TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.06.2017
09:16

Пирогова. "Давайте играть. Почему бы и нет?"

    Я попробую понять, что хотела сказать Пирогова своим перформансом 2015 года “Давайте играть. Почему бы и нет?” (см. тут). Хоть оторопь берёт, этот перформанс глядя . . .

31.05.2017
14:35

О лермонтовском плохом одном стихотворении.

    Я б не посмел, что-то у Лермонтова назвать плохим, если б не авторитет Вейдле. Этот автор ввёл понятие звукосмысла и сумел меня убедить, что это не ерунда, хоть и . . .

26.05.2017
15:06

Павленский не художник.

    Я исхожу из замечательных слов Поршнева, непризнанного гения: "Если ты хочешь понять что-либо, узнай, как оно возникло”. Поршнев – учёный, с именем которого, для . . .

16.05.2017
13:55

Хецуриани.

    Что мне делать? Не могу пройти мимо такой картины. А в то же время, мне нечего сказать о ней. Я же обязался не писать пустого, а объяснять людям то, что… недопонятно, . . .

07.05.2017
20:30

Пляски вокруг подсознательного.

    Столкнулся с рассуждением, мол, нечего учить детей игре на пианино, это совковая отрыжка, не помогает устраиваться в жизни, а мешает. – Полная полярность моему . . .

07.05.2017
12:50

Ультраавантюра.

    Совершенно пронзительные (для меня) слова о конце Посвящения “Полтавы” Пушкина… Узнай по крайней мере звуки, Бывало, милые тебе — И думай, что во дни разлуки, В . . .

01.05.2017
15:38

Открытие.

    Мне на днях открылось такое… Всех касающееся. Что я аж в растерянности, с чего начать. Начну с цитаты, - неоднократное прочтение подобного и привело меня к . . .

25.04.2017
13:02

Жалоба максималиста.

    Сначала надо сказать, почему я максималист. А то будет непонятна жалоба. Или наоборот? Кому я интересен? Тогда как жалоба моя – на очень известного человека – . . .

20.04.2017
13:53

Берязев.

    Я хочу порассуждать о таких абстракциях, что, чтоб привлечь к ним ваше внимание, читатель, я сперва вам продемонстрирую то стихотворение, по поводу которого я хочу . . .

19.04.2017
14:58

Первые серии «Анны Карениной».

    Умница Шахназаров понял, что роман Толстого “Анна Каренина” не об Анне Карениной (она, ведь и в самом деле даже не главная героиня). Он понял, что территорию романа . . .

16.04.2017
17:43

Каков Щедрин-то...

    Внимание, авантюра. Я услышал о существовании у Родиона Щедрина произведения “Звоны”. Я узнал, что это – Второй концерт для оркестра (1968). Я почёл о нём: . . .

15.04.2017
19:38

Продукт скуки.

    В названии есть два смысла. Один – чеховское повествование скучно (даже если это юмореска; здесь – “Господа обыватели”, 1884). Второй смысл – я этой юмореской . . .

05.04.2017
18:18

С историзмом наперевес.

    Что началось в США ко времени вступления в литературу Эдгара По? – “…настал период остужения так называемого фрондирского настроения, конец героической, первопроходческой американской истории. “Революционная нация становилась буржуазной” (http://www.licey.net/lit/american/usa18). Наступило время скучной прозы жизни. И реакцией должен бы стать полноценный романтизм, с необычностями…” (Самоцитата). Это были 40-е годы. Тогда и написан “Бочонок амонтильядо” – в 1846-м. И – пожалуйста: стра-а-ашно, аж жуть. Всё – на максимуме.

    Первые слова: "Тысячу обид…”.

    Вы ж понимаете – тысячу.

    Впрочем, быстро понимаешь (по-современному), что рассказчик накручивает себя.

    "Тысячу обид я безропотно вытерпел от Фортунато, но, когда он нанес мне оскорбление, я поклялся отомстить”.

    Впрочем, быстро отказываешься от современной точки зрения, и перед нами – гад из гадов (цитирую дальше написанное у автора через пробел после точки):

    "Вы, так хорошо знающий природу моей души, не думаете, конечно, что я вслух произнес угрозу. В конце концов я буду отомщен: это было твердо решено, -- но самая твердость решения обязывала меня избегать риска. Я должен был не только покарать, но покарать безнаказанно. Обида не отомщена, если мстителя настигает расплата”.

    Время действия – какое-то тоже экзотическое: "в городе бушевало безумие карнавал”. Главный герой – со шпагой. Его жертва – в братстве вольных каменщиков. Оба имеют гербы и девизы. Дворяне. Это где-то в средневековье всё происходит, пусть и в позднее. – Ну да: там – ужасы.

    А тут, сейчас – буржуазность, скука. И вот – протест. И вот – перед нами злодей-перезлодей. Убегание в яркую выдумку – это протест против серой жизни. В фантазию. То есть – в свою (автора) внутреннюю жизнь. Она – прекрасна по сравнению с буржуазной действительностью (и плевать на то, о чём повествуется для улёта – о сладости мести для злодея). Как в математике – важен модуль величины, а не знак при ней (плюс или минус). А души читателей сами примыслят плюс, поймут романтика-писателя, что он – за всё прекрасное и возвышенное. Артист же всё делает через наоборот.

    *

    Совсем не такова история для Гришковца в его спектакле “По По" (2007), идея которого "родилась у Евгения Гришковца, по его собственному признанию, в 1991 году” (https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/132927214). В этом году сами понимаете, какое можно было получить разочарование. Похлеще, чем у По в 40-е годы предыдущего столетия. А что может быть похлеще романтизма, являющегося искусством несчастных в этом мире, спасающихся в своём прекрасном внутреннем мире? – Похлеще – такого, тоже индивидуалистского рода – может быть ницшеанство, бегущее вообще в иномирие, принципиально недостижимое (в пику христианскому тому свету) и лишь мыслимое, ибо с невероятной метафизикой оно: Абсурда, Алогичности, Апричинности, Вневременья. С наличием "экзистенциальной проблематики” (Там же). Его, ницшеанство, мещанам (обычным людям) и не понять-то… И потому ТАК над ними в спектакле смеются. Впрочем, издеваясь и над Эдгаром По попутно как слабаком-романтиком прекраснодушным.

    Рассказ “Бочонок амонтильядо”, я надеюсь, вы прочли быстренько, огорошенные моим его толкованием. Поэтому вы поймёте, КАК издевается над обычными людьми (и Эдгаром По) Александр Цекало, играющий в паре с Гришковцом в спектакле:

    "Сколько унижений я пр… претерпел из-за Фортунато”, - говорит “Цекало”, рубя ладонью воздух и обиженно, как ребёнок, глядя в пол, как бы видя там те унижения. – "Вот как он тогда мог и при всех пошутить”, - продолжил “Цекало”, подняв глаза на “Гришковца” в полной уверенности, что тот тут же вспомнит тот случай. А это “Цекало” перебил рассказа “Гришковца”. Поэтому “Гришковец” растерянно-возмущённо “Цекало” спрашивает: "А как вы можете вот так вот перебивать?” - “Да вы слышите, что я вам говорю? - возмущается “Цекало”, не слушая упрёка. – Вы помните, как мы стояли все (и “Цекало” широко развел руки, обозначая всех), и был Фортунато (его Цекало обеими руками сведя поставил в центр круга), и была девушка, которая так… так нравится мне, и он пошутил, и шутка была, естественно, в мой адрес, и я не нашёл, что ответить, я не такой красноречивый, как вы, например, или Фортунато тот же”.

    Ну? Надо дальше цитировать? Сравнили с началом у романтика По?

    Персонаж романтика так высоко ставил Честь, что аж не счёл возможным назвать, в чём состояло оскорбление, а тут…

    Сам романтик тоже шутил, между прочим. Знающие люди узнали в Фортунато какого-то американского писателя, поругавшегося с Эдгаром По и написавшего на него путанный пасквиль в газету, которому Эдгар По, вот, ответил коротким и изящным “Бочонком амонтильядо”. Но нам-то зачем этот дополнительный иронический и преходящий смысл? Нам важно значение вечное: куда бегут от Скуки… И даже не то, а этот во все атомы “текста” прокравшийся намёк куда, почему-то невыразимый словами. Что мучает.

    Один из образных намёков – сама сцена, изображающая нечто ирреальное,

    сама потерянность актёров на такой сцене. Что, в частности, выражено тем, что “Гришковец” выводит “Цекало” за руку. Эти бессмысленные колокольчики, во множестве свисающие. Которых “Цекало” боится. А в конце оказывается, что они не звонят. А ещё – "бессодержательное высказывание” (http://magazines.russ.ru/km/2006/1/ro4.html):

    "Может не убивать его? Пошутил – ну, пошутил. Сглотну я эту обиду. Ну… И в этот момент Фортунато почему-то… не понятно… зачем он повернулся вот… так вот, и колокольчики на головном уборе зазвенели, и… я понял в этот момент: ну Фортунато я убью – это решённый вопрос”.

    Что за логика? – Нет её. Разве что безответственность Фортунатто за свои поступки символизируют легкомысленные колокольчики. И – по противоположности – напомнили об ответственности… Но это ж – результат размышления. А так, по первому впечатлению – бессмыслица. Та самая черта ницшеанской метафизики недостижимой. Вот. Достижима…

    В конце этого рассказа об убийстве Фортунато “Цекало” задел головой два раза висящий колокольчик, что вызвало у него два резких спазма головной боли. А потом… эти же колокольчики почему-то стали беззвучными. – Опять абсурд. Идеал ницшеанца.

    А внешний вид?

    Жалкий…

    Смотрите, как выглядит Гришковец вне сцены.

    А на сцене – два замухрышки. Я потому и беру в кавычки их фамилии, когда пишу о них на сцене, находящихся в образе нарочито обычнейших людей, которых ницшеанец-автор (аристократ по самоощущению) презирает.

    Этот разговорный стиль речи: "вот так вот”. Заикания: "так… так”. Перебивание друг друга. "…инфантильная пластика: сутулость, безвольно свисающие кисти рук, опущенная вниз голова, особые ужимки и ломаные жесты. Движения замедленные, сонные, будто артист находится не в воздушном, а в наполненном более насыщенной субстанцией пространстве (в воде, например). Герой Гришковца не принимает никаких волевых решений, он скорее ищет (и чаще всего не находит), перебирает подходящие слова, которые помогли бы ему выразить то, что он чувствует. С этим связано отсутствие резких и определенных движений в пластическом рисунке его роли” (Там же). – “Вот такая и у нас, большинства, ничтожнейшая, пустейшая жизнь, - думает зритель, - на фоне смерти, о которой неспроста всё время вертится разговор”.

    Это не образ, это намёк, что идеал автора – в ином направлении, чем жизнь. – В смерти, что ли? – Да нет. – Не жизнь и не смерть, а равнодействующая между ними. Мыслимая, но принципиально недостижимая.

    25 января 2017 г.

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
338573  2017-04-05 18:29:12
Константин Бучельников
-

04.04.2017
13:31

Тяжело.

    Тяжело – брать на себя ответственность быть определённым, когда имеешь дело, кажется, с произведениями искусства… "Я бы не стала воспринимать эти питерские . . .

03.04.2017
20:49

Надо, пожалуй, и мне отозваться.

    Надо и мне отозваться на смерть Евтушенко. Он был одним из тех, кто пару раз нашёл отклик в моей душе, когда мне в жизни моей вдруг понадобились стихи (до того я их . . .

31.03.2017
11:38

Издевательство Леонида Гиршовича?

    Разрешите начать издали (а писать я буду о романе Леонида Гиршовича “Арена ХХ”, 2016). Я знаю одного математика, ужасного рационалиста, а в прошлом – большого . . .

25.03.2017
19:58

Неужели...

    Неужели мне надо дочитывать эту книгу (Петра Алешковского, “Крепость”, 2015)? Мой хороший товарищ говорил мне когда-то давным-давно: “Вот состаришься, надо будет . . .

22.03.2017
23:57

Как проверить идеал Литвиновой.

    Недавно я прочёл фундаментальный такой упрёк: "В гуманитарной области с представлением о предсуществовании [знания] связана идущая от Филона Александрийского . . .

20.03.2017
12:37

Я против Ирины Антоновой.

    При всей комичности: кто я – и кто Ирина Антонова, - я серьёзен. Вот кусок интервью Закамской у бывшей многолетней директрисы Музея изобразительных искусств им . . .

18.03.2017
15:41

Антиакционизм.

    Я получил очередное возражение на свой акцент, что художественно только то, что происходит от подсознательного идеала: "ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА чего-нибудь . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100