"БОГАТЫРСКАЯ ЗАСТАВА"
Александра Богатырева
30.01.2016 |
|
07.02.2015 |
|
18.01.2015 |
|
20.02.2013 |
|
20.02.2013 |
|
20.02.2013 |
|
21.04.2012 |
|
21.04.2012 |
|
25.02.2012 |
ПРОГУЛКА К ПУШКИНУ или (ДВА АЛЕКСАНДРА, ДВА СЕРГЕЕВИЧА)
|
01.11.2010 |
|
01.11.2010 |
ЗДЕСЬ СЛУЖИЛ ОТЕЦ СЕРАФИМ ТЯПОЧКИН ЗДЕСЬ СЛУЖИЛ ОТЕЦ СЕРАФИМ
ТЯПОЧКИН Позапрошлым летом я возвращался из
Краснодара в Петербург. Мой друг Виктор М. предложил заехать к нему в гости в
Тулу, а заодно, посетить Оптину Пустынь. Я с радостью согласился. Спешить было
некуда, и мы отправились по намеченному маршруту на его новом джипе. Миновали
Ростов. И тут жена моего друга завела разговор о том, что давно не была у
матери, и не худо бы было сделать небольшой крюк и заехать к ней в Ракитное. Друг мой стал решительно возражать: крюк был
немалый √ верст триста√четыреста.
Стали спорить. Достали карту. Начали отсчитывать километры. У жены оказалось
двести, у мужа под пятьсот. Видно было, что перспектива оказаться в объятиях
тещи не очень его радовала: - ╚Ну, ты,
Зоя, даешь┘ Почему у тебя в два раза меньше, чем у
меня получилось?╩ - А почему у
тебя в два раза больше? Виктор задумался, подготавливая
сокрушительный аргумент, но тут я вмешался в супружескую перепалку. - Простите,
а о каком Ракитном идет речь?√ Уж
не о том ли, где служил отец Серафим Тяпочкин? - То самое,
- кивнула Зоя. √ А ты о нем откуда знаешь? Трудно не знать. Особенно после того, как
ему приписали участие в истории в ╚Зоином стоянии╩: будто бы отец Серафим был
тем самым священником, которому удалось взять из рук окаменевшей девушки икону
Николая Угодника. Поговорили с Зоей о Зое, а потом я рассказал о том, как 30
лет назад мои московские друзья подарили мне фотографию отца Серафима. С тех
пор она стоит на книжной полке над моим письменным столом, и я постоянно ощущаю
на себе его взгляд. Это удивительный взгляд. В нем поразительно сочетаются
любовь и строгость. Посмотрев в глаза отца Серафима, понимаешь, что он знает,
что происходит в твоей душе. Он словно говорит: ╚Мне известны все твои грехи и
беды. Не отчаивайся, я помогу тебе╩. Кто бы ни приходил ко мне, все сразу же
обращали внимание на фотографию отца Серафима и спрашивали: ╚Кто этот человек?╩
Один мой знакомый шутник очень серьезно сказал: ╚Это чемпион мира по человеческому
лицу. В нем страдание, сострадание, любовь и мудрость╩. Друзья, сделавшие мне этот бесценный
подарок, стали известными людьми. У тех, кто бывал в их доме и рассказывал об
отце Серафиме тоже удивительная судьба. Отец Зинон √ замечательный иконописец,
иеродиакон Димитрий теперь архиепископ, ныне покойный Геннадий Снегирев √ один
из лучших детских писателей. К сожалению, я не помню всех рассказов об
отце Серафиме. Запомнил лишь некоторые. Самый интересный я услыхал от жены
Снегирева √ Татьяны. Отец Серафим после заключения и ссылки был
направлен в один из самых глухих приходов Белгородчины. Храм был в страшном
состоянии, но батюшка сразу же приступил к службе. Первое время на литургии не
было ни одного человека. Но он не только не сокращал службы, но еще и проповеди
говорил после литургии. Об этом рассказал односельчанам случайно забредший в
храм человек. Земляки решили посмотреть на чудака-священника. А посмотрев,
многие уже не покидали храма и образовали дружный приход. Вскоре в Ракитное
потянулись духовные чада батюшки из Днепропетровской епархии, где он служил до ареста
и недолгое время после возвращения из лагеря и ссылки. А через несколько лет
весь русский православный мир знал об этом благодатном старце. К нему приезжали
и из столицы, и с Камчатки, Кавказа, и Средней Азии. Отца Серафима не раз
навещал архимандрит Кирилл Павлов, многие архиереи. У меня был шанс увидеть его. Я мог напроситься
к друзьям, отправлявшимся к батюшке. Но что-то помешало. Даже не помню что. Была
возможность приехать на его похороны. Но я не решился, поскольку не собрался навестить
его при жизни. И все же меня почему-то не покидает чувство,
что я видел его и говорил с ним. Каждое утро я встречаюсь с ним взглядом,
здороваюсь и прошу благословить на день грядущий. Теперь он смотрит на меня не
один. Рядом с ним фотографии моего покойного духовного отца Василия Ермакова и
схиархимандрита Илия. Ему должно быть
хорошо в этой кампании. Я замолчал и прильнул к окну. Мы обгоняли
колонну комбайнов. На них были не наши номера и полумесяц на красном фоне. - Это турки,
- пояснил Виктор. √ Едут с юга на север и убирают пшеницу. Мы их уже видели, когда
ехали в Краснодар. Бригадир у них из бывших наших.
Месхитинец. Комбайны американские. Убирают без потерь. И пьяниц
нет. Так что турков предпочитают нашим. Слушать такое было больно. Я повернулся к
Виктору: - Давай заедем в Ракитное и помолимся отцу
Серафиму, чтобы русские крестьяне опомнились и стали работать так, чтобы никому
не приходило в голову нанимать турок. - И чтобы технику
свою мы выпускали не хуже американской, чтобы начальники
обратили внимание на свой народ и помогли возродить сельское хозяйство, и чтобы
деловые люди устроили хотя бы одну такую же подвижную бригаду из наших мужиков,
- добавил Виктор .Пока он говорил, о чем будет просить отца
Серафима, Зоя уже звонила в Ракитное и радостно сообщала сестре, что мы вечером
будем у них. Мы свернули с трассы Москва √ Ростов и
поехали в направлении Белгорода. Дорога сразу же дала понять, что расслабляться
за рулем не стоит. Я ожидал, что чем дальше мы удалимся от центральной трассы,
тем дорога станет хуже. Но все вышло наоборот. Через два часа тряски по
колдобинам, мы покатили по ровному асфальту. - Можно не
смотреть на указатели, - сказал Виктор. Сразу понятно, что мы в Белгородской
области. Здесь не только дороги. Здесь все устроено по-хозяйски. И
действительно. Вскоре я смог убедиться, что асфальтовые дороги проложены к
каждой деревне, и к каждому дому проведен магистральный газ. Все стволы
деревьев вдоль дороги были побелены. Повсюду -
и в самом Белгороде, и в небольших поселках удивительная чистота. После
Сочи, объявленного южной столицей, где чуть ли не под каждой пальмой набросаны горы мусора, меня особенно потрясли
дорожные знаки ╚До ближайшей помойки 200 метров╩. Мусорные баки там не только
стоят у дороги, но из них еще и регулярно изымают содержимое. Я представлял себе Ракитное
совершенно иначе. Думал, увижу беленые
хатки посреди степи, а оказалось там не только каменные добротные дома с садами
и беседками, увитыми виноградом, но еще и сохранившийся дом князей Юсуповых,
несколько красивых двухэтажных купеческих домов Х1Х века и в живописной ложбине
между двумя холмами пруд с тремя фонтанами. Много современных зданий приличной
архитектуры. Особенно выделяются дворец молодежи и спортивный комплекс с
бассейном. Далеко не во всяком городе у молодежи есть такие возможности для
досуга и занятий спортом. На въезде в поселок стоит огромный ажурный кованый
крест. Никольский храм, в котором служил с 1961 по 1982 год отец Серафим,
отреставрирован. Двор засажен цветами. Батюшкина могилка √ рядом с алтарной
апсидой вся в цветах. На могиле крест с домовиной. Прихожане и паломники первым
делом прикладываются к нему, а потом уже идут в храм. Рядом с могилой на стене
мемориальная доска в виде широкого креста из черного мрамора. А на ней батюшкин
лик. Кажется, что он выплывает из черноты мрамора, свидетельствуя о том, что
мрак не в силах поглотить свет. Это перевод на мрамор той самой фотографии отца
Серафима, что стоит у меня на книжной полке. В храме новый иконостас с иконами,
написанными в каноне. На стенах большие иконы Богородицы и Николая Угодника
хорошего письма. К сожалению, в этот приезд мы не застали настоятеля храма отца
Николая. Но зато в следующий раз общение с ним было настоящим праздником. Я
снова оказался в Ракитном благодаря Виктору. Он решил
перебраться сюда. Благо дело, есть и дело и делатели. В Ракитном
жизнь, что называется, кипит. Поля в округе засеяны, построены перерабатывающие
комплексы, работает завод, планируются новые производственные затеи. Но я не
стал вникать в их суть, поскольку был очевиден принцип. Есть у всей
хозяйственной жизни голова, а она разумно действует со всеми членами.
Белгородской губернии повезло с губернатором. А он уже на районном уровне
подобрал деятельных умных руководителей. И жизнь наладилась. Причем как
наладилась! Я был в соседних губерниях Орловской и Курской. Видел брошенные
черноземные поля, зарастающие березами, фермы с проломленными крышами,
разоренные деревни, в которых выходцев с Кавказа больше, чем коренных жителей.
А здесь чистота, порядок и повсеместное созидание. Меня поразило общение со
студентами. Вежливые, внимательные. За два часа лекции никакой болтовни с
соседями, шушуканий, хруста поп-корна и чипсов, опробования
новой косметики под руководством опытной модницы,√ всего того, что сейчас
повсеместно происходит в столичных студенческих аудиториях. В Белгородской области и школьники вежливы.
Выступая перед ними, я видел, с каким вниманием они слушают беседы на духовные
темы. Здесь давно преподаются основы православной культуры, и результаты не
замедлили проявиться. В области резко сократилось количество преступлений.
Особенно в молодежной среде. Это я знал со времен первой поездки на
Белгородчину, когда мы с отцом Артемием Владимировым и Ириной Медведевой
посетили Старый Оскол и несколько пригородных сел. . В Ракитном я убедился в верности первых впечатлений. Здесь
гораздо лучше, чем в других российских весях, но все же немало и проблем.
Безбожное прошлое дает о себе знать. Мне рассказали о том, как во время
переклички перед уроком основ православной культуры на вопрос учителя ╚кого
нет?╩, один ученик √ из главных заводил в классе - ответил: ╚Бога╩. Я видел этого молодого человека через
полгода в храме. Он стоял на молебне по случаю открытия очередных Серафимовских
чтений и молился вместе со всеми. А потом подошел к могиле отца Серафима и
очень внимательно слушал отца Николая. Надеюсь, что больше он так шутить не
будет. Серафимовские чтения придумал отец Николай.
С благословения Белгородского владыки Иоанна они
проводятся ежегодно. Во второе посещение Ракитного я
получил приглашение принять в них участие. Отец Николай подарил, изданную им
книгу об отце Серафиме Тяпочкине. В ней собраны воспоминания его духовных чад.
Собрав воедино некоторые свидетельства, можно составить целостную картину жизни
отца Серафима. До принятия монашества его звали Димитрием .
Он родился в семье царского полковника, а глаза ему закрыл полковник советский
√ герой Советского Союза Митрофан Дмитриевич Гребенкин. Но это был не лагерный
начальник √ а верное духовное чадо. Он сидел у изголовья своего умирающего
духовного отца, два месяца, не отходя от него ни на шаг. ╚Неусыпаемый ты мой╩ -
называл его ласково отец Серафим. Жизнь отца Серафима, ставшего
священником при большевиках, объявивших войну Церкви, похожа на жизнь тысяч
священнослужителей: сталинские гонения, смерть жены, детей, арест, долгий срок
заключения в ГУЛАГе, мытарства по выходе на свободу, потом хрущевские гонения . И все же это особенная жизнь. Еще в детстве на
богослужении в духовном училище, куда взял его с собой отец, маленький Димитрий
увидел икону преподобного Серафима Саровского. Он долго заворожено смотрел на
лик святого, а потом сказал отцу: ╚Хочу быть таким╩. Люди, знавшие отца
Серафима, говорят, что у него получилось. И имя Серафим, данное ему в
монашеском постриге далеко не случайно. С первых лет священнического служения
он взял на себя подвиг добровольной бедности. Он никогда не брал денег за
требы. Жил с женой и детьми в маленькой хатке с земляными полами. Когда его
изгнали из храма, служил в домах. Служил
и говорил проповеди вдохновенно со слезами на глазах. Этот слезный дар никогда
его не покидал. Говорили, что глубокие морщины на его лице √ это русла слезных
рек, пролитых им за болящих и грешников. Никто никогда не слыхал
от него грубого слова, не видел его раздраженным. Даже провинившихся нерадивых
работников он увещевал ровным голосом, без гнева. О лагерной жизни говорил
мало, никогда не ругал своих истязателей. Когда закончился срок заключения, его
спросили ╚чем он собирается заниматься на свободе?╩ Он не раздумывая
ответил: ╚Служить Богу╩. - ╚Ну, тогда
посиди еще╩ - сказал начальник и добавил 5 лет ссылки. Отец Серафим никогда никого не осуждал. И
другим не позволял. Властям очень не нравилось, что в Ракитное съезжается
множество людей. Они ╚надавили╩ на правящего архиерея. Тот приехал с инспекцией
и с амвона обратился к народу: ╚Что вы сюда ездите? Какую вы тут святыню нашли?
Святыни есть повсюду╩. Духовные чада были очень огорчены. И когда во время
трапезы Митрофан Гребенкин хотел сказать о том, что возмущен речью архиерея,
отец Серафим опередил его: ╚Какой у нас хороший архиерей╩. Выждав
некоторое время Митрофан Дмитриевич снова хотел сказать об этом, но и на
этот раз отец Серафим прервал его той же фразой. И так повторилось несколько
раз. А вскоре архиерей, узнав батюшку поближе, подружился с ним и часто
приезжал к нему. У него же он и исповедовался. Батюшке была открыта дата его смерти. Он предупредил
о ней некоторых чад. Одному близкому человеку, уезжавшему домой, он, сказал,
что тот через неделю вернется. Так и получилось. По молитвам батюшки исцелялись
бесноватые. Есть множество задокументированных случаев исцеления от
онкологических и прочих тяжелых болезней. Для людей, хорошо знавших отца Серафима, его
святость очевидна. Но в комиссии по канонизации нет единодушного мнения.
Некоторых ее членов смущает то, что не сохранилось следственное дело отца
Серафима. Но оно и не могло сохраниться. Днепропетровские областные архивы были
вывезены немцами, и частично уничтожены. Но, коли нет
дела, то могут оставаться сомнения: ╚а не отрекся ли он от Бога во время пыток?
А вдруг кого оговорил?╩ Ведь всякое в застенках ЧК случалось. Там и маршалы рыдали,
как дети. Говорить о презумпции невиновности в данном
случае не приходится. И все же и лагерная жизнь отца Серафима известна, и
каждый день и час его жизни после освобождения прошел на виду. У него даже своей отдельной келии не было. В его комнатку мог в любой
момент войти алтарник или неожиданно приехавшие духовные чада. Поразительно то, что ненависть
днепропетровских большевиков к отцу Серафиму была больше чем ненависть к
фашистам. Война шла уже два месяца. Немец приближался к Днепропетровску, а
власти затеяли над ним суд┘ А ведь было чем заняться
убегавшим в глубокий тыл начальникам┘ А что касается трусости или отречения от
Бога, то я боюсь, что ни Петр, ни прочие апостолы при таком подходе не имели бы
никаких шансов быть прославленными. Фактов того, что отец Серафим отрекался от
Бога нет, а вот отречение Петра и трусость апостолов засвидетельствованы
самим Евангелием. Мы поминаем царя Давида и всю кротость его, но не забываем о
том, как он поступил с Вирсавией и ее мужем. Но главное все же √ его раскаяние.
В мировой поэзии нет более высокого и прекрасного стиха о сердце сокрушенном,
содрогающемся от осознания глубины своего греховного падения, чем пятидесятый
псалом. И мы знаем, что ╚сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит╩. Да, никто не видел следственного дела Отца
Серафима Тяпочкина, но тысячи людей видели его слезы. Эти слезы он каждый день
проливал за свои и наши грехи. В третий раз я приехал в Ракитное
18-го сентября этого года. Приехал поздно, и меня положили в гостиной семейного
дома, в котором живут пятеро детей, усыновленных нынешним настоятелем
Никольского храма - отцом Николаем. На следующее утро было назначено открытие
╚Серафимовских чтений╩, посвященных проблеме сохранения традиций. Я проснулся рано и вышел из дома. Моросил
мелкий дождь. Было сыро и холодно. Я хотел подойти к могилке отца Серафима, но
остался на крыльце. У могилки на коленях стояла молодая девушка. Она о чем-то
слезно молила батюшку Серафима, часто крестилась и отбивала земные поклоны.
Чтобы не смущать ее, я вернулся в дом. Выглянув в кухонное окно через четверть
часа, я увидел ее в том же положении. Дождь между тем усилился. Через некоторое
время к могилке подошли трое молодых людей. Девушка встала, перекрестилась и
быстро пошла к калитке, а трое молодых людей открыли зонт, достали книжку и
стали молиться √ очевидно, это был акафист. Вскоре появились другие люди: и
пожилые, и молодые. К кресту подходили группами и поодиночке. Молодые люди чуть
отошли в сторонку. Я с полчаса наблюдал за непрерывным потоком паломников, пока
помощник отца Николая не позвал меня, сказав, что батюшка приглашает выпить чаю.
За воротами
стояло с десяток автомобилей. На одном из них были немецкие номера. Я спросил
отца Николая, всегда ли бывает столько паломников. - Иногда бывает
и больше, - улыбнулся он. К моменту приезда архиерея храм был полон.
Большая толпа стояла во дворе. После молебна все переместились во дворец
молодежи, где и прошли чтения. Первым выступил владыка
Иоанн. Я тезисно записал основную часть его доклада. Он сказал, что в основе народных традиций
лежат традиции духовные, церковные. Главная черта христианина √ это любовь к
Богу, ближнему, отечеству и всему Божьему творению. Эта, ставшая для нашего
народа традицией, любовь методично и постоянно попираются средствами массовых информаций.
Удивительное качество русской души √ терпение. Эта христианская добродетель
недобросовестно эксплуатируется. Но мы продолжаем терпеть. В эпоху перемен,
когда разрушаются привычные устои, Церковь остается островом стабильности и
надежды. В деле спасения души Церковь выработала определенные формы, от которых
никоим образом нельзя отказываться. Церковные традиции помогают людям обрести
истинные ориентиры, распознать, где благо, а где зло, рядящееся в красивые
одежды. Православные люди √ это соль земли. А соль сохраняет от тления, придает
вкус. Традиции √ это образ мысли и жизни. Они помогают людям устоять от
соблазнов, избавиться от скверны. Это некий генетический код, имеющий
христианскую основу. Без этой основы легко сбиться на кликушество,
политиканство и большевизм. Нужно научиться понимать, что есть воля Божия о
человеке, о стране и мире. Иначе мы не сможем выполнить возложенную на нас
миссию. Без христианской любви мы √ ничто. Медь звенящая. Обретая опыт
богообщения и любви, мы должны помнить, что нам предстоит передать его грядущим
поколениям. В последующих докладах было много
интересного. По официальным данным в Белгородской области в 1989 году
православными себя назвали 30% населения. В 2010 √ 64%, а покрестили в 2009
году 14300 младенцев из 14536 родившихся. То есть 98%. Руководитель по делам молодежи, рассказала о
работе отдела духовно-нравственного воспитания. В области проводится множество
фестивалей. Есть и фестиваль православных молодых семей. Празднуют дни любви и
верности. Устраивают различные экологические акции, конкурсы и соревнования.
Возобновлена работа молодежных стройотрядов, в которые не так просто попасть: желающих потрудиться на многочисленных стройках
и на сельхозработах в студенческой среде немало. Один студент сказал мне, что у
них не найти лозунга ╚Бери от жизни все!╩ Мы знаем, что блаженнее давать,
нежели брать. Знает об этом и школьница Анна Будянская (а
в этот день были ее именины √ память Иоакима и Анны). Она рассказала о своем
понимании традиций. Она из потомственных крестьян и гордится тем, что ее предки
много веков кормили и продолжают кормить русский народ. В их семье даже при
коммунистах главными праздниками были Пасха, Рождество и Троица. А она в свои 15 лет готова сопротивляться духу времени и делать все
для того, чтобы стать полезным для общества человеком и хорошей матерью.
Она собирается нарожать столько детей, сколько Бог
даст. А традиции нужны еще и потому, что без них мы не сможем наследовать жизнь
вечную. .Я слушал эту девочку и думал о том, как ее
рассуждения о крестьянском труде не похожи на то, что Россия слышит целый век. При советской власти рассказы о безликих
трудягах, намолотивших несметное количество злаков и что-то такое о зяби и
озимых, о закромах родины, в которые вваливали дары земли и откуда они
почему-то не хотели выходить на свет Божий на горе
тем, кто хотел их употребить. Потом в перестроечные годы об ╚агрогулаге╩, который нужно непременно развалить. Что и сделали. А теперь
о деньгах и инвестициях (очень похоже на инквизицию). Эта девочка говорила о
человеке. О его месте на земле под Богом и рядом с Богом. Она говорила о
радости простого труда, как о высокой поэзии, а не как о постылой
принудиловке. И я поверил ей. И порадовался за нее. Эта девочка любит свою землю и она не бросит ее. Она станет хорошим агрономом и
продолжит вековые традиции своих предков. И детей ей пошлет Господь. Здоровых,
честных и работящих┘ А после нее выступил мудрый человек,
рассказавший о том, как должно строиться гражданское общество в русских городах
и весях. Особенно интересно в весях, где все знают друг друга. Повсюду, даже в
самой маленькой деревеньке нужно организовать общинное сообщество, руководимое
уважаемыми людьми с целью обустройства общественной и хозяйственной жизни.
Сейчас не на кого опереться для проведения добрых дел. Разбойники объеденены в
преступные организации. Добропорядочные граждане не имеют своих объединений. Общинные
сообщества можно назвать ╚Советами╩, где главным лозунгом будет ╚совет да
любовь╩ Христианские принципы могут помочь преодолеть
атомизацию общества. Эти советы будут действовать на всех уровнях: и на районном, и на областном. Через них можно будет оказывать ту
самую крестьянскую ╚помочь╩, благодаря которой жила веками русская деревня. И
от стихийных бедствий спасались, и реки чистили, и дома молодоженам всем миром
ставили, и вдовам и сиротам догляд осуществляли. Главное в общественной жизни √ побуждение к
добрым делам. В основе русской
цивилизации лежит Православие. Поэтому общественная жизнь должна
организовываться вокруг Церкви. Приходской жизни нужно стать более активной и
быть примером и действенным сегментом жизни таких советов. Местная власть будет
иметь реальную силу, на которую всегда сможет опереться. Идей на этих чтениях было высказано немало.
И главное - они все были жизненными и вполне осуществимыми. Некоторые положения
уже воплощаются в жизнь. Мне пришлось бывать на многих конференциях, и всякий
раз меня не покидала мысль: ╚замечательно поговорили, тем дело и кончится╩. Но в
Ракитном я видел, что за словом последует дело. Эти
чтения были не ╚мероприятием какого-то отдела с целью отчитаться перед
начальством за отчетный период╩╩, а реальным духовно-общественным действом. И
молебен перед его началом, и сама атмосфера, и глубина тем, и очевидный настрой
на созидательную работу говорили о том, что это действо не пройдет втуне. Отец Николай уже во время этих чтений стал
договариваться о конкретных делах. Его не устраивают ╚протоколы о намерениях╩.
Он сразу же ╚подписывает договоры╩ и преступает к делу. Я сидел в зале, слушал докладчиков и
искренно радовался за жителей Ракитного. Немного
найдется в современной России сельских клубов (в данном случае это был далеко
не сельский дворец молодежи), где проводятся такие замечательные и так
необходимые разговоры о путях налаживания жизни основанной на национальных
духовных традициях. В президиуме сидел взволнованный и радостный отец Николай,
а над его головой ласково и загадочно
смотрел на нас отец Серафим Тяпочкин. Это была та же самая, но только во много
раз увеличенная фотография, которую мне подарили тридцать лет назад.
|
03.03.2010 |
ТАМ, ГДЕ ЧУЖИЕ СТАНОВЯТСЯ БЛИЗКИМИ
|
20.07.2009 |
|
12.05.2009 |
|
25.11.2008 |
НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ФЕСТИВАЛЕ РАДОНЕЖ
|
28.01.2008 |
|
04.01.2008 |
Немного воспоминаний (как я стал верующим)
|
14.09.2007 |
|
22.03.2007 |
|
15.01.2007 |
|
1|2|3 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"