Рассказывает Юрий Французов, директор корпорации Intel по стратегическому развитию бизнеса в России и регионах Центральной и Восточной Европы.
Сегодня стало очевидным, что одним из основных двигателей развития информационного рынка, особенно в его потребительском сегменте, стал Интернет. Даже те из нас, кто еще два-три года назад не видел пользы в получении информации через компьютерные сети, все чаще обращаются к Глобальной Паутине за справками и услугами. Это происходит потому, что во Всемирной сети появилось множество сервисов, полезных для каждого: сведения о пробках, поиск лекарств, данные о рейсах самолетов и поездов, стоимости билетов, расписании выставок, репертуарах кинозалов и театров, а также многое другое.
Результаты исследований показывают, что глобальная компьютерная сеть в России до сих пор используется, в основном, для игр, в то время как в США это средство почтовой, телефонной и видеосвязи, виртуального банкинга, совершения покупок и других потребительских услуг. Это определяется не столько различием в характерах русских и американцев, сколько распространением широкополосного доступа (в США он развит не в пример лучше) с большими скоростями обмена данными. Когда в России будут доступны подключения ко Всемирной сети на основе скоростных беспроводных стандартов WiMAX, 3G или иных, здесь распространятся и всемозможные Интернет-услуги.
Второй важнейший аспект: доступ к информации должен быть обеспечен в любом месте и в любое время. В этом принципе заложен успех компьютерной мобильности. Как это ни удивительно, но Россия занимает одно из лидирующих мест мире по числу смартфонов и четвертое - по интенсивности доступа в Интернет с помощью <карманных> устройств. Это означает, что потребность населения в таком доступе необычайная. Поэтому мы стараемся внимательно следить за возможностями мобильного Интернета. В 2008 году корпорация Intel фактически инициировала выход на рынок нового класса компактных компьютеров - MID (Mobile Internet Device, мобильных Интернет-устройств).
Напомним о том, что работа с Интернет-содержимым укладывается в две формы-стадии. Первая - это потребление информации, уже расположенной во Всемирной сети, а вторая - создание находящегося в ней контента (текст, фотографии, видео). Интересное наблюдение: сегодня в метро непросто найти человека, читающего газету, но все чаще встречаются пассажиры, просматривающие что-либо на карманных компьютерах, смартфонах и коммуникторах, читающие электронные <книги> и т.д. Все эти устройства компактны и позволяют владельцу воспринимать информацию, что называется, <на ходу>. MID - это новая категория сверхпортативных ПК, созданная именно для такой работы. Они гораздо компактнее и легче, чем портативные компьютеры (включая субноутбуки), но функционально гораздо богаче карманных устройств, поскольку оснащены достаточно мощным для решаемых задач процессором Intel Atom (на MID можно запросто смотреть видео в разрешении DVD и контент web-страниц, основанный на технологии Adobe Flash). Тут следует подчеркнуть, что MIDs скорее попадают в раздел потребительской электроники, поскольку в них реализованы другие, нежели в ПК, принципы взаимодействия пользователя и устройства.
В ноябре 2008 г. в США начались продажи одного из первых MID производства Clarionпод названием MiND. Это классический MID с дисплеем 4,8 дюйма по диагонали резрешением 800х480 пикселов, 512 Mбайт памяти, поддержка Bluetooth, WiFi и системы глобальной навигации (GPS), способность воспроизводить музыку и видео. Следующая модель, Clarion MiND Premium, будет в дополнение к указанному оснащена 3G модулем для использования мобильного Интернета. Модель от Clarion предназначена для использования в автомобиле.
Производительность процессора привлекает производителей навигаторов, потому что при езде на большой скорости в обычных устройствах этого типа карта не успевает обновляться, да и расчет сложного маршрута производится с неприятными задержками. Intel Atom решает эти проблемы, оставаясь весьма привлекательным с точки зрения низкого потрбеления энергии батарей. Кроме того, он позволяет воспользоваться web-сервисом Google, который недоступен большинству традиционных навигаторов.
Скорее всего, на первом этапе своего распространения MID будут востребованы только в потребительском сегменте, но потом они наверняка проникнут и в корпоративный. MID предназначены для работы <в поле>, где они без труда заменят и смартфоны, и коммуникторы, и традиционные мобильные ПК. Но такой момент наступит лишь тогда, когда в России распространится мобильный широкополосный доступ в Интернет.