Украинский ИТ-рынок в 2007 г. вырос на 40%, но до зрелости ему по-прежнему очень далеко: сервисный сегмент состоит в основном из сопровождения <железа> и ПО и не дотягивает до 10%, а расходы на ИТ в пересчете на человека составляют всего $67. Основу рынка составляют ПК, при этом ноутбуки заметно наращивают свою долю, а в десктопах среди лидеров впервые появились иностранцы.
Согласно подсчетам IDC Ukraine, в 2007 г. украинский ИТ-рынок вырос более чем на 40%, обогнав по темпам роста все остальные страны Центральной и Восточной Европы (по оценкам московского офиса IDC, российский рынок за это время прибавил 18%). По словам руководителя представительства IDC на Украине, в Беларуси и Молдове Владимира Позднякова, в денежном выражении объем рынка превысил $3,1 млрд., что вывело страну на четвертое место в регионе следом за Россией ($16 млрд. по оценке IDC), Польшей и Чешской республикой.
В то же время, по уровню развития информтехнологий Украина от соседей заметно отстает. По предварительным оценкам, в 2007 г. ИТ-расходы на одного человека составили всего $67 (при $2650 ВВП на душу населения). В Румынии эти показатели равняются соответственно $75 и $6356, а региональный лидер - Чехия - расходует $417 при среднедушевом ВВП $15986. Но, при невысоких абсолютных расходах, Украина в пересчете на человека тратит на ИТ 2,5% от среднедушевого ВВП - почти столько же, сколько Чехия (2,6%) и в два раза больше, чем Румыния (1,2%).
При этом украинский ИТ-рынок заметно <перекошен> в аппаратную часть (ее доля превышает 85%) и отличается малым присутствием ИТ-услуг: на них приходится всего 8%, тогда как по всей Центральной и Восточной Европе ИТ-сервисы занимают свыше 22% рынка, а в мире - около 37%. Аналитик IDC Александр Копич отмечает, что пока на Украине наиболее востребовано внедрение и сопровождение оборудования и ПО, но постоянно увеличивающийся спрос на системную интеграцию и консалтинг заставляет их сдавать позиции.
В России сходная картина наблюдалась в 2000 г. По данным аналитического агентства PMR, доля <железа> тогда превышала 80%, при этом услуги занимали 9,5%. В 2007 г., по его оценкам, расклад сил получается уже гораздо более зрелый: 55% на оборудование, 28% на сервис и 17% на ПО.
Основой украинских ИТ остается сегмент ПК (по версии IDC, в него входят настольные и мобильные компьютеры и серверы x86) - на них в 2007 г. пришлось более 55% всех ИТ-расходов. Доля ноутбуков за год выросла с 20,3% до 31,4%, а десктопы в относительном выражении за год потеряли 11% (при <натуральном> росте 24,3% до 1,5 млн. шт.) На сервера стандартной архитектуры пришлось около 1%. При этом уровень проникновения на Украине составил 13,6 ПК на 100 человек (в России - 21,9), но, по прогнозу IDC, к 2009 г. страна достигнет нынешнего уровня Польши - 25,9 шт./100 чел., ведь еще год назад на 100 жителей страны не набиралось и девяти компьютеров.
Ключевой тенденцией в сегменте десктопов остается укрепление ведущих локальных производителей и сокращение кустарной сборки. При этом потребители обращают все больше внимания на А-бренды, в результате чего HP заметно потеснил национальных производителей и впервые вошел в пятерку лидеров. В ноутбуках локальные игроки окончательно уступили международным вендорам: 70% рынка контролирует первая тройка (Asus, Acer и Samsung), еще 18% держат Toshiba, Dell и HP и около 10% приходится на продукцию MSI, LG, Fujitsu-Siemens и Sony. На долю всех остальных остается менее 3%. В России, кстати, тройка лидеров в 2007 г. заняла 66% рынка.