TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


04.08.2023
09:58

Благое для всех сверхбудущее

    Это я на таком варианте типа идеала остановился для фильма К. Шахназарова “Зимний вечер в Гаграх” (1985). Тут как Шекспир в “Гамлете”, чувствует, что наступает . . .

02.08.2023
15:25

Неистребимое раздражение на искусствоведов,не знающих, что художник не то хотел нам «сказать», что мы видим глазами

     

    Впечатление, что ко мне с Запада (из США, социальная сеть для учёных academia.edu) подбираются тихой сапой в надежде сделать своим. Нашли моё имя в публикации "Украинская Ахматовиана (1992-2001): Библиографический указатель / Сост. П. Поберезкина. Toronto: The University of Toronto, 2013 (Toronto Slavic Library. Vol. 5). 144 с. ISBN 978-0-9920361-0-2" by Polina Poberezkina. Нашли мой электронный адрес. И шлют и шлют научные материалы. И они какие-то… Слова не найду. Я с ними спорю. Я, правда, и с чисто российскими материалами спорю. Ну и, надо сказать, и западные и российские сходятся в игнорировании открытия художественности, сделанным Выготским в 1925 году (опубликовано в 1965).

    Сегодня я, красно говоря, в истерике от такой фразы:

    "Именно религиозному чувству Розанов отводил главную роль в восстановлении утраченной связности человека и Космоса. И именно эту интенцию мы наблюдаем на картинах М. В. Нестерова, где изображены смиренные, добрые странники, наполненные самоотверженной любовью и подвигом жизни, молитвенно преподающие и умиляющиеся окружающей природе. Индивидуальное религиозное чувство становится вселенским океаном любви, пропитывающим каждый росток, травинку или дерево. Тихие скромные пейзажи русской природы Нестерова становятся воплощением разлитой в мире любви и непреходящей радости. Путь странника проходит не через Россию, а через Святую Русь: сама природа на картинах Нестерова соучаствует в творении непрестанной молитвы, в практике “умного делания”, в поиске Небесного града. В образах странствующих подвижников Нестерова привлекала не только красота православной веры и обрядности, не только глубокая скромность и аскетизм изображенных персонажей, но и тихая созерцательная жизнь в согласии с русской природой. Вспомним такие работы художника, как “Пустынник” (1888)…” (Трофимова. Космизм Серебряного века: проект модерна).

    Нестеров. Пустынник. 1888 -1889.

    Истеричность у меня, наверно, ещё и от слабости аргументов о ницшеанстве этой картины, предъявленных мною тут.

    Поэтому, уповая, что читатель пойдет по ссылке и ознакомится с ними, сразу приступаю к незамеченной мною странности, доказывающей метафизическое иномирие, как подсознательный ницшеанский идеал, неведомо сознанию Нестерова вдохновлявший его.

    Нестеров допустил искажение изображения – отражаемое не соответствует отражённому.

    Правило изображения такое для отражаемого, находящегося на возвышенности.

    Линия горизонта на картине находится чуть выше человеческого роста. Почему?

    Потому что нижний край шапки представляет собой нижнюю часть вытянутого по горизонтали овала. То есть точка зрения чуть выше этого овала. Если же провести прямую линию между левым и правым концом шапки по верху её, то чувствуется, что и верхний овал цилиндра шапки по-прежнему ещё выгнут вниз. То есть точка зрения где-то ещё чуть выше. Жёлтый кружок. Вот там и находится линия горизонта. То есть берег, на котором стоит пустынник, обрывистый. Пустынник идет высоко над водой.

    Взрослая ель имеет высоту около 30 м (60 пикселей [в программе PAINT] у тех двух, что на другом берегу у самой воды). Предположим, что точка зрения находится метров на 50 выше их основания на том берегу.

    Рост человека 1,7 м. Предположим, что рост чахлой ёлочки на нашем берегу 2 м. И что она растёт немного ниже того места, где пустынник.

    (На большом уменьшении мне не удалось достичь хороших пересечений линий.)

    Под его ногами прикинем точку, где от его макушки 2 м. И проведём линию через эту точку и основание ёлочки до пересечения её с линией горизонта. От основания ёлочки до воды всё те же 50 м. Это 25 ростов этой ёлочки. Отмерим их на вертикали под ёлочкой вниз (на картинке сильно уменьшенной). И из полученной точки проведём прямую до найденной прежде точки на линии горизонта.

    Получилась линия уровня воды от нашего берега до самого горизонта.

    Теперь обратим внимание на "Ель" на том берегу по центру картины. Она дальше от воды и выше чем те две, что у самой воды. Предположим, что она тоже 30-тиметровая.

    Отложим от получившейся у нас линии уровня воды до горизонта на месте того берега эти 30 м двух елей, что у берега (жёлтыми линиями). А красными линиями пометим высоту "Ели". Если её высоту (30 пикселей на данной картинке) отложить вниз от верхней желтой линии вниз (синей линией), то мы получим уровень воды для этой "Ели".

    Построив теперь верное отражение "Если", видим, что оно на высоту толстой красной линии меньше нестеровской.

    То есть Нестеров в данном месте преувеличил отражение относительно того, каким оно должно было б быть без искажения. А в общем, он отражение дальнего берега сделал равным отражаемому, как если б всё отражаемое было на уровне воды и вблизи берега,

    что не верно. Отражение в общем должно быть от берега вниз меньше по высоте.

    Зритель смотрит и чувствует непонятное беспокойство. Ему ЧТО-ТО сказано, а что – не понять. Да и Нестеров, может, не осознал, что он для ближнего плана выбрал высокую точку зрения, а для дальнего – низкую.

    То же самое с другой картиной, вспомненной Трофимовой.

    Нестеров. Два лада. 1905.

    "Настроение светлой радости, таинственных касаний божественного, внутреннее ликование, обретение тишины и покоя — на картинах Нестерова. Художнику словно вторят слова Розанова: “Нельзя достаточно настаивать на том, что христианство есть радость, и только радость, и всегда радость”. Бродя по выставке Нестерова, мыслитель обратил свой взор на эскиз акварелью “Два Лада”, выполненный на древнерусский сюжет о умиро-творенности природы и мира” (Там же).

    Разбираем.

    "Длина [лебедя] 102–165 см… длина шеи равна длине тела” (https://old.bigenc.ru/biology/text/2134950).

    Девушка и вытянутый лебедь одного роста. Это красная вертикаль на уровне воды. Значит, влюблённая пара стоит на обрыве, как и пустынник.

    Линию горизонта назначим посредине между глазами его и её.

    Замечаем, что правый лебедь корпусом почти перпендикулярен берегу. Продлеваем этот перпендикуляр. Зримый угол его к берегу подберём так, чтоб сходящиеся к горизонту линии обеспечили рост девушки.

    Пусть ели, самая крайняя справа и у самого уреза воды и та, что по центру горы, одного роста (помечены красными вертикалями).

    Перенесём дальнюю красную вертикаль верхней точкой на линию сходимости на горизонте, проведённую от макушки ближней ели, так, чтоб нижняя точка короткой красной вертикали касалась нижней линии сходимости на горизонте от основания ближней ели.

    Получим уровень воды для дальней ели (синим цветом).

    И получим, что Нестеров преувеличил отражение от горы в два раза.

    Улавливает это только подсознание зрителя. Отчего сознание беспокоится: ему "сказали" ЧТО-ТО, словами невыразимое.

    Неосознание мне нужно для подсознательного идеала, толкающего руку на ошибку, пока сознание молчит.

    Но можно меня поймать. Сказать, что это не не данное сознанию метафизическое иномирие (ницшеанство, враг христианства, едва ли знакомое в России в 1888 году), а, наоборот, обновлённое с помощью космизма вновь ставшее более живым восприятие христианства.

    Парировать могу несчастьями Нестерова. Как он ни молил Бога в 1886 году оставить в живых заболевшую любимую жену, Бог на молитву не откликнулся. И это было лишь первое несчастье.

    .

    Чем принципиально плох космизм для данной картины?

    Тем, что искусствовед ведёт своего читателя и зрителя картины Нестерова по пути наименьшего сопротивления. Спустя полторы сотни лет надо как-то акцентнее показать, как плохо было с православием в России, что аж началось так называемое религиозное возрождение (преследуемое церковью из-за привлечения науки и околонауки в виде космоса). А если этот кошмар духа не высветить, аскетизм и т.п. покажутся нудным повторением религиозности, причём художником выражаемый старым, надоевшим из-за передвижников способом иллюстрации в общем знаемого. Аскетизм выражается-де изображением аскета. Как у передвижников плач по беднякам – изображением бедняков.

    Противно ж! Масло масляное.

    Это всё равно, что воспитывать в россиянах болванов. Потом можно и страну ликвидировать. С американской соцсети academia.edu станет…

    4 февраля 2023 г.

01.08.2023
17:45

Как Шевчука использовали втёмную

    Есть такой Шарп. Им, если верить информации, создана теория цветных революций. Они призваны устраивать в странах государственные перевороты в пользу . . .

31.07.2023
10:44

И кто я такой после этого?

    ""Натягивать сову на глобус” — это крылатая фраза. У неё есть несколько значений: 1 — Подтасовывать факты, делать неоправданные утверждения. 2 — Делать . . .

30.07.2023
19:14

Темнота эстетическая и патриотическая сродны

    Под поисковым окном электронной почты mail.ru остановила внимание такая новость: "Экспозицию Третьяковки проверят из-за жалобы посетителя”. Прочёл и, как . . .

29.07.2023
11:46

Я не мог спать…

    Старость – не радость. Не могу переносить сильное впечатление. Наткнулся на непонятность в картине, и не смог заснуть ночью. Пришлось встать, одеться и . . .

28.07.2023
16:54

Работай тупо

    Работай тупо Такой девиз у меня, инженера, был, когда мне в распоряжение попадал только что принятый на работу в КБ выпускник института. Всю творческую работу . . .

26.07.2023
18:51

Не наш Шевчук

    Я наткнулся на такой текст и не смог промолчать: "…а был ли он [Шевчук] вообще когда-то с нами? Ведь все его поездки широко рекламировались и всё это можно уже . . .

25.07.2023
08:17

Я не понимаю. А вы?

    Вообще-то это – сдача позиции. Мне предрекал это умнейший мой товарищ: “Ты испишешься. И не сможешь отказаться писать. И станешь писать ерунду”. Я не понял, . . .

20.07.2023
08:10

Что бы это значило?

    Я сперва покажу, а потом начну рассуждать. Гребенков. Ни названия, ни даты создания картины я найти не смог. Художник, Гребенков, Михаил Николаевич, жил в 1922-1995 гг . . .

19.07.2023
19:10

И опять Прилепин не прав

    Ленин: Когда я умгу, вы мне *** отгежьте. Члены ЦК: Зачем, Владимир Ильич?! Ленин: Эта политическая пгоститутка Тгоцкий скажет: “Ленин умег – и *** с ним”. – И опять . . .

17.07.2023
15:55

Если долго мучиться, что-нибудь получится?

    Начинаю писать с самозаданием: найти тот изъян того прогресса для Сосноры во “Всадниках” (1959–1966), из-за которых ему приходилось закусывать губу до крови . . .

16.07.2023
08:02

Православие?

    Мне, как воинствующему атеисту, не нравится похожесть нынешней истории на Апокалипсис (с Антихристом-Западом) и противостоящую Злу Святой Русью, хранимой Богом . . .

15.07.2023
11:43

Вариант разгадки Филатова

    Мне понадобилось чётче проговорить для себя (и для других желающих), как мог автор “Пушкина” (см. тут) публиковать графоманские (см. тут и тут) “Тот клятый год уж . . .

13.07.2023
09:48

Гениален ли «Федот» Филатова

    Преднамеренность искусства не создаёт. Вейдле Вспоминая комнату, в которой я в раздражении подошёл к телевизору и выключил Филатова, читающего в телестудии . . .

08.07.2023
09:38

Как посмел Рембрандт покуситься на гравюру Сегерса? Переделал!

    Вот так. Сегерс. Товий и ангел. 1633. Рембрандт. Бегство в Египет. 1651. К Рембрандту в руки попала медная доска Сегерса. Он правую часть заполировал и выгравировал . . .

05.07.2023
19:08

Инна Чурикова умерла

    У меня началась чёрная полоса: не о чём писать. Когда у меня полоса светлая? Когда я натыкаюсь на книгу очень умного учёного, занимающегося искусством. Если мой . . .

04.07.2023
16:54

Ход мысли

    Оспариваемая мною Кира Долинина огорчила: очередная её заметка в книге “Искусство кройки и житья. История искусства в газете, 1994–2019", которую я собрался . . .

25.06.2023
14:43

Крепко рискую

    Состязаясь с Кирой Долининой (она не касается вопроса “что этим хотел сказать автор”, а я только этим и занимаюсь), я крепко рискую. Ответить на такой вопрос – . . .

21.06.2023
10:38

Давненько не брал я…

    Давненько не брал я тексты Киры Долининой для присобачивания отсутствующего в них рассказа, что этим хотел сказать художник. Теперь очередь пришла к такой её . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100