Совсем немного времени осталось до начала новой серии кибер-игр в рамках турнира Intel Challenge Cup (<Кубок вызова Intel>). И пока российские профессионалы в области компьютерного спорта проводят свои последние тренировки в предвкушении главного спортивного состязания года, самое время вспомнить о предыдущих виртуальных боях и первых победах в рамках Intel Challenge Cup.
Точкой отсчета в истории профессионального киберспорта принято считать появление в 1997 г. в США первой профессиональной спортивной лиги - Cyberathlete Professional League (CPL). На самом же деле компьютерные игры, фактически, стали спортом тогда, когда у геймеров появилась возможность состязаться в своем игровом мастерстве не с компьютером, а друг с другом, причем с появлением сетевых режимов и развитием Интернета стали доступны виртуальные сражения с соперниками, находящимися в любой точке земного шара.
У турнира Intel Challenge Cup тоже есть своя история. На протяжении многих лет корпорация Intel выступала спонсором игровых компьютерных состязаний по всему миру - например, соревнований, проводимых под эгидой Лиги электронного спорта (Electronic Sports League), которая является крупнейшей европейской лигой киберспорта и насчитывает более 600 тыс. участников. В 2006 г. было принято решение организовать собственные турниры и в России: открытый чемпионат Intel Call of Duty 2 среди непрофессиональных команд, а также Intel Challenge Cup, или <Кубок вызова Intel>.
Этому турниру сопутствовал заслуженный успех - в основном, благодаря удачно выбранному формату. Во-первых, серию выставочных матчей было решено проводить поочередно в нескольких крупнейших российских городах, что позволило собрать гораздо более многочисленную по сравнению с другими чемпионатами аудиторию геймеров и любителей компьютерных игр. Во-вторых, игровая серия изначально организовывалась как шоу, которое может быть интересно не только непосредственным участникам, но и их болельщикам: состязания было решено проводить на специально оборудованных аренах, где все присутствующие могли в реальном времени наблюдать за происходящим в игре. В-третьих, одним из важных элементов шоу стало участие в турнире Virtus.pro - российской киберспортивной команды N 1. Она была создана 1 ноября 2003 года и в том же году по результатам голосования на крупнейшем киберспортивном портале стран СНГ www.c58.ru была признана лучшей командой. Спустя год после своего создания Virtus.pro завоевала бронзовую медаль на чемпионате мира, проходившем во Франции, а в 2005 году стала чемпионом мира по версии ACON5.
Первая громкая победа Virtus.pro в рамках пилотной игры Intel Challenge Cup состоялась в конце 2006 года в Санкт-Петербурге: на сцене кинотеатра <Заневский каскад> российские чемпионы одолели в поединке по компьютерной игре Counter-Strike финскую команду 69°N-28° - бронзового призера чемпионатов мира по киберспорту по версии World Cyber Games 2006 и KODE5. Наряду с памятным кубком победителям достался внушительный приз в размере $5000. <Сражались> дуэлянты на двухъядерных <пистолетах> - сердцем используемых компьютеров были высокопроизводительные процессоры Intel Core 2 Extreme Х6800.
Масштабы турнира трудно переоценить: матч посетили более 1000 любителей и профессионалов компьютерных игр, которые могли наблюдать за происходящим с помощью цифрового проектора и большого киноэкрана, на который транслировался весь ход поединка. В ярких баталиях принимали участие по пять человек от каждой команды, за их игровыми действиями можно было наблюдать посредством десяти 42-дюймовых плазменных панелей, каждая из которых была закреплена за конкретным игроком.
В 2007 году, развивая успех своего пилотного проекта, корпорация Intel провела целую серию поединков по Counter-Strike в рамках Intel Challenge Cup, объехав с ними города СНГ. В марте в крупнейшем кинотеатре столицы Украины более 250 зрителей наблюдали за боевой ничьей между Virtus.pro и двумя лучшими украинскими коллективами: Pro-100 и A-Gaming. Борьба была напряженной, но на сей раз победила дружба.
Однако уже спустя всего лишь месяц Virtus.pro предстояло очередное испытание: в апреле она выступила в Нижнем Новгороде против лучшей нижегородской команды TRAP. Первую встречу против TRAP игроки Virtus.pro уверенно выиграли, во второй едва не проиграли и семь раундов подряд висели на волоске от поражения, но все-таки собрались и вытянули игру. Вторым противником Virtus.pro в Нижнем Новгороде стала команда Begrip Gaming, основной конкурент Virtus.pro в России. Поединок давних соперников завершился боевой ничьей: команды поочередно выиграли друг у друга по одной карте. Их дуэль в рамках Intel Challenge Cup продолжилась в мае в Ростове-на-Дону, однако главным героем мероприятия было суждено стать не им, а местной команде Rest in Peace, которая в упорной борьбе сумела одолеть москвичей.
В начале сентября прошлого года в выставочном центре <Крокус Экспо> Москва чествовала участников международного турнира по Counter-Strike, вошедшего в программу выставки GameX и ознаменовавшего открытие осенней серии поединков в рамках Intel Challenge Cup. Наряду с безусловными фаворитами соревнования - командой Virtus.pro, зрители приветствовали чемпионов из Германии, Казахстана, Кыргызстана, Украины, Финляндии, Франции, Швеции и даже Бразилии. Некоторые страны выставили даже по две команды, однако российские <профи> оказались вне конкуренции. Выиграв турнир, действующий чемпион России по Counter-Strike - команда Virtus.pro продолжила свое победоносное турне по крупнейшим российским городам, в каждом из которых ее ждали лучшие отечественные команды.
Финальное сражение осенней серии игр Intel Challenge Cup 2007 состоялось в Казани: его посетили более 800 болельщиков, а также свыше 3000 зрителей наблюдали за ходом игры через Интернет при помощи Rambler Vision. Несмотря на интригу (в финале чемпиону противостояли сильнейшие по итогам отборочных туров команды Поволжья), Virtus.pro вновь оказалась вне конкуренции - в напряженной пятичасовой борьбе ею были обыграны казанская команда Extra Quality и нижегородская TRAP. Призовой фонд турнира составил 75 тыс. рублей.
В целом прошлогодний <Кубок вызова Intel> посетили свыше 50 тыс. зрителей. Это большой успех не только для отдельно взятого турнира, но и для всего российского компьютерного спорта. Помимо сугубо соревновательного интереса мероприятие привнесло существенный вклад в продвижение современных компьютерных видов спорта и демонстрацию возможностей передовых аппаратных платформ для геймеров.
В текущем году виртуальные баталии существенно расширят географию турнира, охватив Волгоград, Санкт-Петербург, Краснодар, Иркутск, Красноярск и Пермь. А финальная встреча в рамках кубка состоится в декабре в столице. В качестве аппаратного обеспечения, которое будет использоваться участниками серии игр Intel Challenge Cup 2008 года, выступят сверхскоростные ПК на базе четырехъядерного процессора Intel Core 2 Quad Q6600.
Intel не отступит от успешной формулы турнира: посетителей Intel Challenge Cup ожидают соревнования сильнейших российских и зарубежных команд. Каждая игра будет сопровождаться комментариями специалистов по компьютерным играм. Помимо самих состязаний для всех участников и посетителей кубка запланирована обширная развлекательная программа, а также конкурсы с интересными призами. Изюминкой турнира станет проведение в каждом городе <дуэлей> на ноутбуках между капитанами команд - участников турнира. А значит, впереди новая интрига и новые победы.