TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.02.2023
12:27

Анатолий Зверев изохулиган в квадрате?

    У Эфроса есть замечательные слова: "Художник вообще не умеет думать. Более того, он не обязан думать. В искусстве надо думать с осторожностью. По правилу ум здесь . . .

01.02.2023
21:26

Что не по мне в Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом

    "5. Российская культура во все исторические эпохи была символом России и российской нации. Её уникальность демонстрировали миру… Д. Д. Шостакович…”. У меня . . .

31.01.2023
23:56

Не зная броду, суюсь в воду

    Не без задней мысли: попаду в затруднительное положение, попробую выкрутиться, и вдруг выход окажется новостью. Читаю Дроздову. Эфрос убедил меня, что "мир Юона . . .

30.01.2023
18:23

Барская война

    Передо мной щекотливая задача. Я знаю по многим примерам, что Пименов с подначкой писал как бы совершенно советские картины. И вот… Я взялся было писать диктант . . .

29.01.2023
19:44

Как же я виноват перед Розановой…

    Вообще-то, ошибки именно у меня закономерны. Я зол на тех искусствоведов, которые, чтоб не поймали их на ошибке в будущем, очень мутят относительно художников, . . .

28.01.2023
16:14

Про позор

    Сперва про мой. Которого, впрочем, никто не видел. Я два раза надолго прерывал письмо маслом. Научил меня институтский одногруппник Алька Чудинов. Все мне . . .

27.01.2023
19:08

Провал Филонова

    Что я, эстетический экстремист, называю провалом живописца? Если он не вдохновляется (то есть не активизируется его подсознательный идеал), а воодушевляется (то . . .

26.01.2023
15:50

Против всякой логики

    А просто потому, что хочется… Чую нутром, что не принял Чупятов Октябрьскую революцию, а попал в ученики к Петрову-Водкину, который её принял. Что не принял, мне . . .

25.01.2023
15:38

Вымучиваю что-нибудь к 85-летию Высоцкого

    А мне хорошо б, чтоб спорить. И Высоцкий в принципе благодарный субъект: он был левым диссидентом, а те, с кем я контачу по поводу него, ВСЕ считают его правым . . .

22.01.2023
16:23

Как верно меня критикуют

    О любви не го-во-ри, а молчать не в силах — пой. Лабковский Начну издалека. Ну с себя, как у меня заведено. (Я ж ловлю в произведении искусства “текстовые” . . .

22.01.2023
16:22

Как верно меня критикуют

    О любви не го-во-ри, а молчать не в силах — пой. Лабковский Начну издалека. Ну с себя, как у меня заведено. (Я ж ловлю в произведении искусства “текстовые” . . .

21.01.2023
16:48

Ну не могли бубновалетовцы совершенно покориться советской власти

      Это я возражаю Ельшевской, искусствоведу-либералке: "Общество московских художников — это в основном бывшие “бубновые валеты”: Кончаловский, Машков и прочие. В . . .

20.01.2023
16:12

Лукавый попутал

    Я думал, что хорошо когда-то придумал: при обнаружении ошибки в статье её не исправлять, а ставить красную звёздочку в самом неправильном месте и в сноске каяться . . .

19.01.2023
18:35

Неисповедимы ли…

    Меня это не очень мучает… У меня получилось, что в XIX веке несколько самых громких имён в искусстве: Тургенев, Чайковский, Суриков, - оказались ницшеанцами. На . . .

18.01.2023
19:53

Интернет как инструмент для открытия смысла того, что претендует называться произведением искусства

    По-моему, при слове “искусство” все молчаливо думают о произведении неприкладного искусства (в котором есть ЧТО-ТО, словами невыразимое), а не о произведении . . .

16.01.2023
16:02

В свободном полёте (Ко дню рождения Маргариты Тереховой)

    Я, в общем, не люблю свободу. Мне нравится исполнить все законы и уж потом дать себе волю. Один закон, что идеал художника инерционен. – Ложный это ход мысли. Я . . .

14.01.2023
22:36

Действительно ли нехудожественна любая часть Памятника освободителям Риги

     

    Если б директором был я, я б запретил применять слово “художественность” для произведений прикладного искусства. Только для неприкладного б разрешил. Для такого, в котором есть странные для своего времени детали, которые можно объяснить выражением подсознательного идеала автора. Для произведений неприкладного и прикладного искусства я б разрешил общее им свойство экстраординарности называть эстетическим. И чтоб понимали эстетическое как органическую целостность, то есть когда в любой детали чувствуется идея целого.

    Тогда обсуждать Памятник освободителям Риги можно только так: эстетичен он или нет.

    Центральная колонна, вроде, имеет органическую целостность.

    "Монумент, созданный по концепции художника-архитектора Бугаева, в разрезе представляет собой пятиконечную звезду, пять лучей которой символизируют пять лет героической борьбы с нацистским оккупационным режимом за освобождение Родины” (Википедия).

    Пятиконечная звезда являлась символом Красной Армии и пять лет, в течение которых шла война (1941 - 1942 - 1943 - 1944 - 1945), хорошо согласуются друг с другом. Вознесённость звезды символизирует головную светящуюся часть салютного разрыва в небе. Салютуют – при победе. Всё хорошо.

    Но так – по идее. Лучистость колонны видна только при смотрении сверху. А колонна имеет высоту 79 м. Снизу лучистость не видна. Тем более, что она осложнена идеей фейерверка в честь Победы – звёзд пять.

    Но фейерверк ассоциируется с веером, символом размаха и свободы. Тут же – строгая параллельность. Наверно, подстать Памятнику Свободы в Риге же, где тоже возносятся звёзды (три звезды).

    Не способствует пятилучию и основание колонны. Оно то ли треугольное, то ли шестиугольное.

    Ненатурализм человеческих фигур, возможно, следование за руками Свободы в рижском Памятнике Свободы. Но здесь они гораздо грубее. Или это считается монументальностью.

    Что солдаты делают? Они принесли освобождение от нацизма и мир. – Дело грубое. Их внешняя грубость и соответствуют этому делу. Их монументальность соответствует ценности в веках этого дела.

    Но это – при добром отношении.

    А сама по себе грубость неприятна.

    Корёжение натуроподобия, развившееся начиная со стыка 19 и 20 веков и продолжающееся до сих пор, связано с катастрофическим разочарованием художников у кого – в действительности, у кого – в будущем, а у кого – вообще во всём Этом мире. Так поначалу их очень ругали, и было немыслимо зарабатывать себе на жизнь этой деятельностью, тем более – снискать славу. И так грубили только фанаты художнической честности. Но капитализм сумел и ужасности приспособить, как и прекрасности, для функции быть резервной валютой. И грубить стали и жулики от искусства. Я сам раз нечаянно подслушал откровение своего учителя по изокружку при Доме офицеров. Он был штукарь. Воспользовался тем, что считался освободителем Каунаса, и сделал карьеру на писании картин на актуальные темы. Дело было на его персональной выставке в Доме офицеров. И он сказал товарищу: “Понимаешь, теперь не в моде гладкая живопись”. – Вот такими штукарями, подозреваю, оказались и создатели памятка освободителям Риги.

    Несколько менее груба встречающая солдат-победителей Родина. Но как неестественно она их встречает.

    Что за простыню она несёт?

    Скульпторы – народный художник Латвийской ССР Лев Владимирович Буковский (1910-1984) и Айварс Мартынович Гулбис (1933 г.р.), при участии Леонида Владимировича Кристовского (1923 г.р.). Архитекторы – Эрмен Рейнхольдович Балиньш (1932 г.р.), Эдвин Альфредович Вецумниекс (1935 г.р.) и Виктор Августович Зилгалвис (1929 г.р.)…

    Живя в Каунасе в советское время, я обратил внимание, как ловко литовские художники насмехаются публично над советской властью. – Вот это, -

    статуя Свободы, посаженной как бы на кол советской властью, - было поставлено в начале Лайсвес аллеи (аллеи Свободы), главной улицы Каунаса, которой вернули это название в 1961 году (был Сталинский проспект). И ничего. Никто не замечал подвоха. – Не сотворили ль подвох латышские деятели искусств и в Риге?

    .

    Дело это тонкое. Никакого несчастья от нечувствительности к изонасмешке не случается. В Каунасе Свободу на колу не уничтожили теперь, а просто сдвинули с центрального положения на улице на боковой тротуар. Может, надо было в течение 8 лет перед СВО на Украине, попросить Латвию отдать Памятник России? Знали ж, к чему, в общем, идёт. – Не пришлось бы обходить теперь молчанием, что там правы, что никакая часть Памятника не имеет художественной ценности.

    24 августа 2022 г.

     

13.01.2023
19:45

Переписка о смене общественного строя

    1. Помещено на мой дзен-канал. Отступаю от себя. Беру прикладное искусство. Ничего не анализирую (да и нечего). Всё ясно. А просто перепечатываю. Леонид Кулаков: . . .

13.01.2023
14:29

Эх! Разоблачу!

    Прилепина как инициатора создания Русского художественного союза… Вот такого тезиса из “Концепции" этого союза: "…желание авангардистов “бросить прошлое . . .

12.01.2023
12:52

Рискую напропалую

    Вот эти слова: "В живописных работах, появляющихся по меньшей мере с того же 1949 года, художник изображает Ленинград, ещё недавно бывший, по выражению Екатерины . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100