TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.07.2022
18:08

И опять… Как пластинку заело

    И опять мне служба рекомендации подсунули дзеновскую горе-искусствоведшу. Она выдала россыпь картин Моне, только одна из которых была привязана к тексту. И . . .

17.07.2022
10:08

Ну-ка! Ещё раз на засыпку…

    Только что у меня был удачный опыт похвалы произведениям прикладного искусства. За экстраординарность. И как-то так случилось, что из-за этого мне захотелось . . .

15.07.2022
23:31

Про издевательство над плакатом «Родина-мать зовёт!»

    Сам объект издевательства, если кто не знает – вот. Тоидзе. Родина-мать зовёт! 1941. Прочитав, что солдаты, отступая из города, срывали этот плакат и уносили с собой, . . .

14.07.2022
23:11

Если быть принципиальным в канун 9 мая

    Речь пойдёт о прикладном искусстве, то есть об искусстве второго сорта, если первым сортом считать неприкладное, рождаемое подсознательным идеалом и у . . .

13.07.2022
11:40

Но как я получил по сусалам…

    Искусствоведы, особенно плохие, часто некритически берут некое положение другого искусствоведа. Я пал жертвой этого правила и получил: "Только скользящие по . . .

12.07.2022
09:22

Чем хороши вечера с Владимиром Соловьёвым?

    Тем, что мировоззрением тем занимаются. Сам Соловьёв 5 мая 2022 вывел коллективизм российской цивилизации из того, что полгода тут мороз 30 градусов. Из плохих . . .

11.07.2022
20:43

Обнаглел

    Последние несколько недель я занимаюсь тем, что беру из списка принимаемых в Третьяковскую галерею художников современного искусства очередное имя, разыскиваю, . . .

10.07.2022
17:42

На автомате

    Наткнулся на симпатичное стихотворение. Эпиграф к нему – пушкинское “Что в имени тебе моём?”. "Написано 5 января 1830 г. в ответ на просьбу красавицы польки . . .

07.07.2022
14:16

О-за-дачен

    Я был так благополучен, когда лично обнаружил искажения пространства у Сезанна (искусствоведы как-то это словом “искажения” не называют). Я думал, что . . .

06.07.2022
19:52

Был такой художник – Домашников

    И есть у него одна картина, совсем не домашняя по пафосу. Другие тоже о том событии картины писали, но ни один не написал такую… мистическую. В связи с нею мне . . .

05.07.2022
19:02

Украина чему учит? – Не торопись!

    Недавно я открыл для себя новый вид экспрессионизма. Если у старого корёжение натуроподобия было горькое, так сказать, то у нового оно приторно сладкое. Вот . . .

04.07.2022
21:25

Интеллигент – это непониматель

    Чрезвычайное мало коснулось меня в жизни. В войну я был слишком мал. Мама говорила, что я не понимал, зачем при бомбёжке надо выбегать из дома и падать на землю под . . .

03.07.2022
23:04

Вот что это такое?

    Я должен повиниться: всё чаще начинаю писать, не зная, что писать. Расчёт не на авось, а на то, что повторится чудо прошлых подобных случаев: раз имя художника . . .

02.07.2022
09:37

Какой кошмар на российском ТВ

    У меня в семи статьях громится Марк Захаров (см. тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут). А на российском ТВ дело плохо (см . . .

30.06.2022
14:07

Все названия для статей исчерпал

    Я не смог в интернете найти слова Луначарского 1906 года о пролетарском реализме, о пролетарском искусстве, от которых-де произошёл термина социалистический . . .

28.06.2022
16:35

Однажды сам Пушкин пролетел

     

    В этот раз у меня не будет новизны. Я просто проакцентирую написанное Ю. Манном в 1988 году в его книге “Поэтика Гоголя”. Новым будет только нюанс, что он, Манн, глубоко проникший в смысл гоголевской повести “Нос”, смикшировал оплошность Пушкина, так глубоко не проникшего.

    Что сделал Пушкин?

    Он предварил публикацию повести в своём журнале (Современник, 1836, т. 3) таким примечанием:

    "Н.В. Гоголь долго не соглашался на напечатание этой шутки; но мы нашли в ней так много неожиданного, фантастического, весёлого, оригинального, что уговорили его позволить нам поделиться с публикою удовольствием, которое доставила нам его рукопись” (Ю. Манн. С. 96).

    .

    Нет. Одну претензию на новость я всё же выдам. Я объясню, почему "в черновой редакции повесть заканчивалась пробуждением Ковалёва” (С. 89).

    Но начать придётся издалека.

    Несколько учёных побудили меня, скомбинировав в собственную, принять идею, что идеостили плавно превращаются друг в друга в веках повторяя очерёдность превращений. По бесконечной синусоиде, вытянутой слева направо, если ход времени расположить по горизонтали и слева направо. Романтизм-солипсизм в моей схеме оказывался на середине спуска сверху (с коллективизма) и после гражданского романтизма, бывшего перед верхним (коллективистским) поворотом трека синусоиды. А реализм (в этом несовершенство моей схемы) занимал ту же срединную точку, что и романтизм-солипсизм. Эта серединность символизировала некую успокоенность от волнительных (на перегибе) стилей. (Хоть романтизм-символизм и знают как выражение мировой скорби, всё же она успокаивалась на бегстве из страшной действительности в прекрасную мою, автора, внутреннюю жизнь. Ну а трезвый, без такого бегства, реализм был тем паче спокоен.) Дальнейшее развитие идеостилей должно б влечь изменение ниже по скатывающемуся треку синусоиды, в полный индивидуализм.

    Но реалии с Гоголем показали, что он развивался вспять времени, обратно к точке перед верхним поворотом синусоиды, – развивался к идеалу трагического героизма. Сквозь видимый миру смех.

    Я не догматик. От схемы своей готов отступить. И “Нос” считать не просто реализмом как издевательством над романтизмом-солипсизмом, а первым намёком на будущий трагический героизм. Ю. Манн меня убедил.

    Убедил тем, что заметил, что в повести "полностью снят носитель фантастики – персонифицированное воплощение ирреальной силы. Но сама фантастичность остаётся” (С. 82).

    Какое-то особо едкое издевательство над романтизмом. (Там же страшные силы {образ действительности} давили романтика. В предыдущих своих, реалистических, произведениях Гоголь издевался над фантастикой, относя её, персонифицированную, во всяческое прошлое отсталое и делая терпящим поражение.) А тут – что-то более страшное деется.

    Сознанию Гоголя это дано не было, и он написал было в черновике про пробуждение. Но исправил. Ибо много что было уже написано так, что не вязалось с пробуждением (Ю. Манн всё это замечательно продемонстрировал текстом Гоголя). Но ведь был же факт вписывания в черновик? – Был. Вот он и свидетельствует, что сознанию идеал трагического героизма (не реализм!) не был дан!

    Слухи бывали тем волшебным ключиком, который открывал тайну. Но в “Носе” и со слухами было необычно.

    "Слухи выступают на фоне фантастического происшествия, поданного как достоверное. Благодаря этому картина осложняется. Острие иронии как бы направлено против "особенных прибавлений” к происшествию. Но что, само происшествие – достовернее? Подобно тому, как, пародируя поэтику романтической тайны, Гоголь искусно сохраняя силу таинственности, так и высмеивая авторов слухов, он одновременно целил и в их "почтенных и благонамеренных” оппонентов и, поднимаясь над теми и другими, открывал в окружающей его жизни нечто ещё более неправильное и фантастическое, чем то, что могли предположить любая версия или любой слух” (С. 92-93).

    А это уже истошность, а не трезвый реализм.

    И Пушкин это не заметил.

    Ну или притворился, что не заметил: ему надо было не усложнять, чтоб журнал продался? Но Пушкин же был неподкупен в таких делах. Значит, ошибся.

    И тогда Ю. Манн написал:

    "…всё это создаёт возможность для чисто юмористического восприятия. [И тут дана сноска на слова Пушкина.] Ошибка не в допущении подобного толкования, а в его абсолютизации и заведомом исключении другого, так сказать, философского” (С. 96).

    Намёк, что Пушкин же не абсолютизировал.

    30 апреля 2022 г.

27.06.2022
16:41

Горе мне: за Горюшкина приходится браться

    Вот, что он написал после поражения революции 1905 года. Горюшкин-Сорокопудов. Из культа прошлого (Из века в век). До 1908. Горюшкин-Сорокопудов. Московская слобода . . .

26.06.2022
09:20

Из письма художнику

    До меня вдруг дошло, почему вас потянуло в фэнтези. Ведь "отличие фэнтези от сказок заключается в том, что чудеса в фэнтези являются нормой описываемого мира и . . .

25.06.2022
19:56

Укр Виктор Костенко

    Хочется как-то по-своему отреагировать на заметку, которая меня заставила заплакать – “Что стало с Бабушкой с Красным флагом". Они таки стали другой нацией . . .

24.06.2022
16:16

Ну как не тосковать?!

    Я не знаю, как доказать, что художник творит нехудожественное. Наверно, я б смог это сделать, если б родился и воспитывался в какой-нибудь семье художника или . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100