TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


15.10.2020
10:56

Фильм "Ржев" Копылова - провокация

    Я стал смотреть этот фильм из-за огромного уважения к Ржевской битве, о которой узнал совсем недавно. Мой постоянный теперь оппонент, человек, хронически . . .

14.10.2020
10:41

Порассуждаем

    Рассуждать будем о поэме Маяковского “Про это” (1923). "В конце 1922 года Брик одновременно с Маяковским имела длительный и серьёзный роман с руководителем . . .

13.10.2020
10:11

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Пятое продолжение.

    В общем, моя затея провалилась: мне не удаётся все действия и замыслы Дягилева объяснять его стихийным художественным вкусом, который совпадает с моей . . .

12.10.2020
13:12

Ответ в общем-то единомышленнику Арсению Замостьянову, заместителю главного редактора журнала “Историк”

    Он: "Потеряю истинную веру, Стыдно мне за наш СССР. Значит, она всё-таки была — истинная вера, и поэт её связывал с некими советскими постулатами, проверенными . . .

11.10.2020
08:25

Убогий - у Бога

    Моё настроение в начале лета можно было бы назвать “велей злобой” на тот мир и тот век, в который я заброшен по милости благого провидения. Хлебников. На днях . . .

09.10.2020
17:38

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Четвёртое продолжение.

    Что меня тревожит – это что Дягилев обиделся, что его не взяли в мистическое религиозное общество Мережковского и Гиппиус. – А какого чёрта ему, ницшеанцу и около, . . .

08.10.2020
09:17

Символизм ли это?

    Я волком бы выгрыз и эклектизм!.. Ну как, скажите, можно сочетать символизм с модерном? "...интернациональный по характеру вариант модерна, который представляет . . .

07.10.2020
12:35

Зря забытый художник

    Я до сего дня не знал о существовании художника Ф. Боткина. Наткнулся на него, прочитав “фэ” знаменитого Стасова на выставку, организованную Дягилевым в 1898 году: . . .

05.10.2020
09:14

Передаваемая в дар коллекция включает... Андрея Кузькина...

    Мне, читатель, для разгона нужно начать с себя. Может, когда разгонюсь, я это сотру. Вчера я впервые прочёл, кто такие бэби-бумеры. Оказалось, это про меня, хоть я . . .

04.10.2020
20:56

Почему художник мечется и туда и сюда

    Может ли смерть быть привлекательной естественно? Надо, наверно, рассказать, как я дошёл до такого вопроса. Мне (см. тут) привелось рассматривать картину . . .

03.10.2020
08:21

Высоцкий, понятый наоборот

    Вообще-то статью надо бы назвать “Благими намерениями вымощена дорога в ад”. Высоцкий в гробу переворачивается, какую роль ему отводят в реставрации . . .

02.10.2020
15:00

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Третье продолжение.

    На странице 128 Схейен величает теорией слова Дягилева: "Во всём нашем отношении к искусству мы прежде всего требовали самостоятельности и свободы”. Это, . . .

01.10.2020
08:21

Великий Стасов рвёт и мечет

    Я б на выставке ни за что не остановился перед таким произведением. Якунчикова. Женская голова. 1897. Офорт. Несмотря на явный поиск художницы в области сочетаемости . . .

30.09.2020
08:14

Признаюсь сразу

    Признаюсь сразу: наткнувшись несколько раз на то, что известный критик Павел Басинский продемонстрировал, что он то ли не знает, то ли не освоил “Психологию . . .

28.09.2020
10:17

"Георгий Победоносец" Серова или Как высосать из пальца

    Мой товарищ, умнее которого я в жизни не встречал, много раз смеялся надо мной, дескать, я высасываю из пальца. Я много позже нашёл даже теоретическое обоснование . . .

27.09.2020
09:00

Как я пишу статью с гарантированной новизной

    Новизна литературоведческая (а это наука, чего многие не признают, но они зациклены на практицизме) мало кого интересует. А зря. Идёт информационная война, и . . .

26.09.2020
09:34

Почему Ванецов не православный художник

    Если сказать сразу и в двух словах – потому что он рисовал в стиле модерн, а тот выражал собою, если “в лоб”, то бегство от индустриализации. Он "По окончании . . .

25.09.2020
13:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Второе продолжение.

    Теперь я дочитал (стр. 126) до рассказа о статье Дягилева “Сложные вопросы” в первом номере журнала “Мир искусства”. И, как и прежде, я теперь отвлекусь на саму эту . . .

24.09.2020
08:53

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Первое продолжение.

    Вот ещё одно подтверждение того, что разделение в культуре России было не на славянофилов и западников, а – скажу по-своему – на радетелей прикладного искусства, . . .

22.09.2020
15:49

Как Врубель посмел применить гипс для скульптуры Демона?

    Гипс – это материал полуфабрикат.

    "Гипс - это первый переходный материал, в котором скульптор видит свое произведение после глины или пластилина. С каким бы мягким материалом ни работал скульптор, он всегда затем переводит скульптуру в гипс, дорабатывает ее и только после этого обычно переводит в какой-либо стойкий материал.

    Гипс является уникальным материалом и для изготовления форм. Гипсовые формы служат не только для отливки скульптуры из гипса, но и для повторения ее в глине, для терракоты, фаянса, фарфора.

    Кроме того, гипсовые формы применяются для изготовления скульптуры в бетоне, отливки восковых моделей для металлического литья, производящегося по выплавляемой модели, и для отливки скульптуры из пластических масс” (http://sculpture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000011/st011.shtml).

    Сразу признаюсь, к чему я веду. – К формуле Модильяни о красоте некрасивого.

    Всё дело в том, что в мире после перехода революционного центра с Западной Европы на восток и после превращения капитализма на Западе в терпимый для среднего класса строй начался этап всемирного распространения ницшеанства как колоссального разочарования во всё-всём на Этом свете, такого непереносимого разочарования, что бежать от него осталось только в принципиально недостижимое метафизическое иномирие (в пику в принципе достижимому Царству Божиему для прощённых душ на том свете). Причём, иномирие (философский ранг выражения этого настроения) пребывал, если можно так выразиться, не в сознании художников, а в подсознании. До поры до времени. Иногда навсегда. (Что обеспечивало художественность их произведениям. Более того, вероятность того, что их произведения будут художественные превышала вероятность этого же у их идейных антагонистов, тяготеющих к социальной антикапиталистической революции, по идее призванной Этот мир улучшить. – Почему? – Потому что идея борьбы за Справедливость была знаемой, а идея иномирия – нет.)

    Врубель со своим гипсом

    Врубель. Демон. Гипс раскрашенный. 1890 (1894).

    был где-то около начала процесса выражения этого иномирия. А Модильяни – подальше. Поэтому его изображения людей пострашнее (для благополучного сознания). А Врубель всего лишь выбрал некрасивый гипс как окончательный материал. У Врубеля ещё старого замеса психологизм большой силы.

    Но чуткий Стасов заметил отклонение от освободительной идейности (обычно она была страдательная) прежнего русского изобразительного искусства:

    "Он [Врубель] представил целых два образца (из гипса) той скульптуры, которая как раз соответствует нашему времени, да вместе с тем должна соответствовать и будущему времени [Стасов так ёрничает]. Первый образец — нечто вроде огромной маски, с искаженными чертами и растопыренными глазами и с целой копной волос вокруг головы. Увидав в первый раз эту маску на выставке, я было подумал, что это голова Людовика XIV в огромном его парике, со злым командирским лицом. Но оказалось, что это не Людовик XIV, а “Демон”. Все демоны, все демоны, отчего это они так по вкусу г. Врубелю (вспомним его ужасные иллюстрации Лермонтова); отчего они вечно так нужны для его творчества? Что за интерес, что за потребность странная такая?” (https://www.libfox.ru/472036-vladimir-stasov-vystavki-obzor-vystavki-russkih-i-finlyandskih-hudozhnikov-organizovannaya-s-dyagilevym.html).

    Чуткий Стасов! Он же не мог не видеть колоссального трагизма в глазах, в самой синеве лица этого врубелевского Демона. – Нет. Он в полемическом запале ослеп.

    Кстати, этот трагизм имеет отношение к ницшеанству?

    Нет.

    Любопытно рассмотреть мнение меня-молодого об этой же вещи.

    "…демон в одноименной скульптуре 1894 года, видно, уже попробовал что-то сделать для людей. Да, для людей, ибо он - царь познанья и свободы. И в ответ он получил черную неблагодарность. И вот он, демон, опустошен. Эта опустошенность и буквальная тоже: изваяна только поверхность лица и обрамляющих его волос, а пустая полость, в обычной круглой скульптуре скрытая поверхностями лица, затылка, темени - эта пустая полость, ощущаемая обычно зрителями как заполненная,- у Врубеля открыта: нет затылка, нет темени, нет ушей - и открылась впадина. Опустошен. И глаза, глядящие едва ли не в разные стороны (опять - в себя) - опять плоские. Только опять не от бездуховности, а от болезни духа, не нашедшего отклика” (http://art-otkrytie.narod.ru/muzei4.htm).

    Я тогда не знал ещё формулы символизма, совпадающей с поговоркой: не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься.

    Я натянул, - а Стасов натянул Людовика, - на этого Демона лермонтовское "попробовал что-то сделать для людей” (сделать счастливой Тамару: “Хочу я с небом примириться”). А, строго говоря, с какой стати? Почему не думать, что Демон в ужасе от того зла, какое он людям принёс. И теперь – вполне по-символистски – ему предстоит покаяться и т.д.

    И станет всё на место: Врубель – символист, как все считают. А Символист – это, по большому счёту, коллективист, с идеалом благого для всех сверхбудущего.

    И с какой тогда стати я его в статью о ницшеанстве притащил?

    А с той, что Врубель метался между этими мироотношениями (символизмом и ницшеанством), между Добром и Злом. Не как ницшеанцы – над Добром и Злом (то есть аморальны, раз не за Добро). Это подкреплялось и физически, так сказать (он заразился сифилисом и не был развратным). – Вот и получилось, что в этой скульптуре трагизм – от символизма, а гипс, красота некрасивого – от ницшеанства.

    4 сентября 2020 г.

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100