Cегодня на медицину во всем мире тратится 6 триллионов долларов в год, и эта цифра будет только расти. Человечество неудержимо стареет, а ведь в последние 20% своей жизни люди потребляют 80% всех лекарств и медицинских услуг. При этом медики зачастую пользуются средствами и методами, созданными еще в начале девяностых годов, хотя пожилым людям требуется все более сложное и дорогое лечение. Если лечить людей прежними методами, то это неминуемо заведет мир в тупик. Иными словами, необходимо менять всю систему здравоохранения. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) могут сыграть решающую роль в снижении стоимости медицинского обслуживания при сохранении его качества и повышения эффективности. По оценкам Еврокомиссии, к 2010 году около 5% национальных бюджетов здравоохранения в Европе будут вкладываться в системы и услуги электронного здоровья. Использование ИКТ в медицине стало сегодня одним из наиболее быстро развивающихся секторов ИТ-рынка, на котором активно работают лидеры индустрии высоких технологий.
В середине февраля в городе Сан-Диего (штат Калифорния) прошла ежегодная конференция и выставка HIMMS (Healthcare Information and Management Systems Society), где демонстрировались последние достижения индустрии информационных технологий в медицине. На это мероприятие съехалось более 25 тысяч специалистов и журналистов из 43 стран. 840 компаний представили свои разработки на площади в 30 тысяч квадратных метров. Одним из главных спонсоров конференции и выставки HIMMS-2006 стал мировой лидер в области сетевых технологий и оборудования для Интернета - компания Cisco Systems. Лейтмотивом ее участия в HIMMS-2006 стало высказывание Кента Грея (Kent Gray), менеджера Cisco Systems по развитию рынка, который в своем выступлении на конференции подчеркнул: <Медицинским учреждениям не нужны технологии ради технологий. Медики считают, что любые новые системы должны, прежде всего, повышать эффективность и действенность медицинских услуг>.
В канун открытия HIMMS-2006 Cisco Systems, корпорации Intel и Oracle, а также ряд медицинских учреждений и ассоциаций независимых практикующих врачей объединили усилия в области популяризации здорового образа жизни. Образовавшийся консорциум поможет практикующим врачам самого большого американского штата - Калифорнии в сжатые сроки взять на вооружение передовые цифровые технологии. (Со временем эта деятельность распространится и на другие регионы США). При этом одну из своих основных задач консорциум видит в обеспечении максимально надежного и безопасного обмена информацией о пациентах. Кроме того, планируется внедрение специально разработанной поощрительной системы для врачей Калифорнии в трех ключевых категориях: диагностика, управление медицинским обслуживанием и просветительская работа с пациентами. Стимулируя использование технологий и процедур обработки информации, консорциум надеется ускорить переход к электронному ведению записей о состоянии здоровья пациентов и к применению автоматизированных средств поддержки при выборе тех или иных методов лечения. Такие средства, предоставляя новейшую медицинскую и научную информацию, а также семейный анамнез, помогут врачам определить, какой вид лечения лучше всего подойдет конкретному пациенту. В конечном итоге консорциум разработает эффективные пути повышения качества и безопасности медицинского обслуживания путем создания системы, предоставляющей информацию о пациентах, а также о результатах медикаментозного и консервативного лечения.
Огромный интерес к выставке и конференции HIMSS проявили военные. В ее залах и павильонах можно было увидеть врачей в униформе самых разных стран. Как отметил в своем докладе директор информационных технологий (CIO) организации военной медицины США (Military Health System) Карл Хендрикс, электронная медицина идеально подходит для военных, поскольку воинские части часто перемещаются, а военврачам необходим оперативный доступ к информации о пациенте в любой ситуации.
Не меньше заинтересованы в ИТ медицинские сестры и сиделки. Надо ли говорить, насколько нелегок и утомителен их труд. На проходившей во время HIMSS специальной конференции медсестер отмечалось, что высокие технологии могут существенно облегчить их участь, сделать эту профессию более привлекательной для современной молодежи.
Целый павильон выставки был отведен под беспроводные решения для больниц и других медицинских учреждений. С помощью беспроводных сетей можно организовать эффективную связь между сотрудниками, вызов врачей и медсестер, доступ к информационным хранилищам.
Не менее перспективное направление - организация медицинских порталов в Интернете. С их помощью пациенты могут записываться к врачам и узнавать о результатах анализов, а врачи могут вызывать их на осмотр. Через Интернет можно даже выписывать лекарства и проводить обследования, если у дома у пациента есть необходимые датчики для измерения давления, температуры или снятия электрокардиограммы. Через Интернет можно также организовать наблюдение за больными в домашних условиях, консультацию врачей и консилиумы.
Аккредитованным на выставке журналистам представили совместный проект компаний HP, Cisco Systems и CARDIAC под названием <Революция в медицине: цифровая больница 21-го века>. Cisco Systems поставила в это решение свою сеть Cisco Medical Grade Network, HP - системы хранения и обработки информации DHI (Digital Hospital Infrastructure), а CARDIAC - все необходимое медицинское оборудования. Интеграция этих трех решений позволяет медикам:
быстро обмениваться информацией о пациентах и на ее основе быстрее и точнее ставить диагноз;
отслеживать перемещение оборудования и другого имущества больницы;
следить за пациентами удаленно и при этом оперативно реагировать на экстренные ситуации.
Наконец, совместный проект HP, Cisco Systems и CARDIAC обеспечит эффективное общение врачей с больными и сестрами, врачей и сестер - с руководством, больных - с родственниками и обслуживающим персоналом, словом, соединит всех и каждого, на кого он рассчитан.
В качестве образца цифровой больницы 21-го века был представлен госпиталь Святого Олафа в норвежском городе Тронхейм. Менеджер госпиталя по связям с общественностью Арве-Олаф Солумсмо (Arve-Olav Solumsmo) подчеркнул: "Мы строим новую инфраструктуру не только для максимального использования возможностей существующих технологий, но и в расчете на технологии будущего>. Одна из <изюминок> создаваемой в госпитале инфраструктуры - система контроля за пациентами (Nurse Call) от компании Cisco Systems. Она позволяет всем медсестрам и сиделкам не только получать сигнал вызова от пациента, но и на своих мобильных устройствах: КПК, мобильном телефоне или ноутбуке, - в режиме реального времени видеть параметры его состояния. С помощью этих мобильных устройств медсестры могут вызывать врача, а врачи устраивать консилиум или запрашивать необходимые сведения и анализы для пациента.
В ходе работы выставки и конференции HIMMS-2006 Cisco Systems активно пропагандировала свою концепцию Connected Health (о влиянии передовых технологий на развитие здравоохранения). На стенде компании было представлено решение для медицинского мониторинга - Cisco Clinical Connection Suite Patient Monitoring Solution, разработанное совместно с ведущим поставщиком медицинского оборудования Philips Medical Systems и крупной интеграционной компанией Emergin. Оно предоставляет врачам экстренный доступ к важной информации, например, к электрокардиограммам, отражающим работу сердечной мышцы. Эта информация выводится на экран беспроводного IP-телефона Cisco Wireless IP Phone 7920.
Решение Cisco Patient Monitoring передает данные электрокардиограмм в графическом и текстовом формате из системы медицинского наблюдения Philips IntelliVue на устройства Cisco Wireless IP Phone 7920 через шлюзы Emergin Patient Monitoring Gateway. Являясь вторичным (дополнительным) средством предупреждения медицинского персонала, данное решение позволяет медицинским сестрам и врачам сохранять мобильность, не теряя доступа к критически важным данным о пациентах. При этом первичная система предупреждения остается прежней (монитор у больничной койки, подключенный к центральной системе управления). Дополнительная же система не только сигнализирует врачу о той или иной возникшей проблеме, но и позволяет врачу начать анализ всесторонней информации о состоянии пациента еще по пути к его палате.
Система медицинского мониторинга, предложенная компаниями Cisco, Phil-ips и Emergin, недавно была внедрена в кардиологическом отделении Центрального госпиталя DuPage (представляет собой независимую сеть медицинских учреждений в городе Уинфилд, штат Иллинойс, которая входит в число ста лучших американских клиник, специализирующихся на сердечно-сосудистых заболеваниях). Система позволяет медсестрам непрерывно следить за состоянием пациентов, оценивать его и готовиться к принятию срочных мер в удаленном режиме (например, по пути к палате, где находится больной). С помощью этой системы данные о состоянии больных поступают к дежурной медсестре на экран беспроводного IP-телефона Cisco Wireless IP Phone 7920.
Нужно заметить, что отдел информационных технологий Центрального госпиталя DuPage стоял перед необходимостью замены сотовых телефонов, поскольку их невозможно было интегрировать в централизованную систему управления, что, в свою очередь, исключало возможность внедрения услуг передачи вызова и конференц-связи. К тому же сотовая связь оказалась весьма дорогим удовольствием (в штате Иллинойс все мобильные вызовы являются платными). С другой стороны, в госпитале уже была установлена система IP-телефонии на базе решения Cisco CallManager, предоставляющая медсестрам возможность мобильной связи с передачей вызовов и конференц-функциями. Поэтому руководство Центрального госпиталя DuPage распорядилось заменить сотовые телефоны на беспроводные IP-телефоны Cisco Wireless IP Phone 7920. Новая система медицинского мониторинга повысила качество лечения и сократила расходы на телефонные переговоры и передачу данных:
теперь сигналы тревоги о критическом состоянии пациента передаются в течение трех секунд (ранее на это уходило от 15 до 20 секунд);
сигналы тревоги автоматически передаются мобильным сотрудникам госпиталя;
медсестры мгновенно получают электрокардиограммы, что позволяет тут же оценить состояние пациента;
замена сотовых телефонов IP-телефонами Cisco позволяет госпиталю DuPage в течение пяти лет сэкономить один миллиард 680 млн долларов.
"Лишь взглянув на экран IP-телефона, я вижу, что случилось с пациентом и что необходимо предпринять, - говорит Кэрол Фьюгер (Carol Feuger), главный врач отдела кардиологической телеметрии Центрального госпиталя DuPage. - При сердечной аритмии дело идет о жизни и смерти, а счет идет на секунды. Безопасность пациентов для нас важнее всего. Сейчас, когда мы внедрили новую систему, пациенты знают, что медсестра постоянно следит за их состоянием. Это придает им уверенности и положительно сказывается на их общем состоянии. Такой же эффект система оказывает на членов семей наших больных и на медсестер".
Новые решения Cisco активно внедряются во многих странах. Так, сингапурская больница Alexandra Hospital первой в Азии внедрила современные сетевые решения Cisco Systems для медицинской отрасли Clinical Connection Suite. Первый компонент этого решения, установленный в больнице Alexandra Hospital, сокращает время ожидания больных в очередях и повышает эффективность использования больничных коек. "Наша цель - обеспечить госпитализацию в течение нескольких минут, не заставляя пациентов часами ждать освободившегося места. В будущем мы планируем предоставить врачам и другим работникам здравоохранения возможность проводить консультации, диагностику и лечение больных в минимальные сроки по минимальным ценам. Это соответствует концепции Cisco Connected Health, в основе которой лежит мощная конвергентная телекоммуникационная платформа, предназначенная для объединения поставщиков услуг, пациентов и их семей", - сказал, выступая на конференции HIMMS, директор больницы Alexandra Hospital Лиак Тен Лит.
Вскоре после окончания конференции HIMMS стало известно о завершении проекта по интеграции решения для контакт-центров Cisco IPCC с системой автоматизации для многопрофильных медицинских учреждений <Медиалог>, в результате чего появилось уникальное технологическое решение для медицинских учреждений, внедрение которого значительно ускорит процесс обслуживания пациентов и повысит уровень комфорта и сервиса в российских клиниках. Это первый в России проект, реализованный силами двух системных интеграторов: PMT (<Пост Модерн Текнолоджи>) и CTI (Communications. Technology. Innovations.). В основе нового решения - медицинская информационная система (МИС) <Медиалог>, которая позволяет автоматизировать процессы многопрофильного медицинского учреждения: ведение истории болезни и амбулаторной карты пациента, планирование лечебного процесса, медицинскую статистику, учет услуг и расчеты с контрагентами, учет материалов и медикаментов. В ближайших планах российского офиса Cisco - внедрение МИС <Медиалог> в одном из российских медицинских учреждений, а также дальнейшая интеграция медицинских информационных систем с решениями компании Cisco Systems в области беспроводной связи, средств защиты информации, IP-телефонии и др.