Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
20.05.2023 |
|
19.05.2023 |
Ну как не вмешаться!?. (Подсуден ли Оксимирон)
|
18.05.2023 |
|
16.05.2023 |
Ну не даётся поэзия народу, особенно – патриотам
|
15.05.2023 |
Форсированный, эмоционально заряженный цвет
|
14.05.2023 |
|
12.05.2023 |
А может, я по отношению к лирическим вещам Вещилова был не прав?
|
11.05.2023 |
|
10.05.2023 |
|
06.05.2023 |
|
01.05.2023 |
|
28.04.2023 |
Механизм превращения левого художника в правого
|
23.04.2023 |
|
21.04.2023 |
|
17.04.2023 |
Слава богу!
Здравый смысл, каким я руководствуюсь, нередко приводит меня в очень неприятное положение – открывателя. Статус же у меня никакой. И я стою перед выбором: или молчать об открытии или не молчать и, значит, испытывать угрызения совести типа “лезу со свиным рылом – в калашный ряд”. Одно из таких открытий – ницшеанство супрематизма Малевича и цисфинитности Хармса. Ницшеанство, понимаемое тоже не как все. На самом деле это, мол, идеал принципиально недостижимого метафизического иномирия. Да ещё в подсознательном качестве у всех первых ницшеанцев. Слишком, мол, плох Этот мир с его религией, тем светом, правилами, физикой и причинностью и потому от Него надо бежать в иномирие. Сумел его выразить – значит, радость: как бы достижение принципиально недостижимого. И вот, наконец, я читаю слова, перекликающиеся с моими, т.е. ура! – я не открыватель. "…новая система… будет нулевая и область ее… будет Cisfinitum”. В 1931 году Хармс включил этот трактат шестым номером в рукописный сборник прозаических и поэтических текстов 1927–1931 годов, посвященных исследованию “нуля форм”, если говорить языком Малевича. Понятие “цисфинитум”, как я надеюсь показать, определяет пространство около нуля более конкретно, чем супрематические произведения Малевича. Пока же отметим связку искусства создания форм со знанием о нуле и с алогическим мышлением. Автор книги “Даниил Хармс и конец русского авангарда” Жан-Филипп Жаккар находит в “цисфинитной пустоте” первозданное, или “нулевой уровень творения” и фиксирует “конвергенцию” Малевича и Хармса” (см. тут). Я не уверен, что мой читатель (а я пишу для тёмных, да простится мне откровенность) преодолеет чтение до сих пор и чтение продолжит, если преодолел. Но я не могу не выразить свою радость публично. И вот вытащившая на свет всю эту несусветную логику (алогичностью предстающая перед восприемником) искусствовед Екатерина Андреева уж и не знаю, каким чутьём, проводит генетическую связь между дореволюционным (Малевича) и послереволюционным (Хармса) ницшеанством (не называя, впрочем, это ницшеанством) с искусством почти нашего времени такого петербуржца, как Вадим Овчинников. Овчинников. Символы. 1991. Оргалит, масло. И как её чутьё, словесно оформленное совершенно непонятным образом, перевести в слова, понимаемые обычным человеком? Я схватился за её фразу: "…у Овчинникова символы-пиктограммы внедрены в слои полуабстрактной живописи и приходят к нам как знаки древнего палимпсеста – “знаки сокрытия”…” (Там же). Палимпест – "в древности так обозначалась рукопись, написанная на пергаменте, уже бывшем в подобном употреблении. Позже это понятие было распространено и на наскальные росписи первобытного искусства, когда на стенах с полустершимися от времени росписями наносили новые изображения” (Википедия). Мало того, что прежние письмена смыты, так новые, поверх написанные, тоже мешают прочесть, что было сначала. Так я знаю подходящие, закопанные далеко, слова Ницше: "…всё материальное — это своего рода движение, служащее симптомом какого-то неизвестного процесса: всё сознательное и чувствуемое — это опять-таки симптом неизвестного” (Ницше Ф. Полное собр. соч.: В 13 томах. Т. 12. С. 24). Если счесть, что есть тонкошкурые люди, до последней степени не переносящие Неизвестное в Этом мире, из-за чего им подсознательно хочется бежать из Него в метафизическое иномирие, то Овчинников – из них. Тем паче, что он родился в Казахстане, а там полно петроглифов. Как искусствовед почуяла трагизм в знаках сокрытия и соотнесла это с трагизмом, приводящим к абсурду, я не знаю. Но – факт. Она эту вещь Овчинникова вставила в свою статью. 15 ноября 2022 г.
|
14.04.2023 |
|
14.04.2023 |
|
11.04.2023 |
|
10.04.2023 |
|
06.04.2023 |
Проект как что-то принципиально ненавистное
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"