TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.03.2021
15:54

Как объяснить выкаблучивание Ларионова

    Так получилось, что я в юности был очень неспортивным. И вот как повёл себя раз в незнакомой компании на пляже. Играли в волейбол в круге. Духарились. Ну так я . . .

18.03.2021
14:09

Сарабьянов! Имя ж! Ого! А как бесит этот искусствовед поверхностностью…

    Ну вот смотрите – фраза: "…был такой забавный момент: Владимир Татлин, страшно увлеченный искусством Пикассо, очень хотел посмотреть его вживую. В 1914 году ему . . .

17.03.2021
23:00

О Хлебникове - понятно

    Дело в том, что, хоть подсознательный идеал автора – в виде Муз (боги такие) – известен со времён Платона (это две с половиной тысячи лет назад), - известен некоторым . . .

16.03.2021
22:50

Памороки вокруг подсознательного идеала художника

    На днях я заметил, что выкопал яму своей идее-фикс, что художественно только то, что имеет странности как следы подсознательного идеала автора. Яма эта состоит в . . .

15.03.2021
13:04

Как хорошо забывать. (О Бурлюке.)

    Перед тем, как я, написав заглавие, приступил к статье о Бурлюке, я перечитал, что я раньше о нём написал (тут). И оказалось, что не то, о чём замыслил писать сейчас. А . . .

14.03.2021
20:11

Ещё одно моё совпадение с громкими в узких кругах именами Глеза и Метценже

    А вот ещё одно совпадение, но до чрезвычайности трудноуловимое: "Может быть для их [людей, не имеющих отношения к живописи] удовлетворения нужно, чтобы художник . . .

12.03.2021
10:40

Моё совпадение с громкими в узких кругах именами Глеза и Метценже

    Желающий меня поймёт. Я есть никто в мире науки об искусстве. А я набрал с мира по нитке принципов, взаимосвязанных только, наверно, в моём уме. И, исходя из них, . . .

11.03.2021
13:19

Перипетии с Кандинским

    Я начинаю писать о книге из серии “жизнь замечательных людей” Александра Якимовича “Кандинский” (2019). Две вещи этого автора – один из краеугольных камней моего . . .

10.03.2021
14:37

Подойти к Путину как к художественному произведению

    Кто меня уже читывал, знает, что я художественным произведением считаю то, которое содержит странности, что есть след подсознательного идеала автора. Странности в . . .

09.03.2021
11:33

Ещё из серии огрызаний на искусствоведов

    Вот, чего удостоился Васнецов, в лекции https://www.youtube.com/watch?v=S7r5BFubUd4 Четвериковой: "Ещё одна работа, которая там [в музее деревни Поленово] хранится – это первый . . .

07.03.2021
10:50

Паустовский мне в назидание

    Сволочь я. Эгоист. Замкнулся в башню из слоновой кости. И… Доволен собой: не удаётся учить живых людей – успокоил себя мыслью, что мои писания пригодятся людям будущего. Хочу учить духовности, не будучи душевным. – Твёрд. Одеревенел. Только искусство (условность) на меня теперь эмоционально действует.

    Вот и “Телеграмма” (1946) Паустовского мне увлажняла глаза несколько раз.

    Хм. Я несколько разборов этого рассказа прочитал в интернете. Странно. Для этих разбирающих как бы нет второй части рассказа – о казённой отзывчивости Насти по службе в Союзе художников…

    А закон один: рационализм порождает реакцию на себя – сентиментализм.

    Рационализмом была пронизана вся история СССР сталинского времени.

    Страна после 1917 года попала в идиотское и безнадёжное положение – предложила миру альтернативный капитализму общественный строй. По ошибке попала. Расчёт был на Мировую Революцию, а она не совершилась. Маркс в 19 веке ошибся, глядя на Англию (а не все ж такие передовые), и замотался в революциях, одной за другой. Думал, что силовой путь в коммунизм – единственный реальный. А Ленин, тоже подогретый кипением русской революции, поражением в 1905 году не кончившейся, тоже повёлся на собственный же выверт: отсталая Россия из-за отсталости как раз и будет, мол, запалом Мировой Революции. Не стала. И как теперь быть? Умер, а Сталин, подумал, что, если повести себя предельно рационально, то можно и избежать уничтожения страны-выскочки, обречённой за то на уничтожение. И вышло! Страна к войне подготовилась и победила. Теперь надо было и срочно восстанавливаться и ядерный щит сковать, иначе опять угроза уничтожения. И рационализм продолжился.

    А у Паустовского – реакция на него.

    Одним из извращений рационализма стала казённая отзывчивость. Нельзя ж всё время напирать на общественный интерес. Надо хоть для вида отзываться и на личный.

     

    Гоголя в его время ужасала тенденция развития по пути капиталистического индивидуализма, потихоньку захватывающая и Россию в виде стремления к успеху. А он бы хотел, что главенствовал не успех, а самоограничение. Гоголь плевал против ветра Истории. А скульптор Тимофеев, через 100 лет, плевал против всепроникающего рационализма. Вот и изваял Гоголя. С укоряющим зрителя пронзительным взглядом.

    В порядке ответвления от всеобщего советского рационализма ему – стараниями Насти – перепало от казённой отзывчивости.

    Зато исполнительница её, Настя, наказана за этот всеобщий рационализм. Она предала мать. И та умерла, так её и не повидав.

    Телеграммы быстро доходят… И кассирша на вокзале оказалась отзывчивой… – Не помогло. В стране, пронизанной рационализмом, Настя, им пропитанная насквозь, должна была понести наказание и понесла его. Паустовский взял на себя роль Рока, став в оппозицию к истории своей страны.

    Всё это достаточно сложное рассуждение. Поэтому я смею думать, что его не было в сознании Паустовского, когда он “Телеграмму” сочинял. То есть он был вдохновлён подсознательным идеалом, а я имею тогда право называть рассказ художественным. Остаётся только определить, к какому типу этот идеал относится (их же очень малое число, и в рамках самого сентиментализма мало {сентиментализмов много – см. тут})… – Если сориентироваться по тем примерам, “Телеграмма” Паустовского соответствует “Балладе” Гея. Какой-то извод идеала типа Высокого Возрождения (гармония низкого {душевного} и высокого {духовного}). Через 10 лет начнётся хрущёвская оттепель, а в ней левые шестидесятники с таким же типом идеала настоящего социализма, когда ежедневно увеличивается самодеятельность за счёт потакающего государства вплоть до исчезновения этого государства, что означит приход коммунизма. “Телеграмма”, получается, дальняя предвестница той оттепели.

    20 января 2021 г.

06.03.2021
13:36

Почему я вернулся к художнику Шиле, хоть противно смотреть

    Я вернулся из-за внушительности слов Канделя, книгу которого я продолжил теперь читать спустя несколько лет после первого подхода к нему. "Начиная с поздних . . .

05.03.2021
19:39

Зачем Рязанову понадобилась «осатанённость» в «Иронии судьбы»

    Я ухаживал за своей будущей женой. И была беда. Мы идеально подходили друг другу, и это естественно – в ней, во всяком случае – рождало подозрение, что это у нас . . .

04.03.2021
16:25

Об «Осени в карманах».

    … ай да Пушкин, ай да сукин сын! Пушкин. Молодечество моё в простом факте: осознав, - где-то не в начале книги, - что автор, оказывается, очень уважает абсурд, я . . .

03.03.2021
13:03

С робостью о «Перекатах» Городницкого

    Наткнулся на ностальгическую статейку о “Перекатах” Городницкого, и захотелось вставить свои пять копеек. С анализом текста, если он удастся, и, главное, с . . .

02.03.2021
20:37

Восторг нового импрессиониста Берберяна и моя тоска оттого

    США только сейчас, на наших глазах, превращаются в тоталитарное государство с господствующей идеологией – глобализмом-либерализмом, как когда-то был СССР – с . . .

01.03.2021
13:05

Лишнее доказательство от Тургенева: написано не то, что хотел сказать автор

    Я не стесняюсь делать длинные цитаты. Но заметка о “Нищем” (1878) Тургенева настолько коротка, что как её цитировать? Ну да ладно… "Мне со школы это стихотворение . . .

28.02.2021
13:47

Подозрительный фильм «Каникулы Кроша»

    Он мне подозрителен тем, что создал впечатление, что мне нравится, что он такой советский: добрый и учительный. – Странно. За это не должен бы нравиться именно мне, . . .

27.02.2021
13:13

Сложнятина или К 130-летию со дня рождения Мандельштама

    Уже по заглавию, вы, читатель, чувствуете, что я буду стремиться сложнятину делать постижимой. То есть, я обращаюсь не к высокоумному читателю, а к, грубо говоря, . . .

26.02.2021
11:51

А как повёл себя художник Зардарян?

    А как повёл себя художник Зардарян? У меня стойкая привычка подходить к произведениям искусства с психолого-социологической стороны. В Венской школе . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100