Перед медицинскими учреждениями все острее стоит проблема того, как обеспечить врачам, медицинским сестрам и другим специалистам здравоохранения своевременный доступ к огромным массивам информации. Для этого все чаще используются беспроводные системы нового поколения, включающие телефоны, мобильные и планшетные компьютеры, а также специализированные устройства, способные - в сочетании с современной коммуникационной инфраструктурой - в полной мере реализовать преимущества мобильной медицины. "Медицинским специалистам нужны разные коммуникационные устройства, предоставляющие мгновенный доступ к людям и данным, которые необходимы для лечения пациентов. Однако врач не может и не должен носить с собой целый арсенал телекоммуникационных систем - их надо консолидировать в рамках единого мобильного устройства для связи и групповой работы, - считает вице-президент компании Cisco по маркетингу Алан Коэн (Alan Cohen). - При этом врачам, медсестрам и другим специалистам нужны единые устройства разных типов".
Исследования показали, что больше половины своего рабочего времени врач проводит за пределами больницы. Медицинские сестры и вовсе находятся в постоянном движении 70 процентов рабочего дня. Более того, сегодня им чаще, чем раньше, приходится возвращаться на центральный пост, чтобы воспользоваться стационарным компьютером или телефоном, и это, естественно, доставляет им дополнительные неудобства.
Надежность, безопасность и пропускная способность традиционных беспроводных технологий не соответствуют требованиям медицинской отрасли. Эти технологии обеспечивают связь через ограниченное число несовместимых устройств, которые к тому же слишком громоздки, чтобы использоваться у постели больного. Поэтому многие госпитали переходят на стандартную технологию Wi-Fi, которая поддерживает большой ассортимент пользовательских устройств и может работать с широкополосными приложениями, чувствительными к задержкам, такими как "голос поверх IP" (VoIP) и видеотранспорт.
Сочетание стандартной технологии и широкой полосы пропускания позволяет поддерживать все мобильные приложения на едином портативном устройстве: мобильном планшетном компьютере, телефоне Wi-Fi или двухрежимном пользовательском терминале. Такое сочетание знаменует собой переход от традиционных беспроводных соединений к действительно мобильным медицинским решениям. В результате врач, находясь у постели больного, может получать электронные данные об истории болезни и состоянии здоровья по беспроводным каналам через мобильное устройство, специально разработанное для этих целей, что, в свою очередь, позволяет быстрее ставить диагнозы и практически мгновенно приступать к лечению. Ординатор же или стажер, нуждающийся в консультации опытного доктора, может получить ее в любом месте - в больнице или на дому у пациента. Для этого нужно лишь набрать единый номер, и связь между двумя беспроводными устройствами будет незамедлительно установлена.
В мире разрабатывается все больше технологических решений, призванных удовлетворить медицинские требования, которые иногда весьма и весьма отличаются друг от друга. К примеру, компания World Wide Technology Inc. (WWT) из Сент-Луиса (США) создала мобильный планшетный компьютер для врачей, в котором передача голоса и данных интегрирована с технологией радиочастотной идентификации (RFID). "Этот мобильный компьютер стал мобильным телефоном, системой инвентаризации и приобрел множество других полезных функций", - говорит Боб Ольвиг (Bob Olwig), вице-президент по развитию корпоративного бизнеса WWT. С помощью нового компьютера врачи могут разговаривать с медсестрами и пациентами через гарнитуру Bluetooth, которая сводит к минимуму возможности подслушивания. Если у больного случился приступ и медсестре нужно срочно найти доктора, она может с помощью системы RFID мгновенно определить его местоположение даже в самом переполненном медицинском центре и связаться с ним через многоцелевую беспроводную локальную сеть. Компактность и удачный дизайн мобильного планшетного компьютера позволяют врачу работать с медицинскими приложениями, не теряя визуального контакта с пациентами. Это лишь одно из множества подобных решений, имеющихся на рынке, говорит Ольвиг, "и главное здесь - разработать для каждого специалиста правильное решение для конкретной цели. К примеру, кардиологам и рентгенологам понадобятся устройства с большими экранами для просмотра рентгеновских и других медицинских изображений".
Марк Холланд (Marc Holland), аналитик из Health Industry Insights (дочерняя компания IDC), отмечает, что современные информационные технологии создали целый ряд интересных возможностей - например, мобильные устройства нового поколения, работающие в точке оказания услуги, - и эти возможности привлекли внимание множества медицинских специалистов. Более того, новые технологии стали одним из ключевых факторов, вызывающих у молодежи повышенный интерес к медицинской профессии. Теперь в медицинских учреждениях нужно строить беспроводные локальные сети, необходимые для поддержки устройств, которые оптимизируют работу врачей и медсестер и предоставляют им все преимущества новой технологии.
Сегодня, когда система здравоохранения переходит на новый этап развития, обретая мобильность, перед ней встает задача упорядочения работы персонала в непредсказуемой, хаотичной медицинской среде. Чтобы определить наиболее оптимальные способы использования мобильной информации, лечебное учреждение должно ответить на следующие вопросы:
∙какими портативными средствами связи нужно снабдить врачей и медицинских сестер?
какие использовать приложения, рецептурные средства, электронные истории болезни?
∙как обеспечить обмен информацией между врачами, медсестрами, пациентами и другими заинтересованными сторонами?
∙как ускорить поиск нужного оборудования?
"Эти вопросы по отдельности не решить, их можно решить только в комплексе", - подчеркивает вице-президент Cisco Алан Коэн.
Чтобы воспользоваться новыми приложениями и поднять качество ухода за больными, одна из наиболее технологически "продвинутых" медицинских организаций США - Clarian Health Partners решила заменить свою закрытую беспроводную сеть на открытую стандартную сеть Wi-Fi. Исследования, проведенные в госпиталях Clarian Health Partners, показали, что телефонные вызовы прерывали работу медсестер с пациентами вдвое чаще любых других факторов. Это не давало медсестрам спокойно работать, тем более, что звонки, как правило, поступали в самый неподходящий момент. Теперь вместо того, чтобы передавать все входящие вызовы медсестрам по беспроводной сети на телефоны Wi-Fi, их сперва направляют в центр сестринской службы для оценки приоритетности и своеобразной сортировки. Поскольку далеко не все вызовы требуют немедленной реакции, в большинстве случаев центр отправляет медсестре текстовые сообщения. При этом сигнал вызова может быть двух типов: один для срочных сообщений (на них необходимо ответить в течение 10 минут), а другой - для несрочных сообщений, допускающих получасовую задержку с ответом.
Система текстовых сообщений позволяет держать персонал в курсе событий, не отвлекая от работы с пациентами. "Просмотр текстового сообщения отнимает всего пару секунд. Такие сообщения не отвлекают медсестер от прямых обязанностей и не вызывают нареканий со стороны пациентов. Кроме того, по завершении процедуры медсестра быстрее переходит к следующему участку работы, - отмечает Синди ДеБорд (Cindy DeBord), дипломированная медсестра, управляющая клиническими ресурсами в сети больничных учреждений Индианаполиса. - Телефонный разговор занимает больше времени, и после него медсестре труднее снова сосредоточиться на выполняемой процедуре".