TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


24.12.2020
10:14

Люблю я макароны, а моя невеста их не любит… Люблю я углубляться, а не мои читатели не любят…

     

    А ещё не любят не мои читатели отправляться по ссылкам на мои статьи, - ссылки, которые я люблю делать, не любя повторяться и строя, в итоге, карточный домик стройной теории сложных взаимосвязей. На фига им? Это ж следить надо… напрягаться… соотносить – думать, в общем. – ЗАЧЕМ? Голова не для думания дана, а для осознания удовольствия, полученного телом. Глазами, там, или ушами. – Я же – как тот надеющийся влюблённый, мечтающий о взаимности: вот-вот и придёт. И что я в них нашёл, в не моих читателях? – Наверно, помню те редкие случаи, когда от моих слов человек буквально перерождался… Взаимность – достижима!

    Ну и вот одно из таких перерождающих слов – тут, место, где я разобрал три первые стихотворения Маяковского. Головоломные. Но с ритмом и рифмой, которые мне позволили, сославшись на них, дезавуировать то безобразие всеобщее в мире вокруг и в скучных стихах (если головоломку нескучных стихов всё же суметь приблизительно понять).

    Но есть ли что-то, подобное словесным ритму и рифмам, в живописи, которою – можно думать – Маяковский хотел в последнем итоге выразить тот же трагический (из-за неожиданностей) героизм, на какой указали чёткость ритма и рифмы в тех трёх стихотворениях?

    Маяковский. Рулетка. 1915.

    Наверно, в живописи мне надо стиховые повторяемости (в ритме и рифме) забыть как конструктивные аргументы. В живописи, наверно, надо обратить внимание на роль повторов через наоборот.

    Чтоб самому стало яснее, что мне забрезжило, разберём такую аналогию, которая почему-то всплыла в памяти.

    У меня есть двое детей: сын и дочь. Прямые противоположности. Сын пассивный, дочь активная. Они оба привод в садик восприняли как беду. Но сын решил её как-то пережить. Забивался подальше и ни на что не претендовал (что устраивало воспитательниц). А дочь поступила иначе. Когда её привели первый (и последний) раз в садик, она легла спиной на пол и била в него ногами с отчаянным криком до тех пор, порка не успевшая уйти на работу мама её не подняла и не повела обратно домой, зарёкшись ещё раз пробовать её сюда привести.

    Дочка тоже применила повторы. Но не конструктивно, а разрушительно по отношению к обычности, добившись всё же конструктива необычного – стала ребёнком, не посещавшим детсад никогда. (Была бабушка дома и, в конце концов, в принципе без садика обошлись.)

    Бурлюк, товарищ Маяковского, ездил по Западной Европе, знал несколько языков, получал все манифесты футуристов, и Маяковского-живописца манифесты могли навести на ритм разрушения как, наоборот, средство для выражения созидания совсем не того, что разрушалось.

    Рулетка, в общем-то, разоряет собравшихся на ней обогатиться…

    Это похоже на возможное сомнение Италии, обделённой в Европе начала ХХ века колониями, победит ли она, если войной себе добудет новые, более богатые колонии. С другой стороны, иначе, чем войной, их не приобретёшь. И без них – никак. (Капитализм – по Фурсову – вообще такой, что не может без наживы на некапиталистической периферии.) Так что Италия, хоть и опасалась, но нарывалась.

    Дочка, бия ногами в пол, была, наверно, более уверена в своей победе из опыта других побед (впрочем, не знаю).

    У Италии её порыв к агрессии был не без опаски. Это был трагический героизм. Ему соответствовал такой призыв из манифеста футуристов 1909 года:

    "…у бегущей лошади нет четырех ног: у нее двадцать…” (http://futurismo.accademiadellacrusca.org/txt/1.txt).

    Балла. Движение автомобиля. 1913.

    У Маяковского же была своя беда: за три ареста в бытность его эсдеком, большевиком, охранка его, ещё несовершеннолетнего, запугала и соблазнила политику бросить и отдаться искусству. А революционером он в глубине души остался, причём с верой, что революция вот-вот повторится. Но. Как быть с таким утяжелением? – Им тоже двигал идеал типа героического героизма.

    И он прибег к разрушающему ритму многих неконцентрических кругов, когда у настоящей рулетки они концентрические.

    Теперь остаётся только разобраться с моей идеей-фикс: есть тут где “текстовые” странности, свидетельствующие о наличии подсознательного идеала трагического героизма?

    Я думаю, что сколько ни говорят о политизированности итальянских футуристов (они потом с фашистами сомкнулись), в самом начале они не были так политэкономически подкованы, чтоб осознавать, что они выражают интересы итальянского ущемлённого капитала. Ими руководил дух времени в Италии. Но.

    "Первый манифест футуризма появился в печати на французском языке 20 февраля 1909 года в субботнем выпуске парижской газеты "Фигаро"” (http://belpaese2000.narod.ru/Univer/Ricerca/Tesi/vagnert.htm).

    Сам Маринетти начинал в Париже. Он родился в Египте, учился во Франции . Увлекался литературой, в первую очередь французской. Выучился на юриста, а это ж далеко от политэкономии.

    Нет. Его манифест состоял из 11 пунктов, а начальная буква его фамилии 11-я в итальянском алфавите. (Во французском М – 13-я.)

    Но всё-таки можно думать, что пункты его манифеста зародились там в мозгу, где обретался подсознательный идеал.

    Так же далёк от политэкономии Джакомо Балла.

    Сложнее вопрос с картиной политически осведомлённого Маяковского. Он футуристский манифест прочёл. Но там же нет ни одного слова с корнем “полит”. Зато есть выпады против лени и логики, мифологии и мистики, пошлости и посредственности, и против культа древннх в искусстве. Привыкшему к иносказанию в условиях царской цензуры легко было отнести эти “фэ” к русскому самодержавию и капитализму.

    Однако всё же, чтоб переплавить это в подсознательный идеал хватало неправедно задушенной политической страсти Маяковского.

    Так что я, не сильно греша, могу счесть и ритм разрушения концентрических кругов рулетки счесть порождением именно подсознательного идеала.

    И тогда – через мысль, а не непосредственно – могу сказать, что я понял картину Маяковского и поэтому она мне нравится. Хоть для непосредственного переживания – ерунда на постном масле. И не мои читатели меня не поймут.

    20 ноября 2020 г.

22.12.2020
22:09

Как Маяковский себя клял

    Я понимаю, что область искусствоведения пограничье между наукой и искусством, а раз искусство близко, то нечего хотеть логичного изложения мыслей. И всё же я – . . .

21.12.2020
14:08

Большинство не манит глубина

    Автобиографическое начало этой статьи не должно обманывать, она о том, как глубок был Пушкин даже в юности. А автобиографическое – просто введение в то, как манит . . .

20.12.2020
18:57

Маяковский против Ленина и...

    Маяковский был всё время по какому-нибудь поводу против советской власти. В поэме “150000000” (1919 – 1920): "Маяковский, исповедовавший анархистские взгляды, . . .

19.12.2020
14:10

Близко к святотатству, но логика требует

    Для веселия планета наша мало оборудована. Маяковский. Потому так творил Нестеров, почему Маяковский в эпиграфе, мною выбранном, написал. На такое . . .

17.12.2020
20:54

Тревожность

    Я понимаю Боголюбова (фильм “Мелодия на два голоса” – 1980). Зачем такое тревожное небо? – Затем, что надо дразнить зрителя. Речь же о молодых. А у тех – будущее. А . . .

16.12.2020
12:31

Ревелиоти больше, чем Айвазовский

    Я как чувствовал… Reveli с итальянского – это веселиться. Уж и не помню, сколько десятилетий, как я стал не переносить смехачей на эстраде. Как стал этот кошмар . . .

15.12.2020
13:41

Непритязательность и Первый Концерт Чайковского для фортепиано с оркестром

    Я остался без отца в войну, хоть он был белобилетчик из-за порока сердца. Он умер от тифа, не отказавшись от командировки в заразный район. И только тогда, как по мне, . . .

14.12.2020
15:59

Невежество как инструмент проверки художественного смысла

    Уважаемый читатель! Я являюсь самодеятельным искусствоведом. У меня нет официального искусствоведческого образования. Только самообразование, . . .

12.12.2020
20:15

И всё-таки она вертится!

    Мне случалось начинать писать статью о художнике, совершенно не представляя, что я могу толкового сказать о нём, о конкретной его работе. В худшем случае статья не . . .

08.12.2020
17:27

Муки толкователя живописи

    Я не обычный толкователь живописи, а обременённый с миру по нитке собранными теориями. Самое страшное – они друг с другом сопряжены. И каждую очередную картину . . .

06.12.2020
21:35

Во славу застоя, так называемого

    Через 40 лет после выхода фильма Боголюбова и Полока “Мелодия на два голоса” (1980), показанного на днях по ТВ, становится ясно, что он отвечал социальному заказу . . .

05.12.2020
23:49

В начале ХХ века были неоклассицисты! (В порядке самообразования)

    Так их назвали, по крайней мере. Яковлев. Портрет Р. Монтенегро. 1915. Фрагмент. Холст, темпера, графитный карандаш, гуашь. Графитные карандаши бывают разных цветов . . .

04.12.2020
20:27

Про забытого Бориса Григорьева

    Большевики в 1930-е годы написали об удравшем в эмиграцию Григорьеве: "Попробовав… изобразить “Расею”, он дал ее в искажении садистической, звериной гримасы”” . . .

03.12.2020
21:28

А диссиденты жили и тужили…

    Один сюжет и пять слов из полвека назад читанных газет мне вспомнились при взгляде на, пишут, самый лучший пейзаж в парижском издании Лапина “Сокровища русской . . .

02.12.2020
15:27

Жуть: пишу статью по заданию

    Язвительный человек мне предложил: “Померьте, пожалуйста, две духовности: “Стул ван Гога и Автопортрет Шилова”!” Я было отказался, дескать, наитие должно найти, . . .

01.12.2020
13:28

Возражения коллеге «Ника и музеи» из Яндекс-зена

    Её слова я буду писать курсивом, а свои прямым шрифтом. "…он [Сезанн] стремился к фундаментальности и исследованию формы”. Но является ли фундаментальностью и . . .

29.11.2020
19:07

Картина Крамского «Русалки», мистика и оболванивание россиян

    Крамской был из передвижников. А те прославились плачем о несчастном народе, освобождённом от крепостничества без земли. То есть это было прикладное искусство . . .

28.11.2020
14:31

Если б директором Третьяковской галереи был я…

    Вспомнилось, как я писал первую статью. Именно статью, потому что до того я годами понемногу писал книгу. Книгу я намеревался попробовать издать и потому . . .

27.11.2020
23:34

Против трёпа

    Наткнулся на такие слова: "Владимир Вейсберг [1924 – 1985] – художник традиции, его творчество связано строгими правилами классической живописи, его единственной . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100