"БОГАТЫРСКАЯ ЗАСТАВА"
Александра Богатырева
30.01.2016 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
07.02.2015 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
18.01.2015 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
20.02.2013 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
20.02.2013 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
20.02.2013 |
ЕХАЛ Я ПО АМЕРИКЕ Николай
Васильевич Гоголь утверждал, что ╚у каждого петуха своя Испания╩. Да и Россия у
всех своя. Одни любят ее, потому, что для них это Родина. Для других √ это ╚эта
страна╩, народ которой можно безнаказанно грабить и дурачить, а из ее земли
извлекать несметные богатства без особой нужды делиться с державой и народом. А я рискну
утверждать, что и Америка у всех своя. Даже у тех, кто никогда в ней не был. Я
в Америке был и даже проехал ее от Тихого океана до Атлантического. Если
кто-нибудь скажет, что американцы безбожники √ не верьте. И вот почему┘ Ехал я по Америке самым демократическим
способом √ на автобусе кампании ╚Грэй Хаунд╩, что означает ╚Серая Гончая╩.
Автобус был и вправду сероват, но с серебристым отливом. А двигатель урчал
очень солидно, давая понять, что мощи в нем предостаточно. Особенно убедительно
он звучал на подъемах в Кордильерских горах. Ехал я из Сан-Францизско в Нью-Йорк
с заездом в Джорданвиль √ православное сердце Америки. Здесь и храмы, и
семинария, и могилы известных русских православных деятелей. Не так давно на
местном кладбище упокоился Иосиф Муньос
√ хранитель мироточивой Иверской иконы. С ней он объездил всю православную
ойкумену. Мне посчастливилось пообщаться с ним в Париже. Я спросил его: ╚Не
собирается ли он посетить вместе с иконой Россию?╩. Он сказал, что это его
заветная мечта, и он ее осуществит, как только установится евхаристическое
общение между Зарубежной Церковью и Московским Патриархатом. К сожалению, он не
дожил до этого великого события. В то время,
когда автобус вместе со мной проезжал по окраинам Сан-Францизско, Иосиф Муньос
был жив и даже находился где-то неподалеку √ в Калифорнии. А мне еще предстояло
проехать более двух суток на этой ╚серой собачке╩ до вожделенного Джорданвиля.
Я смотрел в окно на скромные дома и шикарные виллы калифорнийских обитателей и
радовался тому, что в автобусе всего лишь 7 человек. Я выбрал место посреди
левого ряда и попытался принять подобие горизонтального положения. Но не тут-то
было. Человеколюбивые американские конструкторы сработали автобусные кресла так, что ни по горизонтали
нельзя принять удобное положение, ни по вертикали. Они ужасно низкие: настолько,
что голову никак нельзя положить поверх спинки. А ноги нельзя вытянуть. До
впереди стоящего кресла зазор сантиметров 15-20. Пока я менял позиции, пытаясь найти наиболее удобное положение,
автобус прибыл в столицу штата √ славный град Сакраменто. Не успел автобус затормозить,
как в открывшиеся двери с громкими криками вломилась толпа чернокожих американцев.
Рядом со мной рухнул в кресло черный
мальчишка лет 10. Автобус тронулся, мой
сосед уронил мне на плечо голову и оглушительно захрапел. Я подумал, что он
дурачится. Нельзя же мгновенно заснуть. Храпеть он начал даже до того, как
достиг моего плеча. Я осторожно отодвинул его голову, но он снова уронил
ее и захрапел еще громче. Я еще раз попытался отодвинуть голову храпуна.
Мне самому хотелось спать: несколько ночей перед отъездом провел без сна. Что делать?! Если бы мальчишка не
храпел, можно было бы потерпеть, но
громоподобные раскаты у самого уха лишали меня всякой надежды на встречу с
Морфеем. Я снова отодвинул его голову.
Эффект тот же. И вдруг меня обдало какой-то энергетической волной √ словно
вдвинули в поле мощного трансформатора. Я повернул голову: на меня с ненавистью
смотрела черная женщина, до этого громко говорившая со своей соседкой. Встретив
мой взгляд, она с силой шлепнула сумкой по голове мальчишку. Он вздрогнул и
проснулся. - Садись на
мое место. Тот послушно
пересел, а она оказалась рядом со мной. Лучше бы я терпел своего соседа. Как
она втиснулась в кресло не понятно. Эта жертва фаст фуда (по нашему быстрого
перекусона) заполнила собой три четверти моего сидения. Я оказался вжатым в автобусную стену и окно. Да еще и
развернутым почти на 90 градусов. Ее левое плечо вдавилось мне в грудь так, что
я с трудом вздохнул. - Эй парень,
ты до меня дотронулся, - вдруг завизжала
она и повернула ко мне лицо нос к носу, при этом обдав меня неведомым русскому
обонянию одором. Я криво
улыбнулся: - Не мудрено. Хотел для
выразительности пожать плечами, но у меня не получилось: только слегка
пошевелил правой рукою. Это привело ее в
сильное раздражение: - Ты снова до меня дотронулся. - Вы шутите? Попытка высвободить руки, очевидно, была
истолкована по-своему. В Америке опасно
даже просто учтиво смотреть в глаза женщине: может подать в суд за сексуальное
домогательство. С некоторых пор боссы разговаривают со своими подчиненными
противоположного пола, гладя себе под ноги и нарочито строго. Но некоторые
дамочки, особенно секретарши, и такое поведение воспринимают за особую форму
флирта. - Эй ты,
если еще раз до нее дотронешься, я тебя ┘ Дальше
следовало неласковое обещание наподобие тех, что мы часто слышим в родимых
пределах. С тою лишь разницей, что все
это было мне обещано по-английски. Автор матерной тирады сидел за моей спиной.
Это был пьяный потомок тех, кого насильно лишили возможности любоваться африканскими красотами. Сказать
по-правде, возмутился я чрезвычайно. Я и не знал, что могу так сильно
гневаться. Гнев воистину не самое лучшее чувство. Сильный жар ударил мне в
грудь и голову. Я почувствовал, что не то, что краснею √ обугливаюсь и чернею. Еще
минута √ и мои обидчики примут меня за
соплеменника. - Встаньте и позвольте мне выйти, - прохрипел
я в лицо соседке. Видно, я и
впрямь сильно изменился. Она оторопело посмотрела на меня и стала выделывать на
сиденье подобие вращательных движений. С огромным трудом она выдвинула в проход
то, чем сидят, и, сделав несколько телодвижений в согбенной позе постепенно
стала отодвигать свое лицо от моего. Я выпрыгнул в проход и оглядел салон. Сзади
все было заполнено людьми похожими на мою соседку. Впереди, в третьем ряду
пустовало единственное место. На мой вопрос ╚свободно ли оно?╩ симпатичный
пожилой белый американец ответил: ╚Да. Хотите сесть?╩ - Очень
хочу. Я вернулся
за сумкой. Вытащить ее из-под бывшего моего сидения оказалось делом непростым.
Просить соседку о помощи или поднять ее
снова было делом немыслимым. Я молча постоял, не глядя на ту, которую решил
покинуть, и тихо сказал: ╚Моя сумка╩. Не стану
описывать ее реакцию и то, как комментировал происходившее любитель крепкого американского слова. Нужно
быть не только мастером описания батальных сцен, но и большим юмористом. Трудно
смотреть без смеха на разъяренную (безо всяких на то причин) фурию, пытающуюся
жестикулировать руками, у которых от локтя до плеча плоти вполовину моего веса. А если добавить, что части тела,
предназначенные для кормления младенцев, не вмещаются в
межкресельное пространство, то даже при плохом воображении картина получится
впечатляющая. Мой новый
сосед оказался зело говорливым. Первым делом он достал из нагрудного кармана
бумажник и вытащил из него заламинированные фотографии жены, двух сыновей, трех
дочерей и коллективную фотографию всего семейства с дюжиной внуков. Потом он
извлек из портфеля альбом с фотографиями тех же героев, но внуки уже были
представлены не в массе, а по отдельности и с родителями. Далее пошли сцены
семейных торжеств и фотографии на фоне мировых достопримечательностей. - Это мы с
женой в Париже. Париж по
причине присутствия в качестве фона Эйфелевой башни, узнать было не сложно.
Сложнее было отличить Мальдивы от Гаити и Тайланд от Филиппин, поскольку и море
и пальмы были одинаковыми. На последних страницах была фотография автомобиля,
очень похожего на нашу ╚Победу╩. Этим фотографиям сосед уделил особое внимание.
Он назвал марку машины. Я тут же ее забыл. Но запомнил год производства √ 1932.
За этой машиной и ехал мой новый знакомый. Представился он кратко: Джэк. Он
отставной оператор, проработавший на
атомной станции двадцать лет. Выйдя на пенсию он сумел за 2 года утолить
страсть жены к путешествиям и теперь (с разрешения жены) может предаться
собственной страсти √ машинам. Их у него много.
О той, за которой едет, мечтал всю жизнь. Недавно нашел объявление о ее продаже
и тут же списался с хозяином. Он долго рассказывал о ее достоинствах и о том,
что все в ней родное. Отремонтирует он все сам. Я старался быть внимательным,
но, все же, меня довольно скоро сморило, и я задремал. Проснулся я от громкого
голоса из динамика. Шофер делал какое-то объявление. Я прислушался. - Еще раз
прошу кого-нибудь уступить место женщине с двумя детьми. Всего на 4 часа. У нее
только что погиб в автокатастрофе муж. Проявите милосердие. Дети не могут
стоять. Ну, кто-нибудь. Мертвая
тишина была ответом. Я поглядел на соседей справа. Все молодые, кроме пожилой
филиппинки, сидевшей через проход, в
одном со мной ряду. - Ну,
неужели во всем автобусе нет ни одного человека с добрым сердцем? Спать
хотелось невыносимо. Я все же встал и побрел к водителю. - Ну, вот.
На весь автобус единственный джентльмен, - объявил водитель. - Ах, ты еще
и джентльмен, - услыхал я знакомый хриплый голос моего обидчика. √ Я тебя,
трам-тарарам √ далее шло название населенного пункта, где он собирается мне это
устроить. Тирада была долгой. А еще говорят, о том, что только русские могут
заплетать крутые долгие матерные косы. Нет, господа-товарищи. Некоторые
американские граждане делают это не хуже нашего брата. У дверей
автобуса стояла на тротуаре заплаканная женщина с годовалым малышом на руках.
Девочка лет трех пыталась ╚ухватить маму за платье╩, но получались лишь
безрезультатные щипки: мать была в узких джинсах. Я выпрыгнул из автобуса,
помог женщине подняться, подал ей и перепуганную девочку. Она засеменила за
матерью, направившейся к моему креслу. Шофер
оказался женщиной. Облачена она была в коричневую форменную робу. На голове
нахлобучен картуз нелепого пошива со множеством заостренных складок. Что-то
вроде уменьшенных в размере лучей-рогов на голове статуи Свободы. Она улыбнулась,
что называется ╚от уха до уха╩ во всю
ширь виснушчатого лица: ╚Привет, джентльмен. Стой здесь. Держись за поручень╩. Я послушно
встал на вторую ступеньку. Она была узка для двух ног. Попробовал опуститься на
ступеньку ниже. Так же неудобно. Через некоторое время встал перекособочившись
с левой ногой на второй, а правой √ на третьей ступеньке. Перспектива четырех
часового стояния в таком положении не радовала, но эти 4 часа пролетели
незаметно. Водитель болтала без умолку. Узнав, что я из России, она сделала
страшные глаза: ╚Ты мафиози?╩ - Почему
мафиози? Похож? - Не очень. У нас по телевизору постоянные
передачи о страшной русской мафии. В России все ужасно. Голод, грабежи, война
всех против вся, перестрелки на улицах. А
еще русская мафия переселилась в Америку. Ее члены безжалостны и очень богаты. - Если
богаты, то уж на автобусах через всю страну не тащатся. Она
засмеялась: И то верно. Я популярно
рассказал ей о том, как разваливали (не без помощи ее земляков) Советский Союз,
о наших проблемах. Посоветовал не бояться уличных боев, если она соберется
посетить Россию. Потом она стала рассказывать о себе, о своей несчастной ╚бабьей
доле╩. Мужчины на ней почему-то не женятся. Поживут у нее нельку-месяцок и
убегают. - Может, ты
на мне женишься? √ она повернула ко мне печальное лицо. √ Нет, правда. Чего
тебе там, в России делать? У вас все плохо. У нас √ прекрасно. Можешь не
работать сколько хочешь. У меня зарплата большая. Проживем. Отдохни, оглядись. Мой брат собирается
магазин открыть запчастей. Будешь ему помогать. А? Давай. Хорошая идея. Я даже не
удивился. Обалдел. Иное слово будет не точным. Сначала история с необъятной
соседкой. Теперь предложение жениться на женщине, рядом с которой простоял
сорок минут. - Я,
конечно, польщен и обрадован, - промямлил я, придумывая, как не обидеть даму. √
Но у нас в России до сих пор люди женятся в основном по любви, а не ради
перспективы стать подсобным рабочим в магазине запчастей. Вы даже не сказали
для чего запчасти. - А √
повеселела мадмуазель-водитель. Видно решила, что сообщение о запчастях меня
заинтересовало. √ Это автомобильные запчасти. А что до любви, ты абсолютно
прав. Я тебя люблю. - Как
любите? - Очень
люблю. У тебя глаза голубые. У меня
никогда не было парней голубоглазых. - И этого
довольно для того, чтобы выйти замуж? - А чего
еще. Давай попробуем. Не понравимся друг другу √ уедешь обратно в свою Польшу. - Я бы хотел
все же в Россию. - Ну, да.
Прости. Это у меня Юрэк был из Польши. Давай, думай. У нас еще три часа езды. У
меня дом. Большой. 3 спальни, гостиная, гостевая, кухня-столовая огромная. Чего
еще? Две тачки. Одна твоя. Решайся. - Все это
прекрасно. Но я некоторым образом женат. - Ну и что?!
Поможем твоей жене. Будем ей деньги посылать. У вас же сейчас беда. Ни денег,
ни еды. Она обрадуется. - Думаете? - Конечно.
Парень свалил в Америку, деньги присылает. Любая русская обрадуется. Тут уж я
возмутился. До этого я говорил с ней
внутренне умирая от смеха, ожидая, что она поймет, что я отношусь к нашей
беседе, как к шутке. Но когда о русских
женщинах говорят оскорбительные нелепицы, да еще и люди ничего о России не
знающие, мое терпение мгновенно лопается. Пришлось ее
серьезно попросить сменить тему. Она долго еще не могла поверить в то, что я,
действительно, отвергаю свое счастье. На
всякий случай протянула мне свою визитку: ╚Надумаешь √ позвони. Я тебе билет
оплачу╩. Тогда я решил
ее немного просветить и рассказать ей о любимых героинях русского народа: о женщинах, чей образ
запечатлен в наших душах, как нестираемая матрица. Начал я с Татьяны Лариной.
Реакция была уже ожидаемая. Она слушала очень внимательно, но когда я закончил,
пожала плечами и сказала: ╚Вас, русских, не поймешь. И чего было бы плохого,
если бы она оставалась женой старого генерала и имела молодого любовника?╩ Тогда я
снова сменил тему. Стал рассказывать о том, как широка была страна моя родная.
Пока ее не обузили. Как много в ней лесов, полей и рек. Как мы другой такой
страны не знали, где так вольно дышит человек. А теперь вот открыли границы, и
многим стало казаться, что есть и другие страны, в которых вольно дышится. Мои
аллюзии ей были не понятны, а интереса к нашей географии она не проявила
никакого. Тут уж она сменила тему. Спросила меня, какие марки машин я
предпочитаю, и нравится ли мне ╚Альфа Ромео╩ какого-то там года. Пришлось
признаться, что я никудышний знаток автомобилей. Тогда она спросила, как мне
понравилась такая-то нашумевшая комедия с такими-то знаменитыми актерами. И
опять я оказался не на высоте. Моя несостоявшаяся подруга посмотрела на меня
подозрительно. А я обрадовался. - Я не обладаю и сотой долей ваших замечательных
знаний. Вы, наверно, еще много комедий видели. - Да, я
люблю посмеяться в кино. ╚Вот и
смейся╩, - сказал я про себя и на некоторое время мы замолчали, пока она не возобновила
игру в вопросы-ответы: ╚Почему Горбачев хотел бросить на нас атомную бомбу?
Почему вы такие бедные, если у вас так много нефти? И правда ли, что медведей
не разрешают убивать на улицах городов, даже если они нападут на вас╩. Я
отшучивался, как мог, пока мы не въехали в столицу мормонского царства
Солт-лэйк-сити. Здесь моя зазноба меня
покинула, на прощание назвав меня Юрэком. Она была грустна. Протянула мне руку и сильно,
по-мужски пожала ее. Я так и не удосужился спросить, как ее зовут. А она сама
не представилась. С нею вышла и новоиспеченная вдова с малышами. Вышло еще
несколько человек. Столько же и вошло. Я
вернулся на место. Мой сосед Джэк рассказал мне, как он пытался утешить
горевавшую женщину √ стал рассказывать о своем семейном счастье и показывать
альбом с фотографиями жены и детей с внуками. - Надо же
было как-то развлечь ее. Эта попытка вызвала
громкие рыдания. Я их слышал, но не знал, что их спровоцировало. Общаться с соседом мне совсем расхотелось. Он
что-то говорил о достоинствах довоенных автомобилей, но у меня произошло что-то
с головой. Его слова я воспринимал, как механический шум. Очевидно, говоря на
неродном языке, в какие-то моменты, особенно, когда ты чем-то раздражен,
автоматически отключаются центры, заведующие лингвистическим департаментом.
Душа не хочет принимать - и голова
перестает работать. Но вскоре она снова заработала. Перед нами
сидели новые пассажиры: он и она. Молодые
люди лет тридцати. Я подумал, что это молодожены, но оказалось, что они
познакомились на автовокзале перед самой посадкой. Сначала они тихо переговаривались, потом
молодой человек заговорил громко. Он поднял над головой истрепанную Библию и
торжественно произнес: ╚Эта книга сделала меня свободным. Я тоже ширялся и
глотал все подряд. А сейчас завязал╩. - Не гони, -
огрызнулась его соседка и принялась чесаться. Она громко скребла ногтями по джинсовой
жилетке, потом сбросила ее и стала скрести
по рубашке. √ Лучше спроси черномазых. У кого-нибудь точно есть. - Не могу. Я
дал Богу клятву, что никогда этой гадости не буду делать ни с собой, ни с
другими. В ответ
барышня назвала его ╚хреновым моралистом╩ и извергла тираду наподобие той, что
я уже слышал от своего прежнего соседа. Она ловко перешагнула
через его ноги и мгновенно очутилась в конце автобуса. Моралист повернул голову
в мою сторону и с сочувствием произнес:
╚Я ее понимаю. Ломка √ мучительное дело. Она ждала дружка с дозой, а он
не пришел. И оставаться не могла. У нее в Чикаго что-то важное. Я сам был таким, пока не
уверовал в Иисуса. Он освободил меня. И
теперь я абсолютно свободен. А вы приняли Иисуса в свое сердце?╩. Я
утвердительно кивнул. Парень посмотрел на моего соседа √ любителя
автоантиквариата: ╚А вы приняли Иисуса в свое сердце? Тот
презрительно поморщился и демонстративно раскрыл книгу с фотографиями довоенных автомобилей. - Я Майкл, -
представился молодой человек. √ А как вы изучаете Библию? √ Он снова обратился
ко мне. Вести беседу с ним мне не хотелось. Он говорил очень громко, явно
стараясь быть услышанным не только мною. - У вас есть
наставник? Вы ходите на собрания по изучению Библии? - Нет, -
ответил я в полголоса. √ Я не люблю вольных интерпретаций и читаю святых отцов. - Каких
святых отцов? Папу Римского? - Нет. Отцов
Церкви: Василия Великого, Иоанна Златоустого, авву Дорофея, время от времени
перечитываю ╚Лествицу╩, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова. Майкл широко
раскрыл глаза: - А зачем читать это старье? - Чтобы правильно веровать. Это не старье┘ - Зачем все
это читать, - перебил меня Майкл. √ Вот Библия. Читай ее √ и довольно. Зачем
мне мнения людей, живших тысячу лет назад? - Но, ведь
вы слушаете наставника. А мои наставники √ отцы Церкви. Да и Библия не совсем
современная книга. - Но, так,
то Библия. Она от Бога. А вы мне называете каких-то людей, которые ее
давным-давно толковали. Я и имен таких не слыхал. Не надо нам никаких
авторитетов. Бог все говорит через Библию. Слушай Его. Читай Слово Божие √ и
все. И будешь свободен. - Вот так и
появляются ереси и тоталитарные секты. - Что такое
ересь? Если я сам читаю Библию и мне никто не нужен, чтобы напрямую общаться с
Богом, значит я еретик. √ ╚Ты сам сказал╩ - Я улыбнулся, надеясь, что
эта фраза знатоку Священного Писания кое-что напомнит. Нет. Он продолжил в том
же духе. В этот момент вернулась его соседка. Она шла медленно, с трудом
перевалилась через его колени и на долгое время затихла. - Майкл
заговорщицки шепнул мне: ╚Достала. Хорошо бы, чтобы Иисус сделал ее свободной╩. - А что вы
называете свободой? √ не удержался я. - Как что?
Что хочу, то и делаю. Одно слово √ свобода. - Ну, так и
она делает, что хочет. Значит и она свободна? Он задумался. - А вы
что называете свободой? - Не я, а
святые отцы учат, что истинная свобода есть свобода от греха. Майкл ничего
не ответил. Он отвернул голову и с минуту сидел молча. Затем вдруг подпрыгнул
на своем кресле и на весь автобус прокричал: - Иисус! Это
круто! Быть свободным, значит быть свободным от греха. Так? Он снова повернул ко мне голову. - Именно
так. Если ты не свободен от греха, то ты его раб. - Круто! √
снова закричал он. Иисус! Иисус Христос! Я хочу быть свободным от греха. Помоги
мне! - Да
заткнись ты, - крикнули сразу несколько человек. Громче всех был голос моего
недруга. - Как я могу
заткнуться, когда сам Бог через этого человека сказал мне то, до чего я 10 лет
не мог додуматься √ громко произнес
Майкл и восторженно посмотрел на меня. √ Иисус меня услышит и поможет мне.
Помог же он мне избавиться от наркотиков. Я спросил
Майкла: ╚Как это произошло?" - Я молился. - Где? В
монастыре? - Каком
монастыре? Я ходил по берегу океана и говорил: ╚Иисус, сделай так, чтобы я
перестал быть наркоманом. Помоги мне. А я буду всегда славить Твое имя и всем
рассказывать о Тебе. И Он помог. Через месяц я не мог не то, что колоться, даже
смотреть в ту сторону, где продают героин, не хотел. - Просто
ходил, обращался ко Христу и перестал быть наркоманом? - Да. Но,
конечно, были сложности. Несколько раз срывался, но потом каялся: говорил
╚прости, Иисус╩ и старался не принимать и не колоться. Я почти ничего не ел.
Ходил и говорил с Иисусом. Никто меня не видел на берегу. Я часто плакал, как
маленький. А через месяц получил просимое. Невероятно. Я знаю, как мучительно и долго пытаются
наркоманы избавиться от своей зависимости. После многих попаданий в специальные
клиники почти все снова срываются. И только в нескольких монастырях удается
избавить их от этой пагубы. Похоже, Майкл хорошо усвоил притчу о назойливой
вдове, не оставлявшей в покое судью. Он рассказал, как очутился на океане. Это были
Гавайские острова, куда пригласил его друг Джейкоб. Тот был музыкант. Играл в
ресторанах и на дискотеках. Он видел, как погибает Майкл. А знал он его с
детства. Они жили в Бостоне в одном доме. Мать Майкла была профессиональной
блудницей. Она пила и принимала наркотики. Часто выгоняла маленького сына на
улицу. Мать Джейкоба забирала его к
себе. Иногда на несколько дней. Майкл спал в одной комнате с Джейкобом. Они
росли, как родные братья. И когда Майкл пристрастился к наркотикам, Джейкоб стал
делать все, чтобы спасти его. Было это
непросто. Мать перестала пускать Майкла в дом. У нее появился постоянный
любовник, который не хотел видеть ее сына. Майкл стал скитаться. Спал, где
придется. Ему было стыдно показываться на глаза матери Джейкоба. Он уехал в
Нью-Йорк. Заработки были случайные. Работал он, в основном на
стройках. Но часто терял работу. Боссы не терпели наркоманов. Удержаться можно
было лишь на ╚демолишине╩ - сносе домов. На эту тяжелую и грязную работу
набирали отпетую публику. Но вскоре он
лишился и ее. И тогда он позвонил Джейкобу. Тот перебрался на Гавайи и неплохо
зарабатывал. Он пригласил Майкла к себе и сказал: ╚Тебе поможет только Бог╩. И
Майкл стал просить Бога о помощи. По утрам друзья вместе читали Библию и
молились своими словами. По вечерам Джейкоб уходил на свою музыкальную
поденщину, а Майкл шел на берег океана и до половины ночи бродил, глядя на
серебряную лунную дорожку, убегавшую по темной воде до самого горизонта и на
звезды. Он просил Бога о помощи. И Бог
услышал его. И помог┘ Вот такую
историю рассказал Майкл. Закончив ее, он
долго молчал, а потом попросил меня написать имена Отцов Церкви, о которых я
ему рассказал, и названия их творений. Он вскоре вышел. Ехал он к матери. Она
жила теперь не то в пансионате, не то в клинике для людей с психическими
расстройствами. - Я должен
что-то сделать для нее. Но только Бог сможет ей помочь. √ Это были его
последние слова. После того,
как Майкл покинул автобус, что- то произошло в салоне. На задних рядах прекратился
галдеж и громкий смех. Соседи перестали разговаривать друг с другом. Стало тихо и даже как-то торжественно. Словно
все разом успокоились и сосредоточились в ожидании праздника. Почти никто не
спал. Прекратился храп. Тишина, правда, установилась, когда. Майкл начал рассказывал
свою историю. Говорил он громко, стоя на коленях в своем кресле, повернувшись
ко мне лицом. Многие его слушали.
Филиппинская старушка даже всплакнула. Мой обидчик
не сделал со мной обещанного. Он вышел в том самом городке, где собирался со
мной разобраться, и даже, проходя мимо меня, не взглянул в мою сторону. Моя
необъятная соседка пробиралась за ним по проходу боком. Спиной ко мне. Задела она всех, но никого не
обвинила в том, что ╚до нее дотронулись╩.
Приблизительно
через полчаса на место Майкла сел долговязый парень в яркой клетчатой рубахе.
Он повернулся ко мне и объяснил, что пересел, так, как хотел поговорить со мною
о Боге. Он слышал нашу беседу и заключил из нее то, что я либо католик, либо
православный. А поэтому он должен направить меня на путь истинный. Далее
последовал долгий монолог о том, что официальная Церковь √ орудие угнетения,
что Истины в ней нет, и нет в ней возможности развернуться простому человеку
для непосредственного общения с Богом. Звучал этот незваный проповедник, как
испорченный механизм: скрипучий и бередящий слух и душу. Говорил он с
неприятным южным акцентом: гнусаво и очень быстро, словно боялся, что я не
стану его слушать и убегу. Мне,
действительно, захотелось убежать от него. После трогательной искренней истории
Майкла я был вынужден слушать кощунственные разглагольствования об ╚иконном
идолопоклонстве╩ и прочие еретические измышления. Меня хватило не на долго. Я
попросил его оставить меня в покое и закрыл глаза. Мозг мой опять отказался
воспринимать иностранные словеса. Я слышал скрип и бульканье вместо
человеческой речи и стал быстро проваливаться в какую-то бездонную пропасть. И
вдруг передо мной выросла родная громада Исаакиевского собора. А прогулочный
катер, на верхней палубе которого я оказался, с громким скрежетом ударялся
бортом о стенку причала┘ Золотой крест собора ярко сверкнул на грозовом небе┘ - Мистер,
мистер, посмотрите сюда. √ Это был голос филиппинской старушки. Она держала
меня за руку и о чем-то жалобно просила. - Что
случилось? √ спросил я. - Вот сюда
посмотрите. Она
выставила в проход большую хозяйственную сумку и, расстегнув ее, показала мне
содержимое: ярко раскрашенные статуэтки Девы Марии и католических святых. Она
подмигнула мне: ╚Зря вы с ними разговариваете. Они ничего не знают о Церкви.
Каждый день появляются новые религии. Ходят, проповедуют, а что проповедуют √
сами не понимают. Они Богоматерь не
почитают. О чем с ними говорить?╩ Она достала
фигурку Фатимской Божией Матери, сдула с нее пыль и протянула мне: ╚Какая красота!╩. Потом достала еще
несколько статуэток. - А вот эта,
- она перешла на шепот. √ Это чешский святой. Я не расслышал его имени. В руке
у меня оказалась фигурка человека в современном пиджаке и с галстуком, стоящего
на коленях. Говорила
старушка быстро, тихо и с сильным акцентом. Я почти ничего не понял. Пока говорила громко, было понятно. Она рассказывала житие этого человека. Кажется, он пострадал
от коммунистов. На следующей
получасовой остановке я зашел в буфет. Взял чай и булочку с сыром. Ко мне тут
же подсел человек лет сорока √ из наших пассажиров. Он ничего не взял. Вынул из сумки Библию, раскрыл, перелистал и,
показывая пальцем в закрашенный желтым фломастером абзац, произнес: ╚Я хотел
вас спросить, как вы толкуете вот это место из пророка Аггея. А потом у меня
есть еще несколько мест из пророков Наума и Софонии╩. - Дорогой вы
мой, - застонал я. √ Можно я доем булочку. Трапеза моя не обильна. Подождите
минуту. Человек
кивнул и стал стучать пальцами обеих рук по столу. - Вы
пианист? - Нет. А
что? - Это вы
играете на воображаемом пианино? - Нет. Я
всегда так делаю. Я покончил с
булочкой и предложил ему выйти. - Нет-нет.
Давайте здесь. Я не хочу говорить в автобусе. Я вздохнул и
начал объяснять ему, что не являюсь знатоком Ветхого Завета. Все пророчества
относительно прихода Мессии исполнились.
И теперь нужно читать Новый Завет и соблюдать заповеди. Вот и все мое
Богословие. Новый знакомец
стал запальчиво спорить: ╚Без Ветхого Завета нет Нового. Пока я не изучу
Ветхий, не стану изучать Новый╩. - Так Вы
кого проповедуете? - Иисуса. - Ну, так и
читайте Книги о Нем, о Воплощении Сына Божиего, Его земном служении. Как можно
говорить о Христе, не читая Нового Завета? - Я читаю
Евангелия. А книги Ветхого Завета глубоко изучаю и хочу узнать, как вы толкуете
некоторые места. - Тут я вам
не помощник. Я не толкую того, что не знаю. - И я не
знаю. - Так как же
вы проповедуете? - Бог
открывает мне смысл. - Ну, тогда
я вам совсем не нужен. А как вы узнаете, что это Бог говорит с вами, а не враг
рода человеческого. - Очень
просто. Бог плохому не научит. - Но дьявол
и святым людям являлся в образе светлого ангела. И как раз только тем и
занимался, что учил христиан оставить Новый Завет и изучать Ветхий. Мой собеседник гневно посмотрел на меня: ╚Я
вам хотел открыть смысл пророчеств, а вы меня оскорбляете╩. - Пророчества
древних пророков исполнились, мой друг. Прошу прощения, если вас обидел. Я откланялся
и побрел к автобусу. Неужели в Америке на каждом рейсе столько бродячих
проповедников и толкователей Библии? Или это я такой везунчик? Весь остаток
пути я думал о Майкле. Многие православные несомненно скажут, что чудо
исцеления наркомана с огромным стажем ложное. Это мог быть и вражий замысел:
помочь, чтобы потом еще сильнее посрамить.
Он опять сорвется, если будет вне Истинной Церкви. А я им тогда скажу,
что Майкл много страдал и, возможно, скоро придет к Истине. Ведь не зря же он
вспомнил об Отцах Церкви и попросил меня написать названия их трудов. Так что не
верьте, когда вам скажут, что американцы в Бога не веруют. Еще как веруют! У
них даже на долларе написано про Бога. Только вместо простого слова ╚веруем╩
написано слово, имеющее несколько значений. Одно из которых означает финансовую
операцию. Не столько веруем, сколько вкладываем. Как в банк. А нынешняя судьба
банков всем известна. щ
|
||||||||||||||||||||||||||||||
21.04.2012 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
21.04.2012 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
25.02.2012 |
ПРОГУЛКА К ПУШКИНУ или (ДВА АЛЕКСАНДРА, ДВА СЕРГЕЕВИЧА)
|
||||||||||||||||||||||||||||||
01.11.2010 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
01.11.2010 |
ЗДЕСЬ СЛУЖИЛ ОТЕЦ СЕРАФИМ ТЯПОЧКИН
|
||||||||||||||||||||||||||||||
03.03.2010 |
ТАМ, ГДЕ ЧУЖИЕ СТАНОВЯТСЯ БЛИЗКИМИ
|
||||||||||||||||||||||||||||||
20.07.2009 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
12.05.2009 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
25.11.2008 |
НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ФЕСТИВАЛЕ РАДОНЕЖ
|
||||||||||||||||||||||||||||||
28.01.2008 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
04.01.2008 |
Немного воспоминаний (как я стал верующим)
|
||||||||||||||||||||||||||||||
14.09.2007 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
22.03.2007 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
15.01.2007 |
|
1|2|3 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"