спрос. Таким образом, мы сталкиваемся со сложнейшей задачей координации разнонаправленных интересов и решения взаимосвязанных проблем, возникающих у множества заинтересованных организаций, таких как государственные органы, международные финансовые и благотворительные организации, новые местные предприятия и сельские сообщества, которым нужно предоставлять услуги. Преодоление этих проблем требует широкого распространения знаний и инноваций в самых разных областях.
Тенденции: изменение парадигмы
В последнее время появился ряд любопытных тенденций, дающих надежду на успешное разрешение перечисленных проблем. Речь идет о новой модели совместного использования вычислительных ресурсов (shared computing), росте привлекательности инвестиций в сельские инфокоммуникационные проекты и новых возможностях совместной работы в рамках единой экосистемы.
Shared Computing
Развитие технологий совместного использования ресурсов, получивших общее название "cloud computing", сокращает расходы и оказывает существенное влияние на скорость, сложность и уровень риска при доставке прикладных и вычислительных услуг. В настоящее время все большее число поставщиков предлагает услуги удаленных вычислений по подписке или с оплатой по реальному объему использования (pay-for-usage). Так, например, поставщики услуг SaaS (Software as a Service - программное обеспечение как услуга) предлагают хостинг приложений с доставкой по требованию или по подписке. Модели IaaS (Infrastructure as a Service - инфраструктура как услуга) обеспечивают удаленную доставку управляемых аппаратных услуг и дают пользователям возможность платить за серверы, системы хранения и сети в зависимости от объема пользования.
С 1990-х годов растет интерес развивающихся стран к различным формам совместного использования вычислительных средств, включая установку общественных компьютеров в так называемых "телецентрах", которые позволяют сельским жителям пользоваться интернет-услугами через единое общественное устройство доступа. Испытания "телецентров", проведенные во многих странах, привели к появлению новаторских экономических моделей и стали катализатором разработки инфокоммуникационных услуг, опирающихся на общие центры доступа и выгодных сельскому населению. Как правило, эти модели охватывают такие области, как образование, микрофинансирование и государственные услуги.
Привлечение инвестиций
За последние десять лет в инфокоммуникационном секторе стран-членов Международной ассоциации развития произошла "тихая революция" (при том, что члены этой ассоциации менее других способны инвестировать в развитие ИКТ). За период с 1997 по 2006 гг. в эту сферу было вложено 16 млрд долларов США. Более 80 процентов этой суммы поступило из частного сектора4. Всемирный банк активно сотрудничает с правительствами, пытаясь построить магистральную интернет-инфраструктуру и расширить доступ к Интернету с помощью государственных инвестиций, которые, в свою очередь, привлекают дополнительные частные капиталовложения.
3,7 млрд жителей нашей планеты зарабатывают менее 2 долларов в день. Совокупный доход этой группы населения составляет 2,3 триллиона долларов в год, и ежегодно эта сумма возрастает на 8 процентов5. Частные компании проявляют повышенный интерес к работе с этой потенциально выгодной пользовательской базой, выражая готовность предлагать ей новаторские услуги, основанные на новых бизнес-моделях.
Инициативы в области микрофинансирования показывают, что сельские жители могут создавать собственные компании, предоставляющие прибыльные услуги своим согражданам. К примеру, в Бангладеш6 банк Grameen выдает беднякам беззалоговые кредиты для создания микрокомпаний, а Kiva.org предоставляет аналогичные кредиты при поддержке индивидуальных благотворителей7. Этими услугами пользуются самые разные категории предпринимателей, в том числе женщины, выступающие как операторы общественных сотовых телефонов, и лица, продающие домашние солнечные батареи и оказывающие для них услуги технической поддержки. Новаторские услуги микрофинансирования дают хорошее представление о том, как привлечь к проектам талантливых предпринимателей и организовать микроинвестиции.
Совместная работа в экосистеме
Социальные сети и новые технологии (википедии, блоги, видео) резко изменили методы совместной работы. Сегодня даже широко распределенные сообщества могут эффективно обмениваться информацией, вести дискуссии и разрабатывать совместные решения.
Новые технологические средства и новая культура совместного использования открытых ресурсов способствуют распространению внутрикорпоративной и межкорпоративной совместной работы и сотрудничества между любыми группами и сообществами. Технологии совместной работы помогают создавать широкие и мощные экосистемы, состоящие из людей, заинтересованных в решении сложных проблем. Эти технологии применяют такие всемирные организации, как GAID (Глобальный альянс ООН для ИКТ и развития). Онлайновое сообщество GAID пользуется новейшими функциями социальных сетей, которые помогают заинтересованным лицам и организациям подключаться к экосистеме, вносить свой вклад в ее работу и сотрудничать с другими участниками8.
Строительство интеллектуальных подключенных сельских сообществ
Перечисленные выше тенденции дают наглядное представление о том, что в данной области возникают хорошие предпосылки для привлечения частных инвестиций, использования энергии сельских предпринимателей и стимулирования экономического развития на селе с помощью Интернета. Чтобы добиться успеха на этом направлении, государственным деятелям нужен целостный подход, сочетающий три элемента:
1. Сетевые соединения, включающие "последнюю милю". Для расширения возможностей "последней мили" нужна целостная система, опирающаяся на конкуренцию и сотрудничество операторов в интересах распространения инноваций и снижения расходов. Нужна программа стимулирования спроса на селе и начальных общественных инвестиций, способных привлечь последующие частные капиталовложения. И, наконец, необходима совместная работа в экосистеме, нацеленной на практическое строительство сетевой инфраструктуры.
2. "Телецентры" (центры общественного доступа). Для привлечения частных инвестиций к работе "телецентров" нужно сформировать региональные сервисные агентства, которые разрабатывали бы привлекательные местные услуги и предлагали их сельским предпринимателям, создающим и эксплуатирующим "телецентры". Операторы "телецентров" должны стать организаторами потока информации для местного населения. Региональные сервисные агентства должны работать как коммерческие предприятия на основе государственно-частной политики, создающей привилегированные условия для определенного региона или услуг электронного правительства (e-government). Эксклюзивные условия дадут агентствам время для возврата начальных инвестиций.
3. Интеллектуальные услуги. "Телецентры" создают механизм доставки для широкого ассортимента решений, повышающих качество жизни за счет распространения медицинской и гигиенической информации, сокращающих стоимость важных услуг (регистрация прав на земельные участки, обращения за субсидиями и т.д.), повышающих производительность сельского труда и развивающих торговлю.
Госсектор при этом должен играть ведущую роль, создавая государственные услуги для граждан и стимулируя разработку критически важных информационных услуг для сельского хозяйства.
Глобальные технологические компании предоставят проверенные многофункциональные программные платформы для поддержки разнообразных услуг и ускорят распространение практики совместного использования вычислительных ресурсов за счет формирования местных альянсов, поставки проверенных технологических платформ и обучения кадров в развивающихся странах.
Решение: электронное сельское хозяйство (e-Agriculture)
Инфокоммуникационные услуги для развития сельского хозяйства должны расширять знания и совершенствовать навыки малоземельных фермеров, повышать их конкурентоспособность и уровень жизни. Чтобы грамотно выбрать такие услуги, планирующим организациям госсектора нужно понять, в каких областях информационные и коммуникационные технологии могут принести наибольший эффект и какие именно услуги окажутся наиболее привлекательными для частных инвесторов. Для этого необходим анализ в трех областях:
1. Анализ сельскохозяйственной экономической цепочки поможет определить наиболее острые проблемы и оценить преимущества, которые возникнут в результате их решения.
2. Анализ информационно-коммуникационных технологий поможет выявить экономически целесообразные технологии для решения проблем и получения преимуществ.
3. Анализ сервисной цепочки определит финансовую доступность инфокоммуникационных услуг и поможет найти партнеров по экосистеме, готовых инвестировать в данный проект и обеспечить доставку необходимых сервисов.
Инфокоммуникационные технологии помогают участникам экономической цепочки в следующих областях:
∙ доставка знаний, включая доступ к информации, электронное обучение и консультационные услуги;
∙ фермерское планирование для повышения эффективности агробизнеса;
∙ повышение качества за счет поддержки стандартов и учета необходимых данных;
∙ создание порталов для оптимизации закупок и продаж;
∙ планирование цепочек поставок для сокращения расходов и повышения прозрачности логистики;
∙ финансовые услуги, расширяющие доступ к капиталу и сокращающие стоимость финансовых транзакций;
∙ предоставление сельским жителям доступа к базовым услугам здравоохранения, образования и электронного правительства.
Польза для всех
Распространение ИКТ на селе принесет немало пользы самым разным слоям сельского общества и прежде всего - участникам сельскохозяйственной экономической цепочки. Эта цепочка, где доминируют малоземельные фермеры, сталкивается с проблемами, которые можно решить с помощью современных информационно-коммуникационных технологий.
Например, чтобы увеличить доходы, фермер должен выбрать прибыльные культуры, сократить расходы на семена, удобрения и пестициды, а также повысить качество конечной продукции. Услуги "телецентров" могут предоставить фермерам информацию, услуги обучения и доступ к конкурентным рынкам для закупок и сбыта. Решения для "подключенного сельского хозяйства" повысят доходы фермеров и увеличат их вклад в общие результаты работы сельскохозяйственного сектора.
Закупщики продукции малоземельных фермеров сталкиваются с проблемой качества продуктов, трудностями планирования и необходимостью управления большим количеством микротранзакций. Доступ к приложениям-планировщикам, сбор данных на уровне ферм и доступ к услугам электронного финансирования на селе позволят закупщикам и перерабатывающим предприятиям значительно сократить текущие расходы и повысить конкурентоспособность на национальном и мировом рынке.
Многие участники сельскохозяйственной экономической цепочки могут извлечь пользу из финансовых услуг и повышения квалификации. Финансовые организации могут воспользоваться сетью деревенских "телецентров" для доставки своих услуг по низкой цене. Платформы электронного обучения можно использовать для развития профессиональных и предпринимательских навыков среди фермеров и других граждан. Эти услуги могут внести большой вклад в общее развитие сельскохозяйственного сектора и повышение конкурентоспособности.
Инфокоммуникационные технологии могут предоставить доступ к необходимым услугам не только фермерам, но и более широкому кругу сельских жителей. Так, например, сегодня для получения важных государственных услуг (регистрации прав собственности на земельные участки и получения субсидий) фермер вынужден совершать длительные поездки в государственные учреждения даже для того, чтобы просто проверить текущее состояние своего дела. "Телецентры" же могут доставлять эти услуги по месту жительства, экономя таким образом фермерам время и деньги. Кроме того, "телецентры" создают новые рабочие места и выводят местные продукты на ранее недоступные рынки. Примером может служить услуга типа "eBay" для продажи ремесленных изделий. Наконец, "телецентры" могут доставлять услуги базового образования, повышать уровень грамотности и расширять возможности детей по изучению дополнительных материалов. Доступ к базовым медицинским услугам через "телецентры" также повысит общий уровень жизни сельских сообществ. Таким образом, инфокоммуникационные решения, доставляемые сельским жителям с помощью местных "телецентров", помогут бороться с бедностью, создадут новые рабочие места, повысят уровень знаний, дадут фермерам уверенность в завтрашнем дне и создадут благоприятные условия для общего развития сельской экономики.
Практические примеры
Отличным примером крупномасштабной реализации такого подхода служит реализуемая в Индии программа Центров общественных услуг (показана на рисунке 2). К концу 2010 года в этой стране будет работать более 100 тысяч "телецентров", доставляющих инфокоммуникационные услуги миллионам сельских жителей.
Индийское Министерство информационных технологий распределило обязанности по реализации этой программы среди государственных и частных предприятий и привлекло крупные частные инвестиции. Госсектор построил магистральную инфраструктуру, доставляющую интернет-услуги в национальном масштабе с пропускной способностью до 2 Мбит/с до точек, находящихся в пределах 10 миль от большинства деревень.
Правительство Индии определило набор федеральных и региональных услуг электронного управления, чтобы создать основу для реализации программы и привлечь частный сектор. Роль частного сектора состояла в том, чтобы создать сервисные агентства для агрегации и локализации услуг в конкретном регионе и построить сеть коммерческих деревенских "телецентров".
Частный сектор с энтузиазмом принял эту программу, и в результате к 2010 году число "телецентров" составит не 100 тысяч, как первоначально планировалось, а 113 тысяч. Главным достижением "телецентров" станет не только создание на селе 225 тысяч новых рабочих мест для образованной молодежи, но и предоставление местным жителям доступных по цене информационных услуг. В двух штатах Индии уже реализована программа электронной регистрации земельных прав для 17 млн фермеров. За первые пять месяцев реализации этой программы сельские жители штата Андхра-Прадеш оплатили через местные "телецентры" счета на общую сумму в 4,3 млн долларов США.
Дальнейшие шаги: лидерство и координация
Трансформация сельского хозяйства зависит от готовности и способности государственного сектора к лидерству и координации действий множества участников экономической цепочки. Государство должно разработать стратегию и план, включающий три инфраструктурных аспекта, о которых говорилось выше (доступ в Интернет по "последней миле", создание местных "телецентров" и внедрение интеллектуальных сервисных платформ). Для этого необходимо:
∙ в области широкополосной инфраструктуры - попытаться воспользоваться возможностями финансирования, которые предоставляют такие организации, как Всемирный банк. В то же время нужно разработать нормативную базу и план стимулирования спроса, чтобы создать стимулы для инвестиций со стороны операторов связи.
∙ Построить несколько образцовых "телецентров" для демонстрации их преимуществ. Базовыми услугами для таких центров должны стать услуги электронного правительства (e-government). Инвесторы должны получить стимулы для формирования сервисных агентств, выполняющих функции разработки и локализации привлекательных новаторских услуг.
∙ Рассмотреть и приоритезировать задачи, стоящие перед сельскохозяйственными экономическими цепочками в каждом регионе.
∙ Начать программу с тех областей, где инфокоммуникационные технологии способны принести наибольший эффект в плане роста производительности труда, увеличения доходов сельского населения и повышения конкурентоспособности.
Все это может значительно изменить положение тех, кто больше всего в этом нуждается. Такая программа действий способна повысить уровень жизни в развивающихся странах и стимулировать их экономическое развитие.