TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


09.07.2013
16:45

Гадаев. Продолжение.

    Проверка. Если так пессимистично всё обстоит с земными перспективами для великих, с вечной памятью о них и с провальной судьбой их мечтаний о лучшем будущем не для . . .

06.07.2013
14:58

Гадаев угадал?

    ⌠Он■ смотрит на вас свысока┘

    А ничего замечательного своею внешностью не представляет.

     

    Воронеж. Памятник О. Мандельштаму. Установлен 2 сентября 2008 г. в парке ≈ недалеко от дома, где жил поэт, отбывая ссылку в 1933 ≈ 1937 гг. Эта работа известного скульптора Лазаря Гадаева не прошла по конкурсу в Москве. И Мандельштама снова отправили в ссылку ≈ в Воронеж.

     

    Лопоухий, слишком большой птичий нос, узенькие плечи, жест чувствительного человека, плохо сидящий пиджак и плохо поглаженные брюки┘ И в жизни ⌠низкого роста сухопарый еврей √ лысый и без зубов, в грязной, измятой одежде и дырявых шлепанцах■ (http://www.slideshare.net/leha53/ss-6574600). И в монументальном преувеличении √ рост чувствуется маленьким. Это лучше, чем в заявке на памятник, √ под ногами нечто, наверно, чтоб ⌠Он■ смотрел на вас сверху вниз. Ибо √ Поэт.

    Но пропорции тела √ как у человека высокого. Неустойчивость пьедестала, необходимая, наверно, для противоречия вытянутости фигуры вверх, работает хуже, чем просто отсутствие пьедестала в реальном монументе. Он же такой простой, Мандельштам, а┘ такой великий.

     

    Ни о чем не нужно говорить,

    Ничему не следует учить,

    И печальна так и хороша

    Темная звериная душа:

    Ничему не хочет научить,

    Не умеет вовсе говорить

    И плывет дельфином молодым

    По седым пучинам мировым.

    1908 г.

    Когда памятник блестит полированными местами, когда он стоит не просто на земле, а на чём-то предуготованном √ как-то хуже. И сфотографирован он тут как-то снизу, вернее вблизи √ ноги удлинились, рост как бы подрос. √ Хуже. Не совсем хорошо и то, что этот памятник поставлен именно в Воронеже, месте ссылки Мандельштама, когда у него уже пошла заумь в поэзии. В том числе и в стихотворении, перекликающемся с пушкинским ⌠Памятником■ (см. тут и тут). Мандельштамовское ⌠Да, я лежу в земле, губами шевеля┘■ (1935) не идёт ни в какое сравнение с выше процитированным. √ Гадаев сделал памятник именно поэту серебряного века, а не советскому поэту Мандельштаму. И в этом памятнике, - впечатление такое (может, из-за моего неумения Гадаева постичь), - Гадаев как бы самоуничтожился.

    ⌠Сейчас, когда Лазаря нет с нами, я ловлю себя на мысли, что вижу в глазах гадаевского Пушкина, словно застывшего у роковой черты, пророческий, предчувствующий взгляд самого Лазаря, а в трепетном, почти молитвенном жесте Мандельштама благодарность самого скульптора за ниспосланную возможность высказаться и быть услышанным■ (Александр Рюмин http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8722.php).

    Я опешил, наткнувшись на вторую часть этого предложения. Это ж моё переживание раннего Мандельштама: никаких притязаний!

     

    Мне все равно, когда и где существовать!

    Ультраскромность┘

     

    Только детские книги читать,

    Только детские думы лелеять,

    Все большое далеко развеять┘

    А ведь знает, что он гений!..

     

    На стекла вечности уже легло

    Мое дыхание, мое тепло.

    И тихо так┘

     

    Звук осторожный и глухой

    Плода, сорвавшегося с древа,

    Среди немолчного напева

    Глубокой тишины лесной...

    1908 г.

    И тогда я бросился смотреть на Пушкина.

    Памятник Пушкину. 1999.

    Ну точно, как Рюмин пишет.

    Нет, я б не так сказал. Это √ взгляд Пушкина на память о себе лет через 200. Он как бы покрыт паутиной. Понимает, что подзабудут. Холодно так, трезво смотрит. Нет ничего вечного в подлунном мире. Пройдет время, и будут помнить только имя, как Гомера, не читав в жизни ни строчки. А потом и того не будет. √ Ну что ж┘ Я так и знал.

    Очень хорошо сказано у Григория Ревзина (там же) √ с выходом уже на самого Гадаева:

    ⌠Пушкин последнего поколения советской интеллигенции┘ Предмет его скульптуры ≈ очень сложный психологический рисунок человека, одновременно и внутренне смятенного, и преодолевающего эту смятенность, что-то очень из 1970-х годов. Только этого интеллигента 1970-х он сделал героем ≈ и героичной стала как раз внутренняя неустроенность, сложность личности, как бы не вполне уверенной в смысле своей жизни и мира вообще. Этому состоянию экзистенциальной потерянности┘■.

    В 70-х Гадаев угадал про крах СССР, а может, и про глобальную экологическую катастрофу из-за веры в неограниченный прогресс.

    Ну что ж. Мир √ Зол. Культуры √ не останется.

    Значит, смысл имеет лишь надмир.

    Он согласен со своим Пушкиным. Ему жаль своего Мандельштама: как ни мало тот притязает, не будет тому и того. И совсем не жаль Блока, что-то такое предполагавшего, но и всё же надеявшегося.

    ⌠Зря надеялся■, - как бы говорит Гадаев.

    Мне пришло в голову попробовать дать объяснение ТАКОМУ пессимизму Гадаева. И я предположил┘ Такой пессимизм может наступить от краха подобной же силы оптимизма. А что ж такое обнадёживающее было в истории нашей страны какое-то время до 70-х годов? Сколько-то десятков лет до того┘

    Так вот же что (я цитирую воспоминания своего дяди):

    ⌠Приближалось 10-летие Октябрьской революции, город стали украшать лозунгами, в том числе и против Троцкого, Бухарина и восхвалением Ленина и Сталина, который проводит политику Ленина. А 7-го Ноября, я пошел на Тверскую улицу и увидел такое, о чем никогда и не мог подумать: демонстрация пела и кричала лозунги, а когда дошли до какой-то гостиницы, где на балконе стояли, как теперь говорят, оппозиционеры, среди которых был и Бухарин, стали бросать на балкон и гнилые помидоры, и старые рваные галоши, и всякие тряпки, и палки. А с балкона все призывали к коммунизму другим путем. Дойдя до Моссовета, где стоял заслон военных и милиции, пришлось отказаться от желания идти на Красную площадь посмотреть главный праздник. Через некоторое время я его видел в кино. Но даже то, что я увидел своими глазами, осталось у меня на долгие годы■ (Иткин. Воспоминания).

    Источник этой информации не заангажированный. Выходец из семьи ремесленника, в 20-е годы ставшего нэпманом (члены семьи которого ткали чулки). А к 27-му году НЭП уже стали зажимать. Парню пришлось податься в Москву в поисках работы. И там он устроился помощником в частной фотографии. Стал фотографом, и всю остальную жизнь не брезговал левачеством на фотографической ниве. То есть человек глубоко мещанской психологии. Плевать ему было на коммунизм. Ему, наверно, больше подходил лозунг тогдашнего Бухарина: ⌠Обогащайтесь!■ И потому, может, он был так поражён открывшимся ему зрелищем противоположного волеизъявления. И пусть оно было сорганизовано сталинистами┘ Но всё-таки люди дали себя организовать именно так, а правых уклонистов они всё же не послушали. Массы! Это ж было только 4,5 года после смерти Ленина. Сталин ещё не приобрёл тот прямо религиозный авторитет. Массы могли б и не послушать сталинцев, а послушать бухаринцев. √ Нет. Инерция Великой Октябрьской революции √ освобождение труда √ была так велика, что хотелось строить именно новый мир, а не обогащаться, как это было века и тысячелетия. Массы выбрали лозунг про строительство социализма в одной стране. Во враждебном окружении. Требовавшем не обогащаться, а затягивать пояса. Это теперь и представить трудно, что миллионы плевать хотели на обогащение┘ √ Колоссальный порыв идеализма!..

    Понимаете, как глубоко нужно было разочароваться в 70-х годах, чтоб быть адекватным от поражения уже второй попытки┘ Первая была √ построить социализм. Вышел лжесоциализм, а не социализм. Вторая √ исправить этот лжесоциализм. √ И тоже ничего не вышло.

    Представляете?.. Всю бездну краха┘

     

    Рука Блока.

    Лицо Блока.

    Вот он откуда, этот глубочайший пессимизм немещанской части советской интеллигенции 70-х годов. И Гадаева. Так и оставшегося духовно жить в том времени┘

    4 июня 2013 г.

27.06.2013
13:48

Вред одной категории Бахтина на примере Эсхила, Еврипида и современности.

    Смысл этой категории: ⌠плодотворность временного отстояния интерпретатора от эпохи создания произведения■ (Энциклопедия культурологии). А её название √ . . .

27.06.2013
12:03

Апофегей.

    Как тихой сапой подкапываются под традиционализм, под коллективизм, ментальную специфику россиян┘ Случилось, что фильм Митина ⌠Апофегей■ (2013), снятый по . . .

22.06.2013
13:37

Ловлю себя.

    Вы читали последний сценарий Балабанова ⌠Мой брат умер■ (2013) (http://seance.ru/blog/balabanov-script)? Он явно перекликается с его же фильмом ⌠Про уродов и людей■ (1998). А тому я (см . . .

16.06.2013
16:02

Была ли какая-то правда в слова Познера?

    Вот эти слова: ⌠┘когда я их увидел в первый раз [иконы севера России и того периода┘ ну, скажем, с 14 даже 13 века], я понял, что √ или так мне показалось √ Россия . . .

13.06.2013
14:04

Слонов в посудной лавке.

    Выставка красноярского карикатуриста Василия Слонова ⌠Welcome to Sochi 2014■. Давайте я притворюсь (а может, я им являюсь) дурачком. Почему название выставки на . . .

10.06.2013
11:35

Ужас.

    Уважаемый читатель, вам не приходилось поймать себя на том, что знаменитейший, прославленный везде и всеми ⌠Броненосец Потёмкин■ (1925) Эйзенштейна на вас не . . .

06.06.2013
14:03

Переживания убогого человека.

    Только что получил от брата адресок с массой фотографий чудес природы. Первое чудо я мог бы и видеть, живя на Украине. Tunnel of Love, Ukraine Следующая картинка уже колет, . . .

25.05.2013
21:54

Ничего не получится.

    Если считать, что имел, имеет и, главное, будет иметь место на планете неограниченный прогресс, то на этом пути человечества уже несколько веков есть бесспорный . . .

23.05.2013
20:56

Кантор.

    Я послал эту картинку товарищу и позвонил, чтоб он её немедленно посмотрел и что-нибудь сказал. (Это наиболее пронзительная вещь среди многих.) Максим Кантор. Две . . .

15.05.2013
13:51

Хайт и Хазанов.

    Мне кажется, что я могу объяснить, почему Высоцкий настолько обиделся на пародию на себя Хайта и Хазанова, что заикнулся было о подаче в суд. Вообще-то Высоцкому . . .

08.05.2013
16:27

Ко Дню Победы.

    Исключительная удача┘ Но начну издалека. У меня есть много идейных противников. Я с ними нескончаемо спорю. Один √ очень умён. Способен меня довести до . . .

04.05.2013
13:18

Генри Мур и Россия.

    Недавно я ⌠подавился■ Генри Муром: вынужден был обойти молчанием его репродукцию, не включить которую в свой текст я не мог (тут). И вдруг, наткнувшись на свой . . .

30.04.2013
13:14

КАК сыграно должно затмевать ЧТО сыграно,

    или Дуля в кармане. Пусть тайна останется тайной, бессознательное - бессознательным, интуитивное - интуитивным, но пусть осветятся пути, ведущие к творческому . . .

29.04.2013
15:57

Раздрай в... гармонии.

    Есть такое произведение┘ Впрочем, его нет. Давно. Это ⌠Битва при Ангиари■ (1503-1506) Леонардо до Винчи. Великий художник для него изобрёл такие краски, что вещь . . .

21.04.2013
09:57

Дурь Сидура.

    С чего начать? Начну с того, что признаюсь, что я не хотел писать про Сидура. Он мне ничего ⌠не говорил■. Более того, когда я пробовал читать про него, то мне . . .

02.03.2013
13:14

Кочергин.

    У меня соблазн. Я схлопотал недавно нецензурную ругань за музеи околоискусства. От философа, иногда рифмоплётствующего. Я понял, что наступил этим . . .

27.02.2013
15:05

Противоречия органические и эклектические.

    Я задаюсь вопросом, почему так неувядаема экстремистская индивидуалистская традиция в искусстве вот уж второй век после Ницше, резче всех её обозначившего. И мне . . .

21.02.2013
17:22

Зачем Алексей Герман старший хотел снять кино по чеховскому рассказу.

    Сегодня он умер. Боже, как меня грызут сомнения!.. Не прав ли злобствующий на меня один ультраинтеллигентный знакомый┘ Что такое интеллигент? √ Это пониматель. Но . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100