TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


13.03.2020
18:40

Целесообразность одного теоретического допущения в науке об искусстве

    Новые теоретические допущения целесообразны, если они отражают действительность. Рассмотрим подсознательный идеал автора. Был ли он зафиксирован наукой об искусстве? – Был, но неявно или полускрыто. В процессе перехода от религиозного мировоззрения к научному понятия «Божьего глагола», «Божьего откровения» в применении к вдохновению при создании художественного произведения перешли к идее целого. Однако идея целого – широкое понятие, обслуживающее и не художественные произведения. Поэтому зачастую автор, во введении не исключая внимания на свойствах «текста вообще», на самом деле выбирает из них «такой минимум, который будет эффективно «работать» при анализе художественного текста» (Лукин В. А. Художественный текст. Основы лингвистической теории и элементы анализа. М., 1999. С. 3). При этом рассуждение Лукина касается таких полярностей: «замысла», связанного с «автором», и «скрытого содержания», которое «осмысливает читатель» (Там же. С. 6). В главе «Цельность текста» Лукин закрепляет свою направленность на художественное произведение ссылкой: «…в художественном тексте каждое «следующее событие в меньшей степени связано с предыдущим, а в большей степени – со всем замыслом произведения» [Белянин 1988, с. 46]» (Там же. С. 42). У Гуковского цельность к художественности ближе: она видна в идее «каждого элемента произведения» (Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М., 1966. С. 113). Можно ждать, что такой феномен он назовёт результатом вдохновения. Но этого не происходит. То же можно видеть и в других работах. Очевидно, что для создания обычного текста, не относящегося к искусству, вдохновения теперь не требуется. То есть что-то, специфическое для искусства, опущено в подходах Лукина, Белянина, Гуковского. Точнее – мелькает стихийно на периферии внимания авторов. В виде «скрытого содержания» у Лукина. В виде слова «бессознательно» в таком рассуждении Гуковского о двух сторонах восприятия (наивно-реалистического и идейного): «…школа… должна развить естественную и бессознательно действующую апперцепцию учащихся в обоих указанных направлениях» (Там же. С. 43). Специфика искусства уловлена у Атанаса Натева при вникании в различие явлений, воздействующих на человека (в отличие от жизни, действующей непосредственно и принуждающе), - вникая в различие явлений, воздействующих непосредственно и непринуждённо: искусства, личного примера и игры. Личный пример от искусства отличается непреднамеренностью. Игра сводится к моментальности переживания. И только искусство воздействует на сокровенное мироотношение (Натев А. Искусство и общество. М., 1966. С. 196 – 199). То есть искусство похоже на испытание. Больше ничто не способно исполнять эту функцию, кроме искусства. И функция эта относится к сокровенному (мало осознаваемому на фоне обычности). Наиболее близко к явлению «подсознательный идеал художника» подошёл Выготский. Он не только дал определение художественности: «противоположность чувства… есть основа катартического действия эстетической реакции» (Выготский Л. С. Психология искусства. URL: http://narratology.at.ua/_ld/0/23_Vygotskiy-Psikh.pdf), - но и намекнул, что этот катарсис относится «к подсознательным… силам» (Там же). А словесное озарение о содержании катарсиса есть результат «последействия» (Там же) искусства, и относится к "последствиям, но никак не к самой эстетической реакции на художественное произведение» (Там же). Верный психологической (естественнонаучной) направленности свой работы, Выготский не посмел словесно рассказать содержание катарсиса от тех произведений, психологическое действие которых он проанализировал, - не посмел вторгнуться в область гуманитарную. Он позволил себе коснуться гуманитарного, только интерпретируя противочувствия (его термин), осознаваемые, явные и неоспоримые результаты действия на человека противоположных «текстовых» элементов. Например, говоря о таком «текстовом» элементе, как о «стройном расчленении переплетенных арками, точно паутиной, высоких сводов» Кёльнского собора, он интерпретирует это таким переживанием, как «легкость, воздушность и прозрачность» и «мягкое, теплое чувство». Что вряд ли кем может быть оспорено. А говоря о другой стороне того же, «тяжелого и косного камня» (собственно, говоря о противоположном «текстовом» элементе), он интерпретирует его переживанием «тянущий к земле». Оно тоже бесспорно. В порядке исключения он дал и результат столкновения таких противочувствий – содержание подсознательного катарсиса, осознанного в акте упомянутого последействия искусства: «порыв и полёт ввысь» (Там же). Какой-нибудь язычник, не имеющий своих богов в небе (и совершенно ничего не знающий, кроме своего острова в океане), может не согласиться с таким толкованием итогового переживания от Кёльнского собора как строения, относящегося к религии, будучи в него вдруг перемещённым. Потому Выготский, психолог, а не искусствовед, и дал это толкование в порядке исключения. Зато он дал искусствоведению повод и материал для выведения нового определения художественности: наличие «текстовых» следов, происходящих непосредственно из подсознательного идеала. Подсознательным идеалом можно переназвать вдохновение художника. Люди, поминавшие в связи со вдохновением художника монотеистического Бога или языческих богов, а также Лукин, Гуковский, Натев, Выготский и многие (думается, если поискать) другие свидетельствуют о подсознательном идеале стихийно, а можно к нему относиться осознанно. Искать его. У него есть одна материально существующая черта: всемогущесть, превосходящая мощь человеческого сознания (выражается в экстраординарности его «текстового» следа). На этом эмпирическая часть исследования, т.е. «наглядная демонстрация» (Гусев С. С. Типы аргументации в науке. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-argumentatsii-v-nauke/viewer) заканчивается. И переходим к теоретическим исследованием, базируясь на «определённых рациональных допущениях, связанных между собой логическими правилами», и формируя «особый мир «идеальных сущностей», не связанных напрямую с привычным жизненным опытом человека», где «формула «допустим что…» задаёт границы, в которых, в которых предлагаемые аргументы будут рассматриваться в качестве убеждающих» (Там же). Допустим, что теория Поршнева о происхождении человека верна (Поршнев. О начале человеческой истории. URL: https://e-libra.ru/read/420827-o-nachale-chelovecheskoy-istorii.html). Тогда самим происхождением искусства подтверждается экстраординарность «текстового» следа, происходящего непосредственно из подсознательного идеала художника. – Почему? – По указанной теории и человек, и искусство произошли одновременно. А человек произошёл в результате дивергенции первобытного стада внушателей и мутантов-внушаемых. Последние были способны выживать при стрессах (например, от внушения отдать ребёнка на съедение стаду) путём третьего действия (не сопротивления и не подчинения, для чего у мутантов был свободный объём мозга в лобной части) – действия, казавшегося внушателям поначалу нейтральным (дырявление внушаемыми дырочек в раковинах), а в результате (при нанизывании всех продырявленных раковин на жилку) получившееся ожерелье вводило в ступор внушателей. Ребёнка можно было спасти. При этом приобреталось контрвнушение (вторая сигнальная система). И удирали контрвнушатели от внушатенлей уже людьми. С искусством. Экстраординарным. Равным по эмоциональному потенциалу самому стрессу от противоположностей (невозможности противиться интересам стада и невозможности отдать на смерть ребёнка). В результате синкретизма проявлений новообразовавшихся людей осознаваемое (что значит ожерелье – становление людей как таковых) сливалось с подсознательным. Повторное создание ожерелий было и иллюстрацией знаемого (тем, что сейчас уже не считается художественным), и откровением (соотносимым сейчас с художественностью). Лишь от многократного повторения экстраординарное стиралось, как теперь в устном народном творчестве постоянные эпитеты. То есть масштаб экстраординарности может быть маркером того, является ли она следом непосредственности происхождения от подсознательного идеала. Представляется логичным, что экстраординарность прямо связана с накалом эмоций. А эмоции можно подразделить на эмоции о знаемом (по опыту или предчувствуя, по интуиции) и чуемом. (Объективно верно или не верно – другой вопрос. Он не имеет значения для искусства.) С другой стороны известно, что все проявления имеют подсознательную основу. Чем отличается подсознательный идеал художника от остального подсознательного? – Тем, что он относится к мироотношению (назовём так {такое слово стихийно избрал для определения искусства упомянутый Натев}). Осознаваемый идеал отнесём к мировоззрению. Оба очевидно эмоциональноёмки. Только осознаваемый – явно, а подсознательный – потенциально. И есть эмоции низшего, условимся, порядка относительно идеала. Все при достаточном накале могут заставить художника создать экстраординарное, то есть искусство. Если оно – о знаемом (по опыту или интуиции) любого порядка высоты относительно идеала – назовём его прикладным. Например, любовные песни, патриотические стихи, музыка счастья, индивидуального или массового (скажем, победы в войне), колыбельные… Восприемник может открыть для себя в таком произведении (а автор – при сочинении) и те нюансы переживания, которых он до тех пор не знал, а только предчувствовал (например, отличие счастья личного от общего). Теперь только в последнем случае от продуктов чуяния отделим следы подсознательного идеала. Содержащее его произведение назовём относящимся к неприкладному искусству. Там авторскому сознанию не дано, что его вдохновляет. А сознанию восприемника содержательно не дано то, что он воспринял. Такое состояние описал Лев Толстой в «Крейцеровой сонате». Такими бывают у восприемника беспричинные слёзы, дрожь и т.п. У творцов не данность сознанию частично объясняет творческие муки (они возможны и во всех остальных случаях из-за трудности достижения точности выражения, чтоб получилось так, что «из песни слова не выкинешь»). Выделение неприкладного искусства по признаку наличия следов подсознательного идеала обеспечивает чрезвычайную утончённость (не силу) его переживания. Следы (вернёмся) есть сила экстраординарности. А эта экстраординарность может быть как образ и как катарсис. Впрямую подсознательный идеал автора не дают восприемнику оба. Но дают его первый – иносказанием (как бы второсказанием), а второй, получается, третьесказанием, сложнее. Причём во втором случае даже сама «текстовая» противоречивость не даётся сознанию восприемника. Пример – против примера Выготского. Он заметил: «Тот же Водовозов упоминает, что в этой басне [«Стрекоза и Муравей»] детям казалась очень черствой и непривлекательной мораль Муравья и все их сочувствие было на стороне Стрекозы, которая хоть лето, да прожила грациозно и весело, а не Муравья, который казался детям отталкивающим и прозаическим» (Выготский. Указ. соч). Я, пай-мальчик в детстве, не заметил отвратительности Муравья, как и затурканные заботами ответственные взрослые. Разнообразные трудности постижения второго варианта экстраординарности увеличивают соревновательность в области искусства, возводя произведение неприкладного искусства на высоту надо всеми. В этом состоит целесообразность введения такого теоретического допущения, как подсознательный идеал. Выводы. Идеи статьи могут быть полезны в информационной войне и в практике выбора при премировании художественных произведений. 2 декабря 2019 г.

11.03.2020
12:33

Геометрические страсти, в частности, бесстрастие

    В школе я проявлял две в чём-то противоположные способности: к рисованию и к предметам по точным наукам. Поэтому наиболее успевал по геометрии. И как было дивно, . . .

10.03.2020
19:50

Кошки скребут

    Кошки скребут на сердце. Отчего? Оттого, что я переменился, что ли? Но я по большому счёту не переменился. Большой счёт – это отношение к будущему человечества, к . . .

09.03.2020
20:22

Сверхизысканность?

    Я удручён. Своим бессилием. В способности доказать. Например, что вот это – ерунда. Егоршина. Автопортрет. Полосатая шуба. 1974. Или наоборот, что это не ерунда. Меня . . .

02.03.2020
13:55

Идея!

    Мне пришла мысль, и я её думаю. Мысль состоит в объяснении того, почему Западная Европа вечно гонима вихрем новаторства. И её то и дело заносит. То они жгут ведьм на . . .

01.03.2020
23:08

Русский и белорусский идеалы

    Наткнувшись на Соломина, я не могу его забыть. И меня тянет им упиваться ещё и ещё. Ликующий традиционализм-скромность. Есть тут где-нибудь неожиданность . . .

26.02.2020
11:42

Оболганный Ницше

    Надо же!.. Суметь назвать антихристианского Ницше рядящимся "в тогу Антихриста, чтобы через отталкивание (“от противного”, сказали бы математики) прийти к . . .

25.02.2020
13:06

Смысл - сохраниться при изменении и сохранить изменившееся

    В первый миг до Большого Взрыва, после которого всё произошло, началось то, что длилось всё последующее время – сохранение бывшего в ставшем, и потом уже это . . .

24.02.2020
13:51

Как родилось Северное Возрождение

    Макс Дворжак является для меня человеком с чуть не абсолютным художественным вкусом. И несколько предложений его очень плодотворны, надеюсь. Потому беру их, . . .

23.02.2020
14:25

Сомов и иномирие

    Я уязвлён. Во мне развилось самомнение, что я всё могу понять у больших именитых художников. А вот прочёл такое: "…полная томной него и “декаденткой” пряности . . .

20.02.2020
12:28

Предвзято ли это...

    Передо мной только что открылось ницшеанство в прозе Бунина первой половины 1910-х годов (см. тут). И давно открыто его ницшеанство в прозе в эмиграции. Ясно, что он . . .

18.02.2020
14:19

Против Толстого

    Надо, надо выступить против Толстого, выступившего против Шекспира. Толстого могло заносить. Я знаю, что его занесло в теоретизировании, что такое искусство. В . . .

12.02.2020
11:00

Флаг Великанова над Рейхстагом

    Чтоб понять этот текст полностью, возможно, иные места придётся перечитывать. Идёт ин-фор-мацьон-ная, священная война. "Ведущий “Час Speak" на канале RTVi: . . .

11.02.2020
13:17

Судить, не читая

    Мыслимо ли судить о произведении, не читая? – Я попробую: из общих соображений. Первым исходным является соображение, что Марло – предшественник Шекспира: "Для . . .

06.02.2020
18:54

Патриотизм слишком мал для национальной идеи России

    Надо, наверно, признаться в самом начале, что я исхожу из подработанной теории Шмита о синусоподобной повторяемости в веках больших стилей. Подработка состоит, в . . .

01.02.2020
11:12

Исключительное в Белоруссии

    Когда-то меня удивил Владимов – массой специальных, морских слов в “Трёх минутах молчания”. Помнится, я даже умудрился такое словоприменение объяснить. – . . .

28.01.2020
10:59

Возмутительно

    Дурят нас иные спецы, ей богу. – Вот смотрите: "Главный акцент делался на самостоятельной выразительной ценности цвета, его колористическом богатстве и . . .

27.01.2020
10:58

Срыв голоса

    Вот если я не дам названия картинкам, вы, читатель, не согласитесь ли, что они о чём-то одном и том же, в общем? Раскрытые рты, например, одинаковы. Кричащие . . .

25.01.2020
13:23

Бессилие?

    В кои веки я получил письмо-отклик на свою статью. Статья о песне Высоцкого “Я ЯК-истребитель” (1968) Высоцкого (слушать тут). Человек понимал песню как раздрай между . . .

22.01.2020
14:08

Чекрыгин

    …глядят, как в афишу коза. Маяковский. Что большие стили в чём-то повторяются в веках, было для меня когда-то большим откровением (есть такая теория, Шмита) . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100