"БОГАТЫРСКАЯ ЗАСТАВА"
Александра Богатырева
30.01.2016 |
|
|||||
07.02.2015 |
|
|||||
18.01.2015 |
|
|||||
20.02.2013 |
|
|||||
20.02.2013 |
|
|||||
20.02.2013 |
|
|||||
21.04.2012 |
|
|||||
21.04.2012 |
ПОСТ СКРИПТУМ Об отце Василии Борине, и о том, как
жилось в его неординарной обители, я хотел давно написать. Хотел, но
побаивался. Духовник Пюхтицкого монастыря архимандрит Гермоген вообще не
советовал без нужды появляться в Васк-Нарве. Для людей без серьезного духовного
опыта общение с батюшкиными постояльцами чревато большими опасностями. И все же
я дерзнул и взялся за электронное перо. Портрет священника всегда будет не полон, если
не почувствуешь его сердца, не поживешь под его водительством. Я не уверен, что
несколько теплых бесед с отцом Василием и сравнительно долгое наблюдение за ним
позволило мне описать его абсолютно верно. Да простит меня отец Василий
(Царство ему Небесное!) и те, кто был ближе меня к нему, если я согрешил против
истины. Мои реконструкции его речей, конечно, не расшифровка диктофонных
записей. Воспроизвел, как запомнил. Я старался передать атмосферу и
запомнившиеся факты. Многого не стал описывать. Да и нельзя это поверять ни
бумаге, ни компьютеру. По неофитской прыти мне хотелось скорейшего
выздоровления сына. Но этого не произошло. Батюшка с самого начала предупреждал
меня, чтобы я умерил свои желания и не
досаждал Богу преждевременными просьбами. С Петей все же произошло
определенное чудо. Он был неконтактен. Весь в себе. Никто ему не был интересен.
Теперь ≈ наоборот. Он всех любит. С ним очень трудно гулять: со всеми
встречными здоровается и подает руку. Некоторых норовит поцеловать. Был мрачен
и угрюм. Теперь всегда улыбается. Его трудно было причащать. После Пюхтиц и
Васк-Нарвы его трудно удержать: расталкивает народ, чтобы первым подойти к
чаше. ╚Дух прав обновился в утробе
его╩. Я благодарен Богу за это. У Пети
своя миссия. Он показывает, как нужно радоваться при встрече с людьми тем, кто
и с соседями не здоровается. Я попросил нескольких человек, кто в
разное время побывал в Пюхтицах и Васк-Нарве поделиться воспоминаниями об отце
Василии. К моему удивлению все опрошенные помнили лишь атмосферу и общую картину. Один архимандрит
рассказал о беседе с отцом Василием. Тот приказал ему (тогда молодому
иеромонаху) никогда не заниматься отчиткой. И еще он сказал, что не надеется по
своей немощи изгнать из человека мучителей-бесов, а лишь просит Бога облегчить
страдания бесноватым. Ну, а если удается помочь кому-нибудь полностью избавиться от
╚квартиранта╩, то никогда успех не приписывает себе. Никто, как Господь. Не дай
Бог почувствовать себя великим праведником. Моя приятельница, однажды посетившая
Васк-Нарву, рассказала следующее. Как только батюшка запер двери, со
всех сторон стали раздаваться стоны,
крики и, как она выразилась, ╚звукоподражания котам, петухам, собакам и прочим
тварям╩. Батюшка громко приказал: ╚А ну, тихо! Кто тут у вас главный бес?╩ И вдруг субтильная дама, стоявшая рядом с ней,
громоподобным басом проревела: ╚Ленин╩. Это было и смешно, и страшно. В конце
семидесятых годов так не шутили. А если и шутили, назвав Ленина бесом, то прямехонько попадали в мордовские лагеря для
политических. Батюшка иногда рассказывал о войне,
но мне не пришлось услышать эти рассказы. Знаю только, что его, как и всех более-менее здоровых молодых
людей, живших в Эстонии, немцы призвали в армию. Но служил он в каких-то
вспомогательных частях и в боях не участвовал. Расспрашивать о войне эстонских
жителей было не безопасно. Одну часть успела забрить в солдаты отступавшая
Красная армия, другая попала в немецкие войска. Некоторые даже служили в СС. Несколькими годами раньше, до
приезда в Васк-Нарву, я проехал по старообрядческим деревням с моим другом ≈
сотрудником древлехранилища Пушкинского Дома Глебом Маркеловым. Он надеялся
найти старообрядческие рукописные книги. Улов оказался скромным. В одной из
деревень мы встретили поэта Евгения Рейна, сопровождавшего своего приятеля -
собирателя икон и живописи. Рэйн
рассказал о постигшей его спутника неудаче. Тот накануне их поездки в
Эстонию приобрел две картины Куинджи. Оказалось, что этот ╚Куинжи╩ живет в
городе Изюме Харьковской области и выдает в день по нескольку шедевров. С этим коллекционером и Рейном мы
провели вечер в каюте стоявшего на приколе катера. Они пытались разузнать у
хозяина плавсредства, у кого есть ценные древности. Достали водку. Вскоре
подошел еще один потенциальный информатор из местных русских. Насколько я
понял, ничего путного узнать от них не удалось. Зато после третьей выпитой честной
компанией бутылки мы стали свидетелями старой ╚разборки╩. Один из потомков блюстителей чистоты
веры неожиданно обратился к своему земляку: - А помнишь, как мы вломили вам под
Великими Луками!? - Зато мы вам... - далее шло
название неизвестного мне местечка. Оказалось, что один из них служил в
Красной армии, а другой в войсках вермахта. Им было, что вспомнить. Так что о войне я отца Василия не
расспрашивал. Зато был свидетелем одной
беседы с молодым человеком, приехавшим к отцу Василием за советом. Этот
девятнадцатилетний товарищ надумал жениться на тринадцатилетней женщине с двумя
детьми. Они уже год, как живут вместе, а муж при этом не дает жене развод. Батюшка выслушал рассказ влюбленного
юноши и говорит: - А что ты от меня хочешь?
Благословения на прелюбодеяние? - Да нет. Духовного совета. - Так беги от нее без оглядки. Вот
тебе мой совет. - Но мы любим друг друга. Я без нее
жить не могу. И она без меня. - Да она ж без тебя уже двоих родила
от законного мужа. Значит может и без тебя жить.
Сейчас тебя любит. Завтра другого полюбит. - Нет. У нас ≈ это на всю жизнь. - А чего ты ко мне тогда приехал,
если знаешь, что у тебя будет на всю жизнь. Это мне тогда надо у тебя советов
просить, если ты такой прозорливый. Юноша смутился и замолчал. - Беги от нее. И телефон ее забудь.
Она тебя через три года съест ≈ и только перья от тебя останутся. - Да как вы можете о ней так
говорить?! Вы же ее не видели. - Я тебя видел. Через три года я встретил этого
молодого человека на Невском проспекте. Он и вправду был, съеденным ≈ не
съеденным, но каким-то обглоданным. За три года он страшно постарел и в 22 года
выглядел на все 35. Вместо кудрявого блондина передо
мной стоял человек с плешью до середины головы. Как говорил батюшка, ╚только
перья останутся╩. Прическа его, действительно, походила на остатки оперения. Он
производил впечатление не только обглоданности, но и общипаности. Пророчество
батюшкино сбылось. А тогда он переправился с помощью
местного ╚харона╩ со своей дамой сердца на другую сторону Наровы и отправился
по местному ╚золотому кольцу╩ в поисках старца, который бы благословил его на
вожделенный брак. Он собирался добраться
в село Каменный Конец к отцу Василию Швецу, а если тот не благословит, то в Печоры к отцу Иоанну Крестьянкину. Тщетно я пытался убедить его
послушать отца Василия и не искать по миру старца, который исполнил бы не
Божию, а его волю. Боюсь, что он все же нашел и уканючил какого-то батюшку... А маршрут он избрал прекрасный. Отец Василий рекомендовал своим ╚неодержимым╩ гостям после
трехдневного пребывания в Васк-Нарве отправляться на богомолье в Печоры, по
дороге заходя в то, что осталось от нескольких обителей. Прежде всего ≈
в Спас-Елиозаровский монастырь, где родилась столь любезная многим сердцам
формула ╚Москва ≈ третий Рим╩. По пути можно посетить Кобылье Городище ≈
древний погост неподалеку от места Ледового побоища. Доплыть до острова Залита, где подвизался старец Николай Гурьянов. Потом храмы
и монастыри Пскова, Изборска, дивная церковь в Малах. Такое паломничество для
новоначальных было великим пособием для постижения тайны и сути Православия.
Так что батюшка Василий был еще и просветителем, и благодатным ╚турагентом╩.
Похоронен он у алтаря восстановленного им храма Ильи-Пророка. Я узнал о
его кончине только через месяц после его похорон. А храм вместе с постройками
превращен стараниями матушки Варвары и пюхтицких сестер в скит Пюхтицкого
монастыря. Батюшка говорил матушке Варваре: ╚Для тебя скит выстроил╩. Мало кто из сестер верил в это. От
России их отрезали. Кому еще скит понадобится?! Но понадобился. Стоит. Говорят,
очень красивый. И это батюшкино пророчество исполнилось.
|
|||||
25.02.2012 |
ПРОГУЛКА К ПУШКИНУ или (ДВА АЛЕКСАНДРА, ДВА СЕРГЕЕВИЧА)
|
|||||
01.11.2010 |
|
|||||
01.11.2010 |
ЗДЕСЬ СЛУЖИЛ ОТЕЦ СЕРАФИМ ТЯПОЧКИН
|
|||||
03.03.2010 |
ТАМ, ГДЕ ЧУЖИЕ СТАНОВЯТСЯ БЛИЗКИМИ
|
|||||
20.07.2009 |
|
|||||
12.05.2009 |
|
|||||
25.11.2008 |
НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ФЕСТИВАЛЕ РАДОНЕЖ
|
|||||
28.01.2008 |
|
|||||
04.01.2008 |
Немного воспоминаний (как я стал верующим)
|
|||||
14.09.2007 |
|
|||||
22.03.2007 |
|
|||||
15.01.2007 |
|
1|2|3 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"