TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


21.01.2021
22:36

Экстраординарное в фильме «Седьмое небо» 1971 года

    Дилижан, лирическое вступление Когда-то, лет 60 назад, я время измерял от отпуска до отпуска. А отпуска знаменовались, каждый, своей женщиной. Дома не только некуда . . .

20.01.2021
15:47

Написал (о Пуссене), но сомнение грызёт

    Где-то прочёл я, что “Пейзаж с Геркулесом и Какусом” есть пейзаж героический. Что интуитивно признаёшь верным. Наверно, из-за скалистости горы-защитницы от . . .

19.01.2021
13:28

Зачем Пуссен преувеличил рост Геркулеса или Ошибки Кургиняна и Пуссена

    Что сказал 10 декабря Кургинян? "…кто суверен? Либо суверен монарх, как это было в условиях монорелигиозного государства. Либо суверен народ. Да?... Если народ . . .

18.01.2021
13:41

Лживые бравуры из-за 110-летия выставки «Бубновый валет»

    Лживые в виду верных слов таких: "…все авангардные течения искусства ХХ века апеллировали к мрачным, драматическим, негативным переживаниям и чувствам” . . .

16.01.2021
18:42

Метаморфозы великого художника Бирштадта

    Начну с исповеди по поводу таких вот репродукций, при всей красоте содержащих, на мой взгляд, что-то пугающее. Бирштадт. Гроза в Скалистых горах. 1859. Бирштадт. На . . .

15.01.2021
14:28

Продолжаю серию разоблачений про подмену интернет-ресурсом искусствоведения развлекаловкой

    Меня глубоко пронзило разоблачение Никитой Михалковым желания Грефа оглупить народ России, чтоб им было легче управлять: лишить глубокого образования. Ещё меня . . .

14.01.2021
18:32

Нет! «Летний день» Герасимова не печаль

    Не печаль, хоть там и есть следы “слёз” природы, дождя, на стекле окна. Герасимов. Летний день. 1950. Холст, масло. Как нет печали и в картине, насмешливо названной . . .

12.01.2021
16:16

С какой точки зрения лучше смотреть на живопись

    Мне понравились такие вот картины Кульбина. Предваряя будущее повествование, тут же скажу: это ж смелость надо иметь - нарисовать в общем жёлтый песок… синим. И не . . .

10.01.2021
15:27

Ни в зуб ногой

    Ну вот я и почитал вещь, про которую не понимаю, что она значит – рассказ “Мгла" (1904) Бориса Зайцева. Я недавно разбирался с другим рассказом его же и того же года . . .

09.01.2021
10:56

Почему все врут про «Чёрный квадрат» или Один сержант в ногу – я

    Наткнулся в Яндекс-Дзене на канал “Tallir Art Historian". Человек толкует о ценности “Чёрного квадрата” (1915) Малевича. И всё – мимо сути. (Одно только было бы не мимо – . . .

07.01.2021
13:12

Вот, у кого в интернете на их улице праздник – у кидал народа

    Некий “Жизнь в обрамлении” (8813 подписчиков) написал статью про васнецовскую “Алёнушку”. Васнецов. Алёнушка. 1881. Фрагмент. Так что она изначально называлась . . .

06.01.2021
19:23

Кульбиты Кульбина

    "Мальчик и туда, и сюда, в результате никуда”, - так меня, отставшего в любовных делах юношу, определила одна тёртая, наверно, и опытная женщина, подруга той, за . . .

04.01.2021
18:58

Любовь к мысли

    Где-то когда-то я вычитал, что представители первобытных племен от малейшего раздражения, выводящего их из дремоты, стараются исчезнуть. Могут сидеть часами . . .

03.01.2021
17:13

О пользе догматизма в искусствоведении

    Художники в принципе амбициозны. И даже не потому, что умеют то, чего не умеют другие. А потому, что даже видят не так, как другие. И язык у них получается не такой, . . .

01.01.2021
13:31

Добром добра не будет – только через зло!

    Попытка медленного чтения рассказа “Сон” (1904) Бориса Зайцева. Ну чем, смотрите, не воспевание вот этого и тут мига ("был четвертый час дня – в июне, при слегка . . .

31.12.2020
14:20

3 Соломон Воложин Что вы прочли в стихах – не то, что хотел сказать поэт, если вы знаток и если произведение – неприкладного искусства

    Вот – одно из стихотворений серии “Багряный пир зари”, которая была опубликована в журнале “Золотое руно” (№ 2, 1908) . Расстегни свои застежки и завязки развяжи . . .

30.12.2020
13:26

Какой Гитлер художник

    Я должен начать издалека.

    Моя дочка в школе плохо относилась к литературе. Кончала она школу уже при реставрации капитализма, то есть после гласности. Помнится, я почувствовал, что надо ей помочь с сочинением. Оно было об Ахматовой. Я засел. Попался текст Коржавина об Ахматовой. И так, собственно, мне открылось, что акмеизм это, если философски, ницшеанство. Идеал исключительности в сверхтонкости переживаний супервуменши. – Впервые ницшеанство для меня оказалось в положении идеала, которым вдохновлён художник. И – начался для меня обвал. Один за другим великие имена, получалось, отнесены должны быть к ницшеанству. Гумилёв, помню, стал вторым. Когда-то потом – постимпрессионисты. Но это меня как-то внутренне не смущало. Их всех кляли при советской власти, как и само ницшеанство. Всё, получалось, было естественным.

    Потрясён я оказался много-много спустя, когда к ницшеанцам пришлось отнести Чехова. Я тогда уже публиковал статьи в электронных журналах. Долго колебался, куда послать и, наконец, точное попадание. Опубликовали.

    Уже меньшим потрясением было, когда я открыл ницшеанца в Гомере. Ритмом избавляться от нуды жизни, от предопределённости её. Этакая, понимаете ли, вседозволенность! Чудо! Чем? – Тем, чего нет в жизни (ритма). А скульпторы – соответственно – сумели мрамор превратить в как живое! Невидимое (им вообразившееся) – сделать видимым.

    Все ницшеанцы оказались очень тонкокожие, так сказать, и не перенесли ужаса (или скуки, или ещё чего-то) действительности. Не перенесли сильнее, чем романтики. Те удрали от страшной внешней жизни в свою прекрасную жизнь внутреннюю. А эти идеал перенесли аж из Этого мира – в иномирие. В антирелигиозное. Даже и Гомер. Иномирие не было религией в античность. Боги Эллады были очень материальны, жили на реальном Олимпе… А в XIX веке христианство потерпело такое поражение от науки, что бежать от предопределённости Этого рационального мира, включающего в себя и тот свет христианства со спасением прощённым – было такой же скукой, как и всё знающая позитивистская наука.

    Им, бедным ницшеанцам тонкокожим всё Здесь представлялось как дурная бесконечность. Потенциальная: всегда можно сделать ещё один шаг. Это скучно! Им подавай актуальную бесконечность (как Кантор, кстати, открыл тогда, что бесконечности можно складывать…). Им подавай Абсолют!

    Обычным людям, толстокожим, и представить трудно такие страдания. Они, обычные, за вседозволенность просто считают ницшеанцев аморальными и всё.

    А Абсолют и тем практически не даётся. Только и радости – творцам и понявшим сотворцам, восприемникам – что дать образ (восприемникам – воспринять образ) этого метафизического иномирия.

    Благо моё саморазвитие дошло до того, что я любое вдохновение автора неприкладного искусства, любое вдохновение любым идеалом стал считать (вслед за тем, как Выготский катарсис считал подсознательным), - стал я считать подсознательным идеалом. Что применительно к иномирию окончательно избавило меня от смущения перед ницшеанством. Смущения оттого, что Гитлер любил Ницше.

    Это – условность. Как и полагается в искусстве. Не жизнь. В жизни автор может быть кем угодно, для меня, искусствоведа, важно, чтоб у художника подсознательный идеал был. Всё!

    А Гитлер рисовал.

    Вдруг у него был этот самый подсознательный идеал?

    А у меня уже давно сложилось мнение, что стремление к Абсолюту может удовлетвориться не такой заумностью, как иномирие, но более земной штукой, близкой к Вечности. – Не умирает же народ. Не изменятся ж веками его менталитет! (Закроем на минуту глаза, что за несколько лет либерализм и глобализм, вот, сумел сменить менталитет Запада на гомиков.) На грани XIX и XX столетий, наоборот, бушевал национализм. И уставшие от революций и вообще от рациональной суеты художники косяками стали выражать – пейзажами (без людей) – исключительность своих народов.

    В объединении “Союз русских художников” влюблено воспевали раскованность при материальной недостижительности русских души ради. А Гитлер – наоборот что-то. В виде роскошной архитектуры прошлых веков. Такую вот исключительность Германии. (Она и по природе – гористая – уютно красива.)

    И людей изображать Гитлеру для этого не надо. Наоборот! Современники с их жизненной суетой годятся скорее для отталкивания.

    Что ближе к Абсолюту в перспективе: ближняя или дальняя точка схода? – Конечно дальняя. Вот и дать её зданиям (пусть и не точную), а возчику оставить ближнюю.

    Это я так прореагировал на выпад, что у Гитлера не выдержана перспектива, и что у него преимущественно нет людей.

    Желающему Абсолюта и ненавидящему пошлую обычность было бы странно акцентировать на улице людей.

    Что там ещё ему вменяют в вину? (Я читаю сайт https://shakko.ru/1336628.html)

    Автор предостерегает, что полно лощено-аукционных подделок под Гитлера. Но именно эту репродукцию опубликовал так, что можно понять, что это – не подделка.

    Вот это подаётся как точно не подделка.

    Упрёки:

    "Типичные черты:

    это пейзаж (любимый жанр новичков), причем архитектурный. Сделано все аккуратненько, как по линеечке. Он кадрирован так, будто это не выбор автора, а перерисовка с почтовой открытки с видами города.

    Признаки неуверенности автора в своем мастерстве:

    отсутствие человеческих фигур, выбор акварельной техники (А.Г. вроде бы писал маслом, но очень мало), мало пустоты”.

    Бакшеев, Страхов, Рылов, Жуковский (см. тут), основатели “Союза русских художников” тоже на пейзаж налегали, и никто их этим не попрекал. Пейзаж очень годится для выражения такого Абсолюта, как менталитет народа.

    Очень сомнителен мне и такой критерий как "мало пустоты”. По-моему, её довольно много у Гитлера.

    Сомнителен и другой выпад: "кадрирован так, будто это не выбор автора, а перерисовка с почтовой открытки с видами города”.

    Такая открытка, по-моему, немыслима. Потому что трущоба перед нами. Другое дело, что автор как бы говорит, что даже и трущоба немецкая – это что-то. Венец цивилизации своего времени.

    Меня, десятилетку, в 1948 году привезли из захолустного украинского города Ромны в Каунас. Я городов вообще-то не видел. А до дома нас с вокзала везли на фаэтоне. Так что я смотрел во все глаза. И мне показалось, что город не стыдится, а гордится тем, что в нём сплошь тёмно-серые дома. Каменные. В Ромнах каменные были бело-каменными.

    Я, помню, удивился, и спросил, почему так. Мне ответили, что тут почти Западная Европа, что тут равнялись на Германию.

    А ещё выпад, что не использует Гитлер контур. – Так правомерен ли он, если в демонстрируемых тут же как истинно-гитлеровские вещи, контур встречается: обводка розовой голой стены.

    Другой вопрос: чем этими трущобами Германии гордиться как таковой?

    Я вспоминаю, как в том же Каунасе, уже взрослым, я посетил привезённую выставку старинного голландского искусства и поразился: любая халупа 400 лет назад – каменная. А в России (я уже поездил в командировки) и в областных городах часты деревянные дома, или наполовину деревянные: первый этаж каменный, а второй – деревянный. Я даже читал, что это на коллективистском менталитете русских сказалось. Из брёвен избу один не построишь, а из кирпича – можно.

    Удивителен и такой выпад:

    "…краски, черт побери, надо класть ровно, а не беспорядочными пятнами”.

    И демонстрируется такая вещь (слева Гитлер, справа Дюрер).

    Так мостовая, по-моему, обоими художниками выполнена "беспорядочными пятнами”. А что черепица у Дюрера выполнена гладко, а у Гитлера нет, то, по-моему, Гитлер более прав. И небо с невнятной облачностью тоже бывает.

    Естественно, что я как интерпретатор, нацеленный на странности как следы подсознательного идеала автора произведения неприкладного искусства, не знаю даже что такое "набитая, твердая рука”, которой не чувствуется у Гитлера*. – Бордюр правого тротуара в вышепоказанной улице неровный, что ли? Или не вполне прямой контур (есть-таки контур) в той же картине карниза дома, что прямо впереди по центру?

    Похоже на придирку.

    Упрёк, что не передаются никакие эмоции тоже трудно принять, помня о бесчеловечном идеале Абсолюта, несколько бесчеловечном даже при теме менталитета.

    Ну а на общие слова я и вообще не реагирую. Я человек конкретики.

    26 ноября 2020 г.

    *- На последней картине если вы посмотрите на шпиль то увидите что он какой то кривой и заваливается. Такой шпиль признак непрофессионализма. Сами мысленно проведите вертикальную линию между самым верхом шпиля и основанием башни и увидите всю криворукость построения/

    - Смог увидеть завал шпиля влево, только на огромном увеличении.

    Неужели это у вас не придирка?

    30.11.2020.

29.12.2020
13:19

Результат разговоров с рисующим

    Рисующий – Святослав Котельников. Разговоры – по интернету. Есть вариант, что всё – закономерно. Тогда и случайности – тоже закономерны. И вот так случилось, . . .

27.12.2020
16:09

Опять эта из «Оборонсервиса», теперь уже академик РАХ

    Я об её стихотворения уже зубы ломал (см. тут). Жаловался, что нет учебников по признакам графомании. А с живописью ж совсем беда – там измов (примитивизм, . . .

26.12.2020
20:41

Рассуждение о Грозном – простое

    Уже не помню, когда это было… Возможно, когда актуальны были мысли Новодворской о целесообразности раздела России на множество государств…. Тележурналист . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100