TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.08.2023
10:29

Предатели России решили, что русскую культуру на Западе надо не отменить, а лишить величияПредатели России решили, что русскую культуру на Западе надо не отменить, а лишить величия

    Взялся за это предатель Серебренников, в частности, фильмом “Жена Чайковского” (2022). Предатель Долин об этом говорит так: "Вообще, когда говорят о Кирилле . . .

10.08.2023
11:48

Продолжаю оспаривать искусствоведа Трофимову

     

    Кому там ещё (кроме Нестерова) она почём зря приписала космизм?

    "Судьба Странника — соединение родного и вселенского. Он — универсален, он стоит как бы вне времени и временных потоков мира и судеб. Идеи всечеловечности, вселенскости проявились в космизме с особой силой. Космизм связан со стихиями земли, воды и неба. Над Россией самые большой воздушный бассейн: она обречена на вечные грезы о полетах. Русский космизм Серебряного века связан не только с расширением сознания, долга и ответственности человека и человечества, но и с укреплением темы личного пути, персонализацией личного выбора. Н. А. Бердяев называет В. В. Розанова “гениальным выразителем русской религии родовой плоти, религии размножения и уюта”. Серебряный век на место равнинной религиозности ставит горную, расширяет границы и пределы внутренней жизни и внутреннего чувствования. Эта нелюбовь к нормативности, к контролированию жизни ярко проявилась в странничестве. Именно странничество вобрало в себя сам дух русского космизма с его желанием преодоления преград, вплоть до земного тяготения. Образ странника (и это хорошо видно на полотнах Н. К. Рериха) связан с далями, горизонтами, небесным зодчеством, нескончаемыми путями-дорогами во имя незримого Града. Традиция странничества связывалась на Руси с укреплением и обретением религиозного чувства. Странничество явилось своеобразным способом осмысления пределов пространства, его границ, переходов, а значит тайн и загадок. Именно религиозное чувство мыслилось В. В. Розановым в качестве важнейшего моста с Космической беспредельностью: “...ни в одном из видов своего творчества природа человека не является в таком величии и в такой красоте, как в творчестве религиозном. Нигде человек не переступает того тесного предела, которым ограничен он, и даже в науке, поднимаясь в высшие сферы умозрения, он остается только ничтожною частицей мироздания, он сознает себя отделенным от этого мира, потому что сознает этот мир как внешний объект своей мысли; и только в той отрешенности от всего личного, от всего временного и земного, которая составляет сущность религиозного чувства, человек освобождается от уз своих и сливается с Космосом. И только в этом чувстве человеческая природа является собранною в одно целое”. Именно религиозному чувству Розанов отводил главную роль в восстановлении утраченной связности человека и Космос” (Трофимова).

    Странникам Рериха.

    Надо признать, что красивое говорение само по себе может внушить, что угодно. И надо признать, что и религия спасения, и её враг, ницшеанство, будучи надмирными, похожи таки друг на друга. Только религия спасения всё-таки призвана примирить её исповедующего с нехорошестями Этого мира, а философское ницшеанство – трезвее. Суровее. Холоднее. И вот холодностью-то цвета Рерих и перешёл в философское ницшеанство. Оно, метафизическое иномирие, принципиально недостижимо, в отличие от христианского Царствия Божьего на небе для бестелесных душ спасённых. Радость от такого холодного ницшеанства только одна – умение его образ творцу создать, а восприемнику – воспринять. Подсознаниями (в первые годы и десятилетия нового появления ницшеанства в искусстве [оно периодически возвращается из небытия при страшных разочарованиях]).

    Вот выпишем слова из цитаты, вполне себе описывающие метафизическое иномирие: "вне времени”, “нелюбовь к нормативности, к контролированию”, “незримого”, “беспредельностью”, “отрешенности от всего временного и земного”, “освобождается от уз”.

    Розанов просто протаскивает ницшеанство под видом религиозности (раз в стране существует цензура).

    Теперь посмотрим, чем Рерих выражает этот идеал метафизического иномирия, какой странностью - ожидаю преобладание холодных тонов. (У недавно рассмотренного Нестерова, помним, такой странностью было искажение пространства через ошибки с отражением в воде.)

    На реальных фотографиях Гималаев всё-таки встречаются тёплые краски

    в 13 случаях из 42-х.

    А у Рериха в картинах со странником?

    Рерих. Путь Андрея Рублёва.*

    По-моему, Рерих нарочно тут акцентирует, что он не христианин. Вне "Троицы" рублёвской у него даже жёлтый цвет – холодного оттенка.

    Рерих. Сумерки. 1931. Картон, пастель.

    Теплота света свечи опять нарочно показана мизерной по сравнению со всем остальным.

    Рерих. Философ. Тишина. 1940.

    То же самое. И даже в названии – уход от религии.

    Вот эта кругом гладкопись мне представляется образом неизменности, отсутствием времени.

    Читая теперь первое, что я написал о Рерихе (см. тут), я поражаюсь ошибке своей памяти. Она мне говорила, что я-первоначальный описывал Рериха почти так же религиозно, как словами Розанова Трофимова описывает. Но теперь читаю: “А по сути-то – неизвестно, куда звать. Неприятная неопределенность...”.

    И я вспоминаю знаменательные слова:

    "…всё материальное — это своего рода движение, служащее симптомом какого-то неизвестного процесса: всё сознательное и чувствуемое — это опять-таки симптом неизвестного” (Ницше Ф. Черновики и наброски 1882-1884 гг. https://cyberleninka.ru/article/n/f-nitsshe-protiv-metafiziki-i-essentsializma).

    Это страстно выражен идеал принципиально недостижимого метафизического иномирия. И не то же ль у Рериха?

    А никакой не космизм.

    8 февраля 2023 г.

    *- С другим названием (“Странник Светлого Града” и с датой 1933) и без “Троицы” критикуемая вами Трофимова так мотивирует религиозность, выраженную Рерихом:

    ““Торжествующее созвучие” русского космизма складывалось из “неистощимых грез”, из “стремленья безбрежного” и “радости обновления”. Именно в философской и художественной культуре русского космизма слышен “трепет жизни мировой” и “сочетание Земной души со светом неземным”. Одна из самых вдохновенных и тесно связанных с духом русского народа, с духовным исканием Серебряного века картина Рериха “Странник Светлого Града” могла бы быть гармонично и без всяких натяжек прокомментирована известными стихами В. Соловьёва 1884 г.:

     

    В тумане утреннем неверными шагами

    Я шел к таинственным и чудным берегам.

    Боролася заря с последними звездами,

    Еще летали сны — и, схваченная снами,

    Душа молилася неведомым богам.”

    - Серебряный век как-то подозрительно до 1933 года продлён.

    Но начнём с того, что стихотворение длиннее:

     

    В холодный белый день дорогой одинокой,

    Как прежде, я иду в неведомой стране.

    Рассеялся туман, и ясно видит око,

    Как труден горный путь и как еще далеко,

    Далеко все, что грезилося мне.

    .

    И до полуночи неробкими шагами

    Все буду я идти к желанным берегам,

    Туда, где на горе, под новыми звездами,

    Весь пламенеющий победными огнями,

    Меня дождется мой заветный храм.

    1884 г.

    Но у Рериха в столкновении высокого (гор, чистоты цвета, лёгкости движения слева направо для народов, пишущих слева направо) с низким (холодными тонами) рождает катарсис (неизвестность цели).

    А у Соловьёва выражена неизвестность пути и средств достижения цели – словами: "В тумане”, “неверными шагами”, “схваченная снами,/ Душа молилася неведомым богам”, “дорогой одинокой”, “в неведомой стране”, “Как труден горный путь и как еще далеко”. Более того, эта неизвестность превращается в известность – словами: "на горе, под новыми звездами”, “неробкими шагами”, “Меня дождется”.

    К цели неизвестность не относится. Что выражено словами: "чудным берегам”, “грезилося мне”, “под новыми звездами”, “Весь пламенеющий победными огнями”, “заветный храм”. Если и есть "к таинственным”, так это может быть отнесено к неизвестным нюансам, но не к целому.

    Другое дело, что всё это у Соловьёва безосновательно: “Если я тебя придумала, Стань таким, как я хочу”. Но он сумел оказаться таким нетрезвым.

    Рерих же трезв – монастырь на его пути под тем же крестом христианства, которому уже почти две тысячи лет, и он так же холоден, как и вся природа.

    10.02.2023.

09.08.2023
16:42

Вот и это не публикуют

    Тоже, наверно, из-за войны на Украине. Вот так и побеждаема бывает Россия – от предательства бывших своих. Рассуждаю посредством “запросто”. Следите за мыслями . . .

08.08.2023
10:45

А эту статью за что не пропустили 2 главреда?

    За нацеленность меня против православия? Из-за защиты своего автора от моего упрёка в плохом подлизывании к православию? Просто от нежелания критиковать . . .

06.08.2023
09:29

Зачем на весу правая нога Евангелиста Марка

    Проверяем, не врёт ли искусствовед. Аникиево Евангелие. Евангелист Марк. Гиматий – у древних греков верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался . . .

05.08.2023
08:20

Не «Под», а «Над» - роковая ошибка Гребенщикова

    Только что узнал (по ТВ) от бывшего участника “Аквариума” Решетина, добровольца на Донбассе, что знаменитую песню “Город золотой” (1972) Волохонского Гребенщиков . . .

04.08.2023
09:58

Благое для всех сверхбудущее

    Это я на таком варианте типа идеала остановился для фильма К. Шахназарова “Зимний вечер в Гаграх” (1985). Тут как Шекспир в “Гамлете”, чувствует, что наступает . . .

02.08.2023
15:25

Неистребимое раздражение на искусствоведов,не знающих, что художник не то хотел нам «сказать», что мы видим глазами

    Впечатление, что ко мне с Запада (из США, социальная сеть для учёных academia.edu) подбираются тихой сапой в надежде сделать своим. Нашли моё имя в публикации . . .

01.08.2023
17:45

Как Шевчука использовали втёмную

    Есть такой Шарп. Им, если верить информации, создана теория цветных революций. Они призваны устраивать в странах государственные перевороты в пользу . . .

31.07.2023
10:44

И кто я такой после этого?

    ""Натягивать сову на глобус” — это крылатая фраза. У неё есть несколько значений: 1 — Подтасовывать факты, делать неоправданные утверждения. 2 — Делать . . .

30.07.2023
19:14

Темнота эстетическая и патриотическая сродны

    Под поисковым окном электронной почты mail.ru остановила внимание такая новость: "Экспозицию Третьяковки проверят из-за жалобы посетителя”. Прочёл и, как . . .

29.07.2023
11:46

Я не мог спать…

    Старость – не радость. Не могу переносить сильное впечатление. Наткнулся на непонятность в картине, и не смог заснуть ночью. Пришлось встать, одеться и . . .

28.07.2023
16:54

Работай тупо

    Работай тупо Такой девиз у меня, инженера, был, когда мне в распоряжение попадал только что принятый на работу в КБ выпускник института. Всю творческую работу . . .

26.07.2023
18:51

Не наш Шевчук

    Я наткнулся на такой текст и не смог промолчать: "…а был ли он [Шевчук] вообще когда-то с нами? Ведь все его поездки широко рекламировались и всё это можно уже . . .

25.07.2023
08:17

Я не понимаю. А вы?

    Вообще-то это – сдача позиции. Мне предрекал это умнейший мой товарищ: “Ты испишешься. И не сможешь отказаться писать. И станешь писать ерунду”. Я не понял, . . .

20.07.2023
08:10

Что бы это значило?

    Я сперва покажу, а потом начну рассуждать. Гребенков. Ни названия, ни даты создания картины я найти не смог. Художник, Гребенков, Михаил Николаевич, жил в 1922-1995 гг . . .

19.07.2023
19:10

И опять Прилепин не прав

    Ленин: Когда я умгу, вы мне *** отгежьте. Члены ЦК: Зачем, Владимир Ильич?! Ленин: Эта политическая пгоститутка Тгоцкий скажет: “Ленин умег – и *** с ним”. – И опять . . .

17.07.2023
15:55

Если долго мучиться, что-нибудь получится?

    Начинаю писать с самозаданием: найти тот изъян того прогресса для Сосноры во “Всадниках” (1959–1966), из-за которых ему приходилось закусывать губу до крови . . .

16.07.2023
08:02

Православие?

    Мне, как воинствующему атеисту, не нравится похожесть нынешней истории на Апокалипсис (с Антихристом-Западом) и противостоящую Злу Святой Русью, хранимой Богом . . .

15.07.2023
11:43

Вариант разгадки Филатова

    Мне понадобилось чётче проговорить для себя (и для других желающих), как мог автор “Пушкина” (см. тут) публиковать графоманские (см. тут и тут) “Тот клятый год уж . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100