TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


29.12.2022
11:45

Медведь в лесу сдох: я смотрел сериал!

    Режиссёр Кубаев – “С чего начинается родина” (2014). Год Русской весны. Смотрел я с того места, когда капитан КГБ СССР Громов говорит непосредственному начальнику, . . .

28.12.2022
15:07

Каспар Давид Фридрих и анекдот

    Книгу о картинах Чюрлёниса я писал 13 лет (правда, много вещей описаны). А теперь я книг не пишу. И у меня кардинально изменилась стратегия писания. Иногда мне надо . . .

27.12.2022
13:49

А что, если разрешить себе?..

    Вот я вам сейчас предъявлю совершенно непонятную скульптуру… Сидоренко. Амазонка. 1991. И разрешу себе её понять. В том числе понять, почему вообще скульптора . . .

25.12.2022
10:36

Проверка поверхностности

    На днях я проверил мысль, что принципиально поверхностный человек не может увидеть в картине большого художника глубину (см. тут). Мысль подтвердилась, но на . . .

21.12.2022
16:00

Вроде бы не духарятся, серьёзные люди

    Цитирую отрывок из телепередачи “Искусственный отбор”. Выпуск от 01.08.2022 "Если всё мне нравится и художнику нравится всё, что есть вокруг – ему незачем . . .

21.12.2022
16:00

Вроде бы не духарятся, серьёзные люди

    Цитирую отрывок из телепередачи “Искусственный отбор”. Выпуск от 01.08.2022 "Если всё мне нравится и художнику нравится всё, что есть вокруг – ему незачем . . .

20.12.2022
16:13

Когда настоящий художник рисует небо, он делает это не для показа его красоты

    Романтик это делает для выражения красоты своей внутренней жизни, в которую он бежит из внешней, страшной своими проявлениями. Уж вечер... облаков померкнули . . .

19.12.2022
14:12

Я – как андерсеновский ребёнок с голым королём: что вижу, то и говорю

    Если окажется, что я не прав, я повинюсь. И все дела. Зато я не притворяюсь. Мне показалось, что то, что мне хоть что-то говорит с выставки “Гении и шедевры” 2011 года, . . .

18.12.2022
12:39

Огромная неожиданность – это эстетическая ценность

    Даже будучи в основном повторена. – Речь об обёртывании зданий Христо Явашевым. Сам он против такого явления в Этом мире, как "…недолговечность вещей в . . .

18.12.2022
12:39

Огромная неожиданность – это эстетическая ценность

    Даже будучи в основном повторена. – Речь об обёртывании зданий Христо Явашевым. Сам он против такого явления в Этом мире, как "…недолговечность вещей в . . .

17.12.2022
11:52

А чего мне стесняться?

    Картина остановила взгляд – смотрю и фантазирую. Евграфов Н. И. В поле. 1930-е годы. Фантазирую, сообразуясь с датой создания. Колхозы тогда устанавливали. Кто-то был . . .

16.12.2022
12:05

Я такого не читывал

    Люблю начинать с себя. И из методического одного соображения (о котором не буду повторяться), и по привычке – для разбега. – Речь о – как его назвать? – . . .

15.12.2022
19:08

Жестокость

    Я жестокий человек. Не знаю, почему. Наверно, из-за склада ума. А ещё – из-за того, что я как бы почти не жил всю жизнь. Многое что себе запретил и выдержал запрет. На . . .

14.12.2022
19:07

Верю только своим глазам

    А не словам людей, пишущих об искусстве. "…в центре его интересов оказалась история, но не осуществившаяся, а та, которой еще предстоит стать реальностью . . .

13.12.2022
19:25

Есть надежда понять что-то у Филонова

    Появилась она оттого, что я узнал, что у Филонова есть картина под названием “Головы. Первая симфония Шостаковича”. Когда я глянул на этот ужас, Филонов. Головы . . .

12.12.2022
16:33

Рискую показаться непатриотичным

      Я прочёл предложение открыть новый аспект искусствоведения: "изучение искусства как культурного кода. Обозначается роль искусствознания в рассмотрении таких . . .

11.12.2022
21:33

Как искусствоведы обманывают нас, сперва обманув себя

    Я буду цитировать – только про Шиле (уж больно он страшен) – передачу телеканала “Культура” от 26 июля 2022 г. “Климт и Шиле. Слишком много таланта”. "Тюрьма, или . . .

11.12.2022
18:38

Сегодня день смерти Высоцкого

    Попробую это отметить и тут… Помню слова Карякина, кажется, что он утратит популярность с изменением хозяйственной жизни страны. Это имело смысл, потому что . . .

10.12.2022
23:44

Открытие Пахомова: советский человек – прекрасен

     

    Я пишу исходя из предположения, что Пахомовская живопись в 1920-х годах была не "результатом сознательной установки на формотворчество” (Г.А.Соколов). Он, возможно, был последним из могикан-авангардистов, корёжащих натуроподобие искренне, стихийно, от подсознательного неприятия чего-то в том социализме (сталинском, административном, быстро достижимом), на который взяла курс власть. Сам Пахомов, наоборот, представляется недовольным не сталинской властью, а противостоящим ей народом. И потому его представителей он уродует от злости*.

    Особенно удачно мне удалось это доказать себе на такой картине.

    Пахомов. Жница. 1929.

    Посмотрев, как баба у Пахомова держит бедром и грудью два первых скошенных пучка, пока она срезает третий пучок, я кое-что заподозрил и обратился ко всезнающему интернету с таким вопросом: “как жнут пшеницу серпом видео”. И не прогадал. Срезанные пучки не держат так вот при себе, а кладут на землю рядом, пока не наберётся количество, годное для вязки снопа. Это немного. Столько, чтоб очередным пучком можно было связать сноп. То есть надобности держать первое срезанное под грудью не имеет смысла практически. Но имеет смысл образный – образ индивидуализма.

    Пахомов против индивидуализма крестьян, резавшего страну, иносказательно говоря. Главными производителями пшеницы в НЭП стали вместо помещиков и кулаков середняки. А их никак невозможно было побудить увеличивать посев. Они производили зерна чуть больше нужного на прокорм семьи зимой и всё. На большее не соглашались, ибо очень тяжёлая работа. Ну, может, добавлялось, что очень задёшево его государство заготовляло, и очень дорого стоило то, что промышленность изготовляла. – Спасение было в колхозах (не в кооперативах, как дольше раскачивающихся организациях). А индивидуализм крестьян мешал. И Пахомов бесился. В 1929 году были сорваны хлебозаготовки.

    Не устраивали его чем-то похожим и городские дочки нэпманов, думающие, что они – бомонд.

    Пахомов. Девушка в голубом. 1929.

    Не думающие так, тоже ему ненавистны за душевную пустоту, так и светящуюся в их глазах.

    Пахомов. Подруги 1930.

    Кругла, красна лицом она,

    Как эта глупая луна

    На этом глупом небосклоне…

    А потом прошли годы и годы. Построили сталинский социализм, и разразилась война. И Ленинград попал в блокаду. А это культурная столица страны. И тут совершенно нечеловеческая жизнь.

    Я так привык к красавцам на картинах так называемого соцреализма, что жалко мне стало неискорёженных людей в карандашных рисунках Пахомова: как же не трогают без искажений и преувеличений нарисованные лица, и какой он бедный, Пахомов, ТАК не умеющий передать то, что, конечно же, его волновало!..

    А потом меня озарило.

    Это ж открытие у него! Люди-то стали прекрасны в ужасных обстоятельствах, когда иные людоедством спасались. Ленинградцы продолжали держать марку культурной столицы – своим обликом.

    В какой-то религиозной или около неё литературе я раз прочёл, что лица людей (ведущих святую жизнь) преображаются физически. Я это сведение удачно опробовал. Когда мне надо было фотографироваться для смены паспорта в связи с 50-детием, я в фотографии приказал себе думать, что я единственный на планете, кто практически использует теорию художественности Выготского. И таки хорошо получился, что для меня редкость.

    А у Пахомова даже и при почти отсутствии лица – красота. Женских ног.

    Пахомов. В очаге поражения. 1942.

    Или вот – лицо какое… Красивое и в му`ке.

    Пахомов. За водой. 1942.

    Му`ка физическая. Я не представляю себе боли цинги. Кровоточивость дёсен – может, потому так искривлён рот (а всё равно красоту лица не портит)… Геморадическая сыпь на лице – она не видна из-за масштаба… Боль в конечностях – она угадывает по страданию на лице (а красота его неустранима и какая-то это аристократическая красота)…

    А вот красота простушки.

    Пахомов. На Марсовом поле в затишье. 1943 год. 1944.

    Орден у неё… Или медаль. Чего доброго под пулями и снарядами заработала. Смертей и ужасов в раненных навидалась, крови, криков… А на лице не отразилось. О, эти ямочки на щеках – так бы впился губами…

    Это как теперь донечане. Их обстреливают 8 лет, а они мгновенно после обстрела прибирают улицы. И не уезжают из города, хоть можно.

    Я теперь понимаю, почему Пахомову в 1946 году дали Сталинскую премию за эту серию рисунков.

    24 июля 2022 г.

    *- А за что он злится на студентку Института народов Севера? Таким коротким носом можно только злость выразить.

    Пахомов. Студентка Института народов Севера. 1933.

    - За то, что она чемпионка по приспособленчеству.

    Если колхозы основывались на сельской общине, сохранившейся в России аж до ХХ века, то с народами Севера поступили обратно: их втянули в несвойственную им современную жизнь. И сделали это с помощью таких приспособившихся проныр (хоть и не с длинным носом) как портретируемая. Забывая о "вполне “марксистском” выводе В. И. Иохельсона о том, что жизнь коренных народов севера изменится “...только тогда, когда судьба сибирских туземцев перейдет из рук бюрократии в руки народа...”” (https://kamlib.ru/resources/full_text_search/kamchatka-v-tsentralnoy-presse/detail/vydayushchiysya-issledovatel-severnykh-narodov/).

    Как факт, не выпячивающая свою советскость (красным платком) другая студентка этого же Института не покорёжена.

    Пахомов. Студентка Института народов Севера. 1933.

    25.07.2022.

     

     

     

     

09.12.2022
20:00

Надеялся или не надеялся Багрицкий?

    Я думаю о “Смерти пионерки” (1932). Я предполагаю, что осознаваемым идеалом Багрицкого был настоящий социализм (т.е. с государством, отмирающим ради федерации . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100