TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


04.08.2022
19:15

Не любой прогресс – прогресс

    В 1912 году Александр Бенуа писал, что так много появилось знаменитостей, непосредственному чувству довольно широкой публики ничего не говорящих, что она часто готова к самому неискреннему восхищению, чтобы не попасть в разряд отсталых провинциалов. Явление это распространилось на искусствоведов, и теперь у них, приверженных формализму как признаку хорошего тона, можно прочесть похвалу вещи, являющейся "результатом сознательной установки на формотворчество” (Г.А.Соколов).

    А мне в последнее время удалось сделать прямо теоретическое открытие (если не стесняться), что корёжение натуры, начавшееся со стыка 19 и 20 веков, имеет основой совершенно исключительные негативные переживания от действительности, которая в Европе материально, наоборот, становилась для масс всё лучше, что особенно контрастно проявилось в футуризме. Он был за прогресс. Но тот имел изъяны. Так футуристу пришлось как бы закусить язык до боли, чтоб всё же славить этот прогресс.

    Правда, надо признать, что футуристы пришли на уже освоенную территорию корёжения натуроподобия. До них крайне отчаивались и положили начало безобразиям символисты, экспрессионисты и ницшеанцы разные, начиная с постимпрессионистов, фовистов и кубистов. Тут, кубистов, и догнали футуристы.

    В Италии, запоздало, началась индустриализация. Со своим ужасами, типа обезземеления крестьян в Англии. Но в Англии дело было давно. Забылось. Поэтому в Италии беды казались чрезвычайными. Ну и перечисленные “измы” уже потрудились на ниве корёжения. И итальянцы понеслись во все тяжкие.

    Интересно с Маяковским в России. – Он, ещё несовершеннолетним, был большевистским агитатором. Его посадили два раза в тюрьму, и там над ним поработали психологи, как сказали б теперь. Они его сориентировали революцию бросить ради искусства. И… он стал чувствовать себя предателем революции, которая осталась его идеалом. – Как её теперь воспевать? – Закусив до боли губу – корёжа правила стихосложения.

    Мне повезло понять, что считали за прогресс многие современники Маяковского, и что было очень болезненными изъянами для каждого из них. И я вышел из числа тех, над кем подтрунивал А. Бенуа. То есть непосредственного нравления я не достиг, нет. Но что-то, кроме отвращения, что-то позитивное в моей душе стало поселяться раз за разом при приобщении к футуристическим произведениям.

    На моей стороне был один нюанс. Корёжащих подвергали притеснению критики и публика. Поэтому поначалу в ту степь уходили только действительно сознательно возбуждённые – каждый своим – прогрессом, и подсознательно огорчённые того изъянами. То есть их произведения творились по вдохновению (иначе говоря, под действием подсознательного идеала прогресса-без-изъяна). Это чувствуется подсознаниями восприемников, и те тоже уходят из объектов подтрунивания А. Бенуа. Поначалу творцы этого ужаса (с некоторой точки зрения) были не халтурщики на ниве неприкладного искусства. Неприкладного, выдающего ЧТО-ТО, словами невыразимое.

    Но со временем положение изменилось. Эти творцы добились славы. Стало выгодно на этой ниве халтурить, выдавать результаты "сознательной установки на формотворчество”. От этого результаты не потеряли экстраординарность, т.е. остались произведениями искусства, но стали произведениями прикладного искусства (тут – приложено к усилению впечатления органичного единства {принцип: в каждой капле есть вкус моря, в части видно целое}).

    Целое каждый такой раз – это замысел сознания. А доведение до органического единства – работа подсознания, но не в ранге идеала. Художник стилизует свою работу под что-то авангардистское.

    Довольно душевно сомнительное деяние. На это наложилась политика советской власти по искоренению формализма. Потом была война. И формалистская традиция исчезла.

    А про художника Арефьева пишут, что он всё начал с нуля, "художник не придумывает какой-то принципиально новый, доселе не употреблявшийся пластический язык, скорее в его работах деформируется язык уже существующий [не корёжащий натуру], постепенно удаляясь от “оригинала” [некорёжения]" (Там же).

    И вот мы получаем.

    Арефьев. Я иду за пивом. 1968.

    И можно думать, что Арефьев не придуривается, как на закате первого авангардизма. Но тогда нужно подумать, ЧТО в СССР в 1968 году могло до такой степени огорчать художника, что он дошёл до жизни такой, чтоб так ненатурально рисовать. Корёжение – ещё не крайней степени. Для крайней (см. тут, и дата там более ранняя) мне пришлось придумать совсем экзотическое страдание. Здесь же…

    "Можно сказать, что изображённые люди – скорее не люди, а фантомы, и уж во всяком случае, они никак не выделены на фоне пространства. Разрыв невозможен, отдельное рассмотрение невозможно. Город мыслится только как единое, неделимое пространство. Человек вплетён в пространство – и всё изображение является единым пространством, но не только (и, может быть, не столько) физическим, сколько семантическим. Подобная трактовка человеческого тела, оказывающегося лишь элементом пространства…” (Там же).

    Мудрёно, правда? Искусствоведы зачастую боятся ставить точки над i. Хоть сейчас и нет цензуры.

    Я скажу по-простому: художника возмущает до какой степени ничтожества доведена роль личности в СССР. До какого изыска доведено манипулирование массами. Манипулирование в смысле общества Потребления.

    Видимо, ранее утро (город, а это Ленинград, ещё почти пуст и темно). А уже власть позаботилась о такой человеческой нужде, что ниже пояса, как пиво. (Вот через 23 года и произошла реставрация капитализма.)

    По тому, КАК всё искорёжено, можно понять, какой социализм в идеале у художника. В подсознательном идеале, наверно, ибо вовсю официально кричат о гражданской активности, и это сказывается. Хоть бытует поговорка: инициатива – наказуема.

    Раз настоящий социализм в идеале – Арефьев авангардист. Тот, “его”, строй же – прогресс по отношению к капитализму.

    И, так обработав себя теоретически, мне уже не просто противновато смотреть на предъяленную репродукцию, а и как-то горько: прокакали мы свой ХХ век. Теперь снова начинать. Только уже без неограниченного материального прогресса на флаге.

    Не любой прогресс – прогресс. Прогресс – идея Запада. По ней любое новшество – хорошо. Этак они и халтурщиков от авангардизма к себе завербовали. И с полом их левые пертурбацию устроили. Теперь либералы в России скажут “фэ” на мою статью, хоть у них нет той коллекции прогрессов и их изъянов, какие я надыбал почти для всех знаменитых авангардистов начала ХХ века.

    23 июля 2022 г.

03.08.2022
21:55

И называйте это натяжкой. Зато логично

    С Левитаном у меня тот случай, который даёт чувственную иллюстрацию того, что восприятие зрителем подсознательного идеала художника подсознанием возможно. Я, . . .

01.08.2022
09:01

Не хочу переставать дурью маяться

    Дурь это гордое хвастание умением "быть “более зрячим, чем когда-либо был человек” (Rilke R. M. Sдmtliche Werke: In 3 Bdn. Wiesbaden, 1957. Bd. 2. S. 10S.)” (Пестова . . .

31.07.2022
21:25

И ещё про Якова Кедми, влюблённого в Россию

    Вот с него и начнём: "Сначала по поводу этой ОДКБ. Ну трудно избавляться от наивности. Ну так вы и не избавляетесь от наивности. Вот часть стран ОДКБ – почти все – . . .

30.07.2022
09:06

Зануда спорит с Фаворским

    Судьба мне послала одну постояннодействующую клеветунью, так одной из её преувеличений относительно меня является моя халтурность: я не дочитываю-де . . .

29.07.2022
10:05

Безвыходное положение и у приемлющих украинские фейки, и у неприемлющих Малевича, Поллока и Ротко

    Вчера у меня был интересный опыт души… Вообще, - вы заметили, читатель? – что я почти все статьи начинаю с себя. Это потому, что они есть результат прислушивания к . . .

26.07.2022
14:54

Всё плохо, и это есть обычность

    Непризнанность в мире учёных позволяет мне не бояться за свой авторитет и делать рискованные суждения (а кто не рискует, тот не пьёт шампанское). Одно из таких . . .

26.07.2022
09:34

Что можно сказать против похвальных слов Бродского о Высоцком

    Вот эти слова: "Принято в общем относиться к поэтам-песенникам с некоторым, мягко говоря, отстранением, предубеждением, если угодно. И это в общем до Высоцкого, . . .

23.07.2022
13:18

Рабочий муравей

    Это я о себе. Стал читать о новом для меня художнике, Арсении Семёнове, и как-то ударили по сознанию слова: “Ленинградская школа живописи”. Даже расшифровка дана . . .

21.07.2022
10:16

Из пальца сосал?

    Мне фамилия художника Андрияка казалось знакомой. Я полез искать, не писал ли я о нём. Оказалось, что писал, но ещё не опубликовано. Перечитал. Раскритиковал я там . . .

20.07.2022
14:02

Неужели открытие?!.

    Одно колоссальное наблюдение я за собой числю: что на картине А. Иванова “Явление Христа народу” никто Христа не видит. Теперь у меня появилось подозрение, что . . .

19.07.2022
18:08

И опять… Как пластинку заело

    И опять мне служба рекомендации подсунули дзеновскую горе-искусствоведшу. Она выдала россыпь картин Моне, только одна из которых была привязана к тексту. И . . .

17.07.2022
10:08

Ну-ка! Ещё раз на засыпку…

    Только что у меня был удачный опыт похвалы произведениям прикладного искусства. За экстраординарность. И как-то так случилось, что из-за этого мне захотелось . . .

15.07.2022
23:31

Про издевательство над плакатом «Родина-мать зовёт!»

    Сам объект издевательства, если кто не знает – вот. Тоидзе. Родина-мать зовёт! 1941. Прочитав, что солдаты, отступая из города, срывали этот плакат и уносили с собой, . . .

14.07.2022
23:11

Если быть принципиальным в канун 9 мая

    Речь пойдёт о прикладном искусстве, то есть об искусстве второго сорта, если первым сортом считать неприкладное, рождаемое подсознательным идеалом и у . . .

13.07.2022
11:40

Но как я получил по сусалам…

    Искусствоведы, особенно плохие, часто некритически берут некое положение другого искусствоведа. Я пал жертвой этого правила и получил: "Только скользящие по . . .

12.07.2022
09:22

Чем хороши вечера с Владимиром Соловьёвым?

    Тем, что мировоззрением тем занимаются. Сам Соловьёв 5 мая 2022 вывел коллективизм российской цивилизации из того, что полгода тут мороз 30 градусов. Из плохих . . .

11.07.2022
20:43

Обнаглел

    Последние несколько недель я занимаюсь тем, что беру из списка принимаемых в Третьяковскую галерею художников современного искусства очередное имя, разыскиваю, . . .

10.07.2022
17:42

На автомате

    Наткнулся на симпатичное стихотворение. Эпиграф к нему – пушкинское “Что в имени тебе моём?”. "Написано 5 января 1830 г. в ответ на просьбу красавицы польки . . .

07.07.2022
14:16

О-за-дачен

    Я был так благополучен, когда лично обнаружил искажения пространства у Сезанна (искусствоведы как-то это словом “искажения” не называют). Я думал, что . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100