TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.11.2013
08:47

Иванов и Велединский

    Недавно в клубе ⌠Что? Где? Когда?■ прозвучал смешной вопрос: ⌠Почему крестьяне не разбили статую?■ Ввод в вопрос приблизительно такой. Во время революции . . .

10.11.2013
11:13

Ай да Быков! Ай не молодец!

    ⌠Поистине, бывают странные сближения■, так заканчивает Дмитрий Быков свою статью ⌠Странные сближения■, якобы перекликаясь с Пушкиным: ⌠В конце 1825 года . . .

03.11.2013
14:16

Всё проходит. А унижение народа?..

    Дню всенародного единства посвящается. Начинает выкристаллизовываться у меня новый жанр искусствоведческого разбора √ объяснять самому себе, почему мне стыдно . . .

01.11.2013
15:07

Эх, Буслов!

    - Мне стыдно. - А кто ты такой, чтоб публично каяться? - Ну┘ Какой-то круг людей меня знает. Вдруг полезно будет им, если на это наткнутся┘ - И в чём польза? - Одна из . . .

20.10.2013
15:03

Наталья Гончарова, но не та.

    + Я воспользуюсь самоцитатой из другой своей статьи об абстрактной живописи (см. тут): "абстракционизм √ это человеконенавистничество". Гончарова. Испанка. Около . . .

12.10.2013
17:00

Внимательность первооткрывателя.

    В этой заметке я пользуюсь достижениями, записанными тут. Раз я считаю, что большой художник выражает подсознательное, то могу думать, что эта таинственная . . .

10.10.2013
14:27

Бедный, всё потерявший, Кундера.

    Я, наверно, где-то слышал звон, что Кундера √ постмодернист. А постомдернист, по-моему, и одним словом, √ это пофигист. Нет, мол, больше на свете того, что можно было б . . .

06.10.2013
11:29

Рассчётливый фокус или вдохновенное искусство?

    Не исключено, что удастся сказать что-то внятное о поразительном художнике Алекперове. Он рисует┘ тенями. И мне посчастливилось услышать из его уст пару слов об . . .

04.10.2013
18:36

Цветущая сложность.

    Есть так называемые инактуальные чувства. Скажем, знаешь, что Репин гений, и┘ нисколько он тебя не волнует. Где-то висят его картины, а ты к ним не стремишься. И к . . .

03.10.2013
12:26

Подвох Веласкеса.

    Про Веласкеса пишут, что он так рисовал портреты, что иным портретируемым было страшно смотреть: он-де душу портретируемого напоказ выставлял, и если та была не . . .

21.09.2013
21:43

Аввакум и вседоговор.

    Отталкивание от бесчеловечных сторон современной мировой цивилизации заставляет подчас встать на ограниченную точку зрения отсталой, косной массы. Кожинов . . .

14.09.2013
15:18

Непонятый Клузо.

    В кинематографе Клузо сочетается несочетаемое. Алексей Гусев. Не важно, кто меня навёл на фильм 1943 года √ Клузо, ⌠Ворон■. Не важно, что я не смог его смотреть . . .

09.09.2013
09:32

Может ли состояться несостоявшийся человек.

    Дело не главное в жизни, главное ≈ настроение сердца. Феофан Затворник. Любое настроение? Я. Слушаем тут. А будет это так: заплачет ночь дискантом, И ржавый . . .

08.09.2013
12:26

Выбор Визбора.

    Возможно я смогу себя опять поймать на ошибке. У меня было вышло (см. тут и тут), что Визбор не последовал примеру Окуджавы, который сдал идеал спасения социализма . . .

05.09.2013
13:52

Почему гениально "Слово о полку Игореве".

    - Ну что, соседка, будете голосовать за нэжалэжнисть? - Ой, да конечно! Это ж Украина станет такая, как Франция! - Блестящая? - Ну да! Разговор на лестничной площадке . . .

02.09.2013
13:14

Гений Тютчева.

    Меня часто заносит. Я замечаю это, но не предпринимаю мер по предотвращению. А придумываю оправдания. Так было с Тютчевым когда-то (см. тут). У меня уже было . . .

29.08.2013
13:41

Околонаучная фантазия вокруг слова "дипластия".

    Внимание, внимание! Сенсация!!! Впервые в мире дано исчерпывающее объяснение всех элементов одного из жанров пещерной живописи, что творилась десятки тысяч лет . . .

22.08.2013
16:37

Пушкин небожитель.

    Грешен и не каюсь, я ввёл для себя когда-то такое понятие, как реалистический символизм. Для позднего Пушкина и Пришвина. Словами Пришвина это ⌠держать всегда под . . .

18.08.2013
11:19

Трагедия Просвещения и Бетховена.

    Ура! Я понял Бетховена!

    Впервые.

    Меня всегда озадачивали неожиданности в его музыке. Не психологично, думал я. Не то, чтоб не бывало неожиданности в душевной жизни. Нет. Но не сплошь же неожиданности.

    Передо мной был пример Чайковского. Тот изображал душевную жизнь индивидуума, и в ней нечто зарождалось, развивалось, достигало апофеоза┘ Более-менее постепенно. Если и борьба, то и она имела развитие и свою постепенность.

    А у Бетховена не успеешь что-то почувствовать, как соответствующая музыка обрывается и вступает противоположная. √ С какой стати?!.

    И вот недавно я слушал увертюру к трагедии ⌠Кориолан■, а мысли были далеко-далеко. Я переживал очередную размолвку с подругой. Она вела себя совершенно непредсказуемо, и я был в отчаянии. На самые логичные доводы она не отвечала вообще. Как будто они и не прозвучали. Просто логичные прерывала совсем нелогичными возражениями. Руководствовалась эмоциями больше, чем разумом. Как подменили человека. Непробиваемая. А ведь вообще √ умная. Очень. √ Женская логика, - вспоминал я расхожие слова.

    А бетховенская музыка всё скакала с одной музыкальной фразы на другую как-то синхронно с моим перебиранием в памяти поворотов последнего столкновения. И┘ я заметил схожесть музыки с моим скандалом. С моей уверенностью, что я ж прав (какой конец увертюры, я забыл).

    Спор наш базировался на разной оценке будущего России в случае очередной революции. Я считал, что пятую за столетие революцию Россия не выдержит и перестанет существовать как единое и независимое государство. А она, наоборот, что России будет плохо, если оставить всё как есть. √ И ⌠я■, перенёсшийся в музыкальный мир, дослушав, терпел поражение в споре, оставаясь в жизни в уверенности, что прав-то √ я. √ Ну точь-в-точь (извиняюсь), как эта увертюра - http://muzoferma.com/mp3/%F2%B1%F2%B5%F3%82%F3%85%F2%BE%F2%B2%F2%B5%F2%BD%20%F2%BA%F2%BE%F3%80%F2%A3%F2%BE%F2%BB%F2%B0%F2%BD Слушайте и одновременно читайте то, что ниже:

    - Во-о-о-о-от Так! Во-о-о-о-от Так! Во-о-о-о-от Так! Так! Так?

    Посмотри же, посмотри. Посмотри же, посмотри. Посмотри же, посмотри же, посмотри же, посмотри же.

    - Не-е-ет, о-о-о, нет┘

    - Стой!

    Ну иначе посмотри, ну мудрее посмотри, ну мудрее, ну мудрее, ну мудрее, ну мудрее┘

    - Не-е-ет, о-о-о, нет┘

    - Стой!

    - Не-е-ет, о-о-о, нет┘

    - Почему же?

    (Себе) - Почему же┘ по-че┘ по-че┘ по-че-му же┘

    (Ему)- Не-е-е-е-ет, а потому что Этак! По-то-му что! Пнял?!

    (Себе) - Вот понять бы┘

    - Нет!

    - (Себе) Вот понять бы┘

    - Нет!

    - (Себе) Вот понять бы┘

    - Нет!

    - (Себе) Вот понять бы┘

    - Нет. И всё-ё. И всё-ё. И всё-ё. И всё-ё. И всё.

    - (Нежно, мечтательно, будучи как бы не тут) Не-е-ет, и потому что┘ Не-е-ет, и потому что лу-у-учше э-этак. Да-а-а, и потому что лу-у-учше э-этак. Да-а-а, и потому что э-э-этак лучше. Да, и потому что э-э-этак лучше. Да, и потому что э-э-этак лучше. Да, и потому что Этак лучше. Бу-дет ти-хо и спо-кой-но, и при-воль-но, и до-стой-но. Бу-дет тихо┘ и мирно. Бу-дет вольно┘ спокойно. Весело же как, весело же как.(Себе) Весело же как, весело же как.

    - Но-о-о! Ведь так не будет! Но-о-о! Ведь горе будет! Бу-у-удет ведь несчастье! Бу-у-удет всем напасть нам! Будет ха-ос! Будет го-лод! Будет хо-лод! Будет мо-рок! Будет бус! Будет грязь! Будет хлябь! Будет мразь! Будет ор! Будет мор! Будет страх! Будет мрак! Будет смерть! Беда, беда, беда.

    - (Себе) Беда?.. Раз так. Ну да┘ Раз так. Беда?.. Раз так. Ну да┘ Раз так.

    - Беда!

    - (Себе) Беда?.. Раз так. Ну да┘ Раз так. Беда?.. Раз так.

    - Беда!

    - (Себе) Беда?.. Раз так. Ну да┘ Раз так. Беда?.. Раз так. Ну да┘ Раз так. Беда┘ Раз так. Беда┘ Раз так. Беда┘ Раз так.

    - Беда! Беда! Беда! Беда! Беда! Беда! Беда! Беда!

    Беда-а-а-а-а. Беда. Беда. Беда.

    - (Сама с собой) Беда, раз так?- Ну да, раз так. - Беда, раз так?- Ну да, раз так. Беда, раз так.- Ну да, раз так. Беда, раз так. Беда, раз так.

    Беда ль, итак?- Ну да, итак. - Беда ль, итак? - Ну да, итак.- Аль не, итак┘ беда, итак? - Как: не, как так┘ беда, как так? -

    Так: не, ха-ха┘ беда, ха-ха. - Как: не, ха-ха┘ беда, ха-ха? - Так: не, ха-ха┘ беда, ха-ха

    Тогда не так! Тогда не так! Тогда не так! Тогда не так!

    Тогда, раз так, ура, раз так? - Тогда, раз так, ура, раз так!

    Ура! Ура! Ура! Ура! (Себе) Ура? √Ура. √ Ура? √ Ура.

    Ура-а-а-а!

    - Стой!

    - А-а-а┘

    - Не-ет!

    - Я права же.

    - Не-ет!

    - Я права же.

    (Себе) Как мне это надоело. Как мне это надоело.

    - Прав!

    - Надоело.

    - Прав!

    - Надоело. (Себе) Надоело, надоело, надоело, надоело, надоело.

    - Ну пойми! Ну пойми! Ну пойми! Ну пойми!

    Ну Так! Ну Так! Ну Так! Ну Так! ! Ну Так!

    - (Нежно, мечтательно, будучи как бы не тут) Не-е-ет, и потому что┘ Не-е-ет, и потому что лу-у-учше э-этак. Да-а-а, и потому что лу-у-учше э-этак. Да-а-а, и потому что э-э-этак лучше. Да, и потому что э-э-этак лучше. Да, и потому что э-э-этак лучше. Да, и потому что Э-э-э-э┘ Бу-дет ти-хо и спо-кой-но, и при-воль-но, и до-стой-но. Бу-дет тихо┘ и мирно. Бу-дет вольно┘ спокойно. Весело же как, весело же как. (Себе) Весело же как, весело же как.

    - Не-е-ет! Нет, так не будет! Не-е-ет! Так горе будет! Бу-у-удет ведь несчастье! Бу-у-удет всем напасть нам! Будет ха-ос! Будет го-лод! Будет хо-лод! Будет мо-рок! Будет бус! Будет грязь! Будет хлябь! Будет мразь! Будет ор! Будет мор! Будет страх! Будет мрак! Будет смерть! Беда, беда, беда.

    - (Себе) Беда?.. Раз так. Ну да┘ Раз так.

    - Беда!

    - (Себе) Беда?.. Раз так. Ну да┘ Раз так.

    - Беда!

    - (Себе) Беда?.. Раз так. - Ну да┘ Раз так. - Беда?.. Раз так. - Ну да┘ Раз так. Беда?.. Раз так. - Ну да┘ Раз так. Беда?.. Раз так.

    - Беда! Беда! Беда! Беда! Беда! Бе┘

    - О-о-о-о. (Нежно, мечтательно, будучи как бы не тут) Не-е-ет, и потому что лу-у-учше э-этак. Да-а-а, и потому что лу-у-учше э-этак. Да-а-а, и потому что э-э ┘

    - Не-ет.

    - Да-а.

    - Не-ет!

    - Да-а!

    - Не-ет!!

    - (Себе) Как же мне быть с тобой? (Ему) Уви-дишь, коль поду-маешь. Уви-дишь, коль поду-маешь.

    - Хлябь!

    - Не верю!

    - Грязь!

    - Не верю!

    - Мразь!

    - Не верю!

    - Крах!

    - Не верю!

    - Мрак!

    - Не верю!

    - Смерть!

    - Не верю!

    - Смерть! Беда! Содом! Кошмар! И смерть! Беда! Содом! Кошмар! И смерть! Беда! Содом! Кошмар! Коне-е-ец!

    Во-о-о-о-от Так! Во-о-о-о-от Так! Во-о-о-о-от Так!

    - Нет

    - Так!

    - Нет.

    - Так!

    - Нет.

    - Т┘ак.

    - Н┘ет.

    - Так.

    - Нет.

    - Так.

    ммммммммммммммммммм

    - Я слабею, я слабею.

    ммммммммммммммммммм

    - Я слабею.

    ммммммммммммммммммм

    - Я слабе...

    м

    м

    м

    м

    А теперь уложим всё это в историю музыки и вообще искусства.

    ⌠Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно даже считают, что Просвещение косвенно породило тоталитаризм■ (Википедия об эпохе Просвещения). (Ну в самом деле: объективная истина ж √ одна!) И некоторые считают эпоху Просвещения кончившейся с началом наполеоновских войн (1800 - 1815). А ⌠Кориолан■ как раз тогда и был написан (в 1807). И прожил Бетховен до 1827 года. И можно было б поосторожничать и не считать Бетховена причастным к эпохе Просвещения. Но Кориолан был негативной фигурой в Древнем Риме. Не гуманист. Так если упор Просвещения счесть упором на Разум, то оно, Просвещение, скорее имеет отношение к ингуманизму, чем к гуманизму, и очень похоже на правду, что оно ⌠породило тоталитаризм■. И тогда обращение Бетховена к Кориолану очень симптоматично. Это трагическая фигура. Так если на стороне Кориолана была истина (в том числе и в том, что вольски √ враги Рима, и расслабляться римлянам потому нельзя), то он доказал её своей трагической смертью от них, вольсков. Кориолан как бы смотрел через тысячу лет вперёд, когда Рим был уничтожен варварами. А Кориолан загодя ненавидел плебеев, видя в них скорее варваров, чем римлян. (За то его римляне изгнали. √ Республика ж┘ √ А он им доказал, - став во главе всегда ими побеждаемых вольсков, - что без него они и вольсков победить не могут.) Повторяю: своей смертью (вольски не простили ему снятие осады Рима и убили) Кориолан доказал, что истина была с ним. А Бетховен доказал, что Разум всесилен: трагическая смерть за истину навсегда воспевает торжество истины!

    (Надо уметь быть принципиальным. Что, видимо, режется с нынешней политкорректностью, для которой слово ⌠гуманизм■ произносится с придыханием. Возможно, и Бетховен застал вхождение опять в силу гуманизма, ибо наполеоновские войны пролили много крови и подорвали саму просветительскую веру в Разум. Но я подозреваю, что Бетховен в творчестве был во власти инерции Просвещения. Он мог снять со своего творения (Героической симфонии - 1803) посвящение Наполеону, но не перестать верить в Разум.)

    Пикантность положения Бетховена в связи с ⌠Кориоланом■ состоит в том, что здесь герой √ против плохого народа, тогда как обычно композитор воспевал победную борьбу народа хорошего против врагов. Но трагический героизм, - тип идеала, которому был привержен Бетховен своих победных симфоний, - позволял ему такое исключение. Его обычный идеал √ удел немедленных оптимистов. Не исторических оптимистов. (Как немедленный Высоцкий о солнце: вот-вот и взойдёт, - и что из того, что герой умрёт раньше.) Как несгибаемый Высоцкий с порядке исключения стал заскакивать под конец жизни в следующий идеал, идеал несгибаемых (сверхисторических оптимистов), так и Бетховен.

    Но он этого не осознавал (в ⌠Кориолане■).

    А как выразить неосознаваемое? √ Противоречиями. И он столкнул свой обычный идеал трагического гуманизма, идеал немедленного оптимиста, знающего, что он √ идейный победитель в любом случае (и если выживет, и если погибнет), - он столкнул свой идеал Просвещения с противоположным идеалом?

    Каков он, противоположный? √ Это идеал демонизма, знающего, что мир √ Зол, знающего и не отчаивающегося от такого факта.

    Это экстремистский идеал. К нему после Бетховена придёт Вагнер.

    А музыкально произведения Вагнера были похожи на то, что существовало до Бетховена, похоже на:

    ⌠┘нервность, неустойчивость, но также и силу аффективного воздействия наряду с

    чувствительной утонченностью■ (Асафьев http://www.manic-depression.ru/books/akademik-b-v/blestyashchii-primer-etogo-v-opere.html).

    До Бетховена была музыка всё позволяющих себе феодалов XVIII века.

    Вот таков и аристократичный и всёпозволяющий себе в XIX веке Вагнер, разочаровавшийся в дисциплине и революции:

    ⌠в XIX веке, например, в одном из самых примечательных произведений Вагнера, в ⌠Тристане и Изольде■, усилия мысли композитора направлены к тому, чтобы добиться максимально длящейся напряженности, страстности и протяженности воздействия■ (там же).

    Бетховенские обороты ⌠сменяются нарастаниями интонаций, приливами и отливами ⌠нервных токов музыки■■ (там же). √ Тем, что в ⌠Кориолане■ представлено ⌠её■ переживаниями-колебаниями, согласиями √ и следом √ отказами от согласия с ⌠ним■.

    А противопоставляется ⌠ей■ √ несгибаемый оптимист-победитель, воитель эпохи Просвещения (эпохи, вообще-то, в реальности уже ушедшей в прошлое).

    И √ оба ⌠персонажа■ ⌠Кориолана■ (и ⌠он■, и ⌠она■) как-то вдруг, но постепенно┘ перестают существовать. Истаивают.

    Бетховена озарило, что немедленной победы при наличии Великого Зла (вместо простых просвещаемых) не свершится. Эти простые просвещаемые каким-то непостижимым образом, - вроде бы и привержены будучи к Добру, - не дают Добру победить. Не дают и всё. Невольно. Объективно не будучи даже и виноваты. Тем более, не чувствуя себя виноватыми.

    То есть ⌠ему■, чтоб не прогнуться под Зло, остаётся только уверовать в сверхбудущее какое-то, стать сверхисторическим оптимистом, в реальности став историческим пессимистом. А лучше √ как-то оказаться несуществующим. Добрые в какой-то глубине душ слушатели-зрители √ пожалеют ТАКОГО героя. И в этом остаётся утешение создателю ⌠Кориолана■.

    Если б Бетховен прожил ещё, он, как и Высоцкий, - если б Высоцкие тоже не умер через полтораста лет, - Бетховен стал бы не художником с идеалом типа трагического героизма, а стал бы художником с экстремистским идеалом, но не индивидуалистическим, как у Вагнера, а √ с коллективистским. Как это произошло с поздним Микеланджело и Шекспиром предпоследнего этапа творчества, - как это произошло до Бетховена и Высоцкого, и как это произошло сейчас с ещё не умершим Норштейном, например.

    Историческая судьба трагического героизма всегда раздваивается. Несгибаемые художники становятся представителями в веках повторяющегося маньеризма, запредельного коллективизма иными словами. А сгибаемые √ переходят к мудрому соединению несоединимого, к в веках повторяющемуся барокко. А уж по отношению к нему √ новое раздвоение. И новые несгибаемые, там, отвергают пошлость мудрости и становятся новыми запредельщиками √ индивидуализма.

    Бетховенский ⌠Кориолан■ √ улёт в коллективистское запредельное. И этот улёт есть трагедия. Есть гибель предыдущего идеала.

    А сам Бетховен прожил ещё 20 лет и сочинял, вдохновляемый прежним идеалом. На втором дыхании. Как нынче некоторые, уверенные, что капитализм победил коммунизм не навсегда. Сам капитализм тоже не с первого, возрожденческого, захода победил

    21 июня √ 18 августа 2013 г.

     

16.08.2013
20:32

Вопрос, оставшийся без ответа, грызёт.

    Итак, Савадов смеётся надо всем┘ Над чем он, например, тут смеётся? http://www.afisha.ru/article/arsen-savadov/ Авиньонские девушки. 2010-2011. Я выбрал для вникания эту картину потому, . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100