TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.01.2023
19:08

Провал Филонова

    Что я, эстетический экстремист, называю провалом живописца? Если он не вдохновляется (то есть не активизируется его подсознательный идеал), а воодушевляется (то . . .

26.01.2023
15:50

Против всякой логики

     

    А просто потому, что хочется… Чую нутром, что не принял Чупятов Октябрьскую революцию, а попал в ученики к Петрову-Водкину, который её принял. Что не принял, мне говорит его неискоренимая религиозность. И… впечатление такое от такой картины:

    Чупятов. Ангелы. 1920-е годы.

    "…эмоции вызвал выпуклый, ярко-алый, чувственный, мощный, жизнеутверждающий, энергичный, так и рвущийся наружу цвет, но в сочетании с небесно-голубым, охладившим его порыв, лишившим его материальности, так и оставшийся гореть сам в себе…” (https://artischok.livejournal.com/207675.html).

    И пришлось оборвать цитирование, т.к. дальше пробился оптимизм, неизменный в описаниях картин у искусствоведов. Какая-то всюду непрекращающаяся отрыжка советского оптимизма, что ли… Жуть же! Наверно же, связанная с гонениями на церковь при советской власти.

    А революционный стиль письма чувствуется:

    "…“энергетические” построения в виде зигзагов, молний, вспышек света, треугольников, ромбов, растянутых эллипсов - всего того, что помогало отразить ощущение движения, скорости, энергии, напора. Казалось, что вокруг некоторых произведений <…> “свистит ветер”. На смену традиционным сбалансированным композициям пришли ассиметричные, художники перестали бояться, что одна часть композиции перевесит другую, наоборот, такой принцип придавал изображению новую динамику. Они без душевного трепета соединяли цвета, считавшиеся ранее диссонирующими, упрощали изображение до схемы” (http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/MEN/ART/ART.HTM).

    Это же относится к картине, которая не даёт мне покоя.

    Чупятов. Скоростной поезд. 1924.

    Тут не два дыма, не два паровоза там, в голове. Это провода на столбах. А будоражит меня эта картина прямой противоположностью много виденным где-то паровозам, мчащимся в светлое будущее на нас и чуть вправо…

    В. и Г. Стенберги. Плакат к фильму “Турксиб”. 1924.

    Мне пришлось специальные разыскания делать, чтоб обнаружить, что, по крайней мере, этот плакат был сделан в 1924 году. Хоть "Решение о строительстве Турксиба было принято на заседании Совета Труда и Обороны СССР 3 декабря 1926 года” (Википедия). А фильм снят в 1929-м. И таким образом Чупятову стало чему оппонировать.

    Как тут с логикой? – Не важно. – Правда, оппонировать можно духу того творчества – у-ра мо-дер-ни-зации;

    "С помощью резких световых контрастов, низких ракурсов он создал впечатляющие образы поезда и парохода как символов скорости, преодоления пространства” (Там же).

    Тут, увы, новая загвоздка: он это А. Кассандр. З года после Чупятова.

    Кассандр. Рекламный плакат Французской железной дороги. 1927.

    И от нас уходит поезд, и провода электропередачи акцентированы.

    Но.

    У француза "схематично, но в то же время – элегантно” (Там же).

    Какого чёрта знать, что там за штоки (прямые белые линии) и реборды (круговые белые линии) путешествующему из Парижа в Ригу и обратно. Он – Потребитель рекламируемой услуги – быстрого перемещения.

    У русского иначе – сурово. Он знает, что ходовые части вагонов (тележки) состоят из двух колёсных пар с буксовыми узлами, надрессорной балкой… (хватит-хватит, тут художник, а не инженер). И русские "упрощали изображение”. Но элегантности у Чупятова не чувствуется. Если у Стенбергов выделены окна как важнейшая часть вагонов, то у Чупятова на каждый вагон одно сплошное окно от начала вагона до конца! Никаких купе! Никакой частной жизни! Всё – общее!! – Ужас!

    А его авангардистом называют. Он – против прогресса! Тот религию убивает…

    Картина называется “Скоростной поезд”. А первый скоростной поезд был пущен в СССР через 60 лет после создания картины. Это – картина-издевательство над советским коллективизмом. – Не зря советская власть его гнобила, хоть "Создается ощущение, что Леонид Чупятов даже не заметил, как в 1930-х менялся мир вокруг него: он всю свою жизнь провел в крайне скудных условиях, и его трудно было напугать” (https://www.kommersant.ru/doc/2343101).

    29 августа 2022 г.

25.01.2023
15:38

Вымучиваю что-нибудь к 85-летию Высоцкого

    А мне хорошо б, чтоб спорить. И Высоцкий в принципе благодарный субъект: он был левым диссидентом, а те, с кем я контачу по поводу него, ВСЕ считают его правым . . .

22.01.2023
16:23

Как верно меня критикуют

    О любви не го-во-ри, а молчать не в силах — пой. Лабковский Начну издалека. Ну с себя, как у меня заведено. (Я ж ловлю в произведении искусства “текстовые” . . .

22.01.2023
16:22

Как верно меня критикуют

    О любви не го-во-ри, а молчать не в силах — пой. Лабковский Начну издалека. Ну с себя, как у меня заведено. (Я ж ловлю в произведении искусства “текстовые” . . .

21.01.2023
16:48

Ну не могли бубновалетовцы совершенно покориться советской власти

      Это я возражаю Ельшевской, искусствоведу-либералке: "Общество московских художников — это в основном бывшие “бубновые валеты”: Кончаловский, Машков и прочие. В . . .

20.01.2023
16:12

Лукавый попутал

    Я думал, что хорошо когда-то придумал: при обнаружении ошибки в статье её не исправлять, а ставить красную звёздочку в самом неправильном месте и в сноске каяться . . .

19.01.2023
18:35

Неисповедимы ли…

    Меня это не очень мучает… У меня получилось, что в XIX веке несколько самых громких имён в искусстве: Тургенев, Чайковский, Суриков, - оказались ницшеанцами. На . . .

18.01.2023
19:53

Интернет как инструмент для открытия смысла того, что претендует называться произведением искусства

    По-моему, при слове “искусство” все молчаливо думают о произведении неприкладного искусства (в котором есть ЧТО-ТО, словами невыразимое), а не о произведении . . .

16.01.2023
16:02

В свободном полёте (Ко дню рождения Маргариты Тереховой)

    Я, в общем, не люблю свободу. Мне нравится исполнить все законы и уж потом дать себе волю. Один закон, что идеал художника инерционен. – Ложный это ход мысли. Я . . .

14.01.2023
22:36

Действительно ли нехудожественна любая часть Памятника освободителям Риги

    Если б директором был я, я б запретил применять слово “художественность” для произведений прикладного искусства. Только для неприкладного б разрешил. Для . . .

13.01.2023
19:45

Переписка о смене общественного строя

    1. Помещено на мой дзен-канал. Отступаю от себя. Беру прикладное искусство. Ничего не анализирую (да и нечего). Всё ясно. А просто перепечатываю. Леонид Кулаков: . . .

13.01.2023
14:29

Эх! Разоблачу!

    Прилепина как инициатора создания Русского художественного союза… Вот такого тезиса из “Концепции" этого союза: "…желание авангардистов “бросить прошлое . . .

12.01.2023
12:52

Рискую напропалую

    Вот эти слова: "В живописных работах, появляющихся по меньшей мере с того же 1949 года, художник изображает Ленинград, ещё недавно бывший, по выражению Екатерины . . .

11.01.2023
19:35

Почему я не стану смотреть фильм «Дорогие товарищи!»

    Я был так увлёчён разоблачением одной искусствоведши, что мне было не до смотрения фильма, идущего по ТВ. А потом я статью кончил, встал из-за стола и включил . . .

10.01.2023
13:22

Либералке плевать на эстетическое качество

    Я прочёл у либеральной искусствоведши: "У Перова есть, например, чудовищная картина на материале русского раскола — “Никита Пустосвят”” (Ельшевская) . . .

09.01.2023
18:13

Ух ты, какой петух, Пьецух!

    Когда я дочитал до места, где к Марку пришли ночью чекисты (а это 1950 год), мне захотелось узнать, когда Пьецух рассказ “Шкаф” написал. – Оказалось – в 1997-м. И я . . .

08.01.2023
13:25

Что могли б похвалить либералы

    Сколько я ни занимаюсь анализированием живописи, я остаюсь потрясающе слеп к деталям. Никогда не обращал внимания в “Последнем дне Помпеи” (1834) Брюллова на . . .

07.01.2023
15:59

Притянуть, что ли, политическую ноту?..

    С художником Пименовым у меня было всё в порядке. Я видел в нём импрессиониста. Для себя я выработал догму, что идеостили имеют формулу – что они выражают . . .

05.01.2023
15:05

Надо закрепить достигнутое

    Речь о Тимуре Новикове, ленинградском художнике нонконформисте (1958 - 2002). Нонконформизм – это неприспособленчество. Не нравилась ему обязательность соцреализма, . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100