TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


09.03.2021
11:33

Ещё из серии огрызаний на искусствоведов

    Вот, чего удостоился Васнецов, в лекции https://www.youtube.com/watch?v=S7r5BFubUd4 Четвериковой: "Ещё одна работа, которая там [в музее деревни Поленово] хранится – это первый . . .

07.03.2021
10:50

Паустовский мне в назидание

    Сволочь я. Эгоист. Замкнулся в башню из слоновой кости. И… Доволен собой: не удаётся учить живых людей – успокоил себя мыслью, что мои писания пригодятся людям будущего. Хочу учить духовности, не будучи душевным. – Твёрд. Одеревенел. Только искусство (условность) на меня теперь эмоционально действует.

    Вот и “Телеграмма” (1946) Паустовского мне увлажняла глаза несколько раз.

    Хм. Я несколько разборов этого рассказа прочитал в интернете. Странно. Для этих разбирающих как бы нет второй части рассказа – о казённой отзывчивости Насти по службе в Союзе художников…

    А закон один: рационализм порождает реакцию на себя – сентиментализм.

    Рационализмом была пронизана вся история СССР сталинского времени.

    Страна после 1917 года попала в идиотское и безнадёжное положение – предложила миру альтернативный капитализму общественный строй. По ошибке попала. Расчёт был на Мировую Революцию, а она не совершилась. Маркс в 19 веке ошибся, глядя на Англию (а не все ж такие передовые), и замотался в революциях, одной за другой. Думал, что силовой путь в коммунизм – единственный реальный. А Ленин, тоже подогретый кипением русской революции, поражением в 1905 году не кончившейся, тоже повёлся на собственный же выверт: отсталая Россия из-за отсталости как раз и будет, мол, запалом Мировой Революции. Не стала. И как теперь быть? Умер, а Сталин, подумал, что, если повести себя предельно рационально, то можно и избежать уничтожения страны-выскочки, обречённой за то на уничтожение. И вышло! Страна к войне подготовилась и победила. Теперь надо было и срочно восстанавливаться и ядерный щит сковать, иначе опять угроза уничтожения. И рационализм продолжился.

    А у Паустовского – реакция на него.

    Одним из извращений рационализма стала казённая отзывчивость. Нельзя ж всё время напирать на общественный интерес. Надо хоть для вида отзываться и на личный.

     

    Гоголя в его время ужасала тенденция развития по пути капиталистического индивидуализма, потихоньку захватывающая и Россию в виде стремления к успеху. А он бы хотел, что главенствовал не успех, а самоограничение. Гоголь плевал против ветра Истории. А скульптор Тимофеев, через 100 лет, плевал против всепроникающего рационализма. Вот и изваял Гоголя. С укоряющим зрителя пронзительным взглядом.

    В порядке ответвления от всеобщего советского рационализма ему – стараниями Насти – перепало от казённой отзывчивости.

    Зато исполнительница её, Настя, наказана за этот всеобщий рационализм. Она предала мать. И та умерла, так её и не повидав.

    Телеграммы быстро доходят… И кассирша на вокзале оказалась отзывчивой… – Не помогло. В стране, пронизанной рационализмом, Настя, им пропитанная насквозь, должна была понести наказание и понесла его. Паустовский взял на себя роль Рока, став в оппозицию к истории своей страны.

    Всё это достаточно сложное рассуждение. Поэтому я смею думать, что его не было в сознании Паустовского, когда он “Телеграмму” сочинял. То есть он был вдохновлён подсознательным идеалом, а я имею тогда право называть рассказ художественным. Остаётся только определить, к какому типу этот идеал относится (их же очень малое число, и в рамках самого сентиментализма мало {сентиментализмов много – см. тут})… – Если сориентироваться по тем примерам, “Телеграмма” Паустовского соответствует “Балладе” Гея. Какой-то извод идеала типа Высокого Возрождения (гармония низкого {душевного} и высокого {духовного}). Через 10 лет начнётся хрущёвская оттепель, а в ней левые шестидесятники с таким же типом идеала настоящего социализма, когда ежедневно увеличивается самодеятельность за счёт потакающего государства вплоть до исчезновения этого государства, что означит приход коммунизма. “Телеграмма”, получается, дальняя предвестница той оттепели.

    20 января 2021 г.

06.03.2021
13:36

Почему я вернулся к художнику Шиле, хоть противно смотреть

    Я вернулся из-за внушительности слов Канделя, книгу которого я продолжил теперь читать спустя несколько лет после первого подхода к нему. "Начиная с поздних . . .

05.03.2021
19:39

Зачем Рязанову понадобилась «осатанённость» в «Иронии судьбы»

    Я ухаживал за своей будущей женой. И была беда. Мы идеально подходили друг другу, и это естественно – в ней, во всяком случае – рождало подозрение, что это у нас . . .

04.03.2021
16:25

Об «Осени в карманах».

    … ай да Пушкин, ай да сукин сын! Пушкин. Молодечество моё в простом факте: осознав, - где-то не в начале книги, - что автор, оказывается, очень уважает абсурд, я . . .

03.03.2021
13:03

С робостью о «Перекатах» Городницкого

    Наткнулся на ностальгическую статейку о “Перекатах” Городницкого, и захотелось вставить свои пять копеек. С анализом текста, если он удастся, и, главное, с . . .

02.03.2021
20:37

Восторг нового импрессиониста Берберяна и моя тоска оттого

    США только сейчас, на наших глазах, превращаются в тоталитарное государство с господствующей идеологией – глобализмом-либерализмом, как когда-то был СССР – с . . .

01.03.2021
13:05

Лишнее доказательство от Тургенева: написано не то, что хотел сказать автор

    Я не стесняюсь делать длинные цитаты. Но заметка о “Нищем” (1878) Тургенева настолько коротка, что как её цитировать? Ну да ладно… "Мне со школы это стихотворение . . .

28.02.2021
13:47

Подозрительный фильм «Каникулы Кроша»

    Он мне подозрителен тем, что создал впечатление, что мне нравится, что он такой советский: добрый и учительный. – Странно. За это не должен бы нравиться именно мне, . . .

27.02.2021
13:13

Сложнятина или К 130-летию со дня рождения Мандельштама

    Уже по заглавию, вы, читатель, чувствуете, что я буду стремиться сложнятину делать постижимой. То есть, я обращаюсь не к высокоумному читателю, а к, грубо говоря, . . .

26.02.2021
11:51

А как повёл себя художник Зардарян?

    А как повёл себя художник Зардарян? У меня стойкая привычка подходить к произведениям искусства с психолого-социологической стороны. В Венской школе . . .

24.02.2021
13:43

Вижу повторение Высокого Возрождения у иных футуристов

    …привести к согласию среду и человека. Сент’Элиа Признаться? Пока я не пришёл к возможности написать это название и эпиграф, я не стал статью писать. Приходил я . . .

23.02.2021
10:06

Вэр из шыйн унд их бэн клуг - Кто красив, а я умна

    Так говаривала моя красавица мама (Татьяна Доронина была её копией), вообще-то не пользуясь языком идиш. Я почему-то запомнил эти слова. Как будто кто-то свыше мне . . .

22.02.2021
14:45

Я не знаю, получится ли мне вывести то о Татлине, что я наметил, но я начинаю…

    Потому что я уже в восторге от только что прочтённых слов Пунина о нём. Нет. Надо сперва ввести в курс дела читателя, не знающего ничего из того, что знаю, приступая . . .

22.02.2021
08:15

Коммунизм-то – не сласть. (Фильм «О любви» 1970.)

    Когда-то я вздумал единолично бороться за коммунизм, видя, как эта перспектива испаряется к чёртовой матери. Что я сделал? Я воспользовался тем, что парторгом . . .

19.02.2021
11:01

Точно! Рязанов издевался «Карнавальной ночью»

    Сам бы я до такого не додумался. Я это вычитал: "Удивительно, например, было видеть, как скоро происходит отказ от образа жизни и ценностей сталинской эпохи уже в . . .

18.02.2021
14:01

Декаденты есть и сейчас

    Было дело (см. тут), что я оценил декаденткой современную поэтессу. Соображение, что декадентство – прикладное (о, в общем-то, знаемом) искусство я вывел (см. тут) из . . .

17.02.2021
10:49

Не важно, антисемит ли Прилепин, важно…

    Важно, прав он или нет. О чём речь? Вот о чём: ""…но евреям отдали все премии..." И тут пришёл Захар Прилепин: В жюри премии БК примерно 50 евреев. Это все, что надо . . .

15.02.2021
23:54

Отобью ли я эту атаку на Высоцкого?

    Восприятие песен Высоцкого как антисоветских справа – явление обычное. Чтоб заметить, что они были, наоборот, антисоветские слева, надо иметь вкус. То есть уметь . . .

13.02.2021
20:08

И вкусы, и запросы мои странны

    Так пел Высоцкий. И не только от имени персонажа. Но и от своего имени. При этом всего лишь чуя (а не зная сознанием), в чём его главное отличие от современников. А я, в . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100