Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
11.04.2016 |
|
||||||||||||
08.04.2016 |
|
||||||||||||
31.03.2016 |
Гомеопатия для Захаровой, анти-Псаки МИД РФ
|
||||||||||||
30.03.2016 |
Джорджио Кирико и Карло Карра.
|
||||||||||||
29.03.2016 |
|
||||||||||||
24.03.2016 |
|
||||||||||||
21.03.2016 |
|
||||||||||||
14.03.2016 |
Прикладное искусство Соколкина.
|
||||||||||||
08.03.2016 |
|
||||||||||||
06.03.2016 |
|
||||||||||||
01.03.2016 |
|
||||||||||||
26.02.2016 |
|
||||||||||||
23.02.2016 |
Почему анархия - мать порядка.
|
||||||||||||
21.02.2016 |
|
||||||||||||
20.02.2016 |
Почему я побаиваюсь современных безвестных поэтов. Начну издалека, с рассказа, как меня озадачил один кандидат филологических наук вскоре после того, как я с ним познакомился. Я ему всунул читать одну мою изданную на бумаге книгу, литературоведческую. Потом ждал, что он выскажет о ней мнение. Потом, не дождавшись, спросил о мнении. А он от ответа ушёл. Он-де не понимает, что такое художественный смысл. Отпад. И это не розыгрыш был, не шутка такая. Существует (это ощущается по статьям) манера среди литературоведов про художественный смысл говорить намёком. И даже не применять словосочетание “художественный смысл”. Вот, например: "Отдавший в молодости щедрую дань традиционным элегическим темам, Пушкин создает теперь своеобразный жанр антиэлегии, когда обращение к пережитым впечатлениям является не поводом для унылых медитаций о быстротечности жизни, но тем родником, который питает надежду на счастье. В воспоминаниях этих звучит не эхо юношеских дерзаний, а особая благодарность жизни, слитая с грустью утрат, — неповторимая мужественная “светлая печаль” Пушкина” (Фомичёв). И через несколько строчек – стиховой пример: “Я вас любил…” (1929). (Это год, когда Пушкин посватался к Наталье Гончаровой, отказа не получил, но и согласия – тоже.) Я только что не вою от восторга перед Фомичёвым. И лишь чуть досадно, что он дал синтез без никакого предварительного анализа элементов стихотворения. Но досада тут же улетучивается от осознания, что всё укладывается в кривую изменения идеалов Пушкина, которая в данный год подошла к самому низу (если пушкинские идеалы располагать по синусоиде слева направо, где низ – индивидуализм), и принято в пушкинистике называть новый – идеалом Дома и Семьи. С большой буквы. Из пиетета, наверно, в Пушкину, тогда как это есть обычно самый презираемый из идеалов, называемый мещанским. (Как некоторые могут обо всём сказать красиво…) Так это – Пушкин. Жизнь которого известна едва ли не по минутам. И соотнесена с соответствующими произведениями. Это – пушкинистика, дошедшая в науке до степени фундаментальности. А как быть с безвестным сегодняшним автором, про которого ничего не известно, кроме тех слов, что он, вот, написал? Да даже и с каким-нибудь пушкинским стихотворением как? Вот недавно я разобрал пушкинский “Зимний вечер” (1825). Свёл его художественный смысл к реализму, конкретнее, к утверждению, что как жизнь ни плоха, она плоха не абсолютно, и что-то в ней можно найти и хорошего. Реализм-де. Гора родила мышь. И родила его, не опираясь, например, на рифмы. Я потому написал о рифмах, что наткнулся на автора монографии о рифмах, который меня чуть не счастливым сделал, когда я наткнулся у него на слова с применением словосочетания “художественный смысл”: "Необходимо, следовательно, попытаться понять, какова была функция, художественный смысл работы Державина с рифмой, по структуре своей противопоставленной канону” (Минералов. Современная русская рифма). Надо ж: 1) знать канон рифмы до “Зимнего вечера”, 2) в чём отклонение от канона в “Зимнем вечере” и 3) тогда только соотнести это изменение с открытием Пушкиным реализма (происшедшим за год до “Зимнего вечера”). – Вот это был бы блеск. Так канон для времени предшественников Державина (с его неканонической неточной рифмой) определили подсчётами (точной рифмы) "классицистов. А.П. Сумароков и его школа (М.М. Херасков, А.А. Ржевский, В.И. Майков и др.)” (Там же). А где я возьму такой подсчёт (и не знаю ж, чего именно) для безвестного сегодняшнего автора? Сам я чтения стихов обычно избегаю. Чутья, что новое, что старьё, у меня нет. Прочесть об истории той же, например, рифмы негде. Тем более об истории, доведённой до сегодняшнего дня. И Минералов это подтверждает. И что: откликаться на просьбу высказать мнение о стихотворении? – Это ж ужасно! С помощью же Минералова я могу даже рифмы “Зимнего вечера” объяснить. Приходя к реализму (в борьбе с романтизмом, занёсшимся зря, как оказалось) Пушкину нужно было искоренить неточные рифмы бунтаря-предромантика Державина.
Юный Пушкин, тоже буян, и боготворивший Державина, первого тогда поэта России, подражал ему как норме: златыЕ : РоссиЯ, отчизнЫ : жизнИ, стоглавОй : величавЫй, ноЧи : роЩи, вдохновеннЫй : воспламененнОй (Воспоминания в Царском Селе - 1814), Каломоны : воЛны, могуЩих : дремуЧих, стрежеТ : побеД, дальнЫй : печальнОй, Кроны : сонНы, брег : повеРг, дымитЬся : становится, волны : КолЬны, воздохнуТь : груДь, новЫм : покровОм, дрожащЕй : блестящИй (Кольна - 1814). За подражание, в частности, Пушкин получил от Державина благословение. А в “Зимнем вечере” только одна неточная рифма: лачуЖка : старуШка. Ну и что? Разве не опять гора родила мышь? Или всё-таки набор такого рода мышей (примеры огромной смысловой значимости, пусть и такой же, как в соседних по времени создания произведениях, - примеры значимости лексики, вида рифм, ритмики, принципов поэтической "связи мыслей", метафорики, синтаксиса и мн. др., слышанного и неслыханного) как раз и составляет неповторимость конкретного произведения. И нечего мне себя грызть за мелочность объяснения какой-то крошки у Пушкина. Из бесконечного числа таких мелочей и складывается понимание гениальности Пушкина. Или понимание талантливости какого-то безвестного современного поэта. Но где взять такую массу подсобного материала для этого безвестного, какая есть при подходе к Пушкину? И я пасую перед стихами современника. 20 февраля 2016 г.
|
||||||||||||
16.02.2016 |
Коэффициент полезного действия - ноль.
|
||||||||||||
10.02.2016 |
То, что не захотели публиковать в другом журнале.
|
||||||||||||
09.02.2016 |
|
||||||||||||
05.02.2016 |
|
||||||||||||
30.01.2016 |
Жаль, что не принят термин околоискусство.
|
<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"