TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.04.2016
20:33

Раб автора.

    Это я – раб автора. Войтинского. Когда смотрел его фильм “Призрак” (2015). И даже после. Ну полная невероятица там нагромождена. Абсурд, можно сказать. Или я плохие . . .

08.04.2016
12:58

Хм.

    Вы прочли название и хмыкнули, наверно… Я вам объясню. Это я в качестве затравки к повествованию. И лучшая затравка для меня – поговорить о себе. И моё “Хм” в . . .

31.03.2016
11:37

Гомеопатия для Захаровой, анти-Псаки МИД РФ

    или Искусство – что недопонятно С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. Матусовский. На . . .

30.03.2016
11:45

Джорджио Кирико и Карло Карра.

    Начну с себя, как это часто я делаю. Отсутствие признания заставляет меня радоваться любым текстам, в которых я нахожу подтверждения тому, до чего я дошёл своим . . .

29.03.2016
10:59

Сколько-то ненужных слов?

    Оттолкнуться хочется от таких слов доктора филологических наук Владимира Новикова: "…многосерийной эпопее "Освобождение", которую народ окрестит . . .

24.03.2016
21:19

На волнах истории.

    Разрешите, читатель (я часто так делаю), начать с себя. Мне грустно. Я слишком отличаюсь от других людей. Например, вся область искусства мне представляется . . .

21.03.2016
12:17

Ницшеанец Владимир Абрамов.

    B> Обожаю загонять себя в тупик. А загнать – запросто, потому что у меня выработалась масса догм, скажем так. А догма – это ж нечто негибкое. Время же – идёт. И . . .

14.03.2016
11:26

Прикладное искусство Соколкина.

    На днях я позволил себе отказать в принадлежности к искусству (околоискусство я им выделил) целой группе художников с выставки “Трудности перевода” 2013 года в . . .

08.03.2016
09:08

В пику Г. Королёву.

    Мою давешнюю фразу (см. тут) с противительным союзом: “А Зайцев, тяготеющий к российскому менталитету, к традиционализму, не к прогрессу и материальному, увидел у . . .

06.03.2016
17:15

В пику Лисинкеру.

    Уж давно это было (см. тут), что я открыл ницшеанство у Чехова, самым художественным образом, т.е. нецитируемо и без образов, выразившееся в рассказе “Студент”. И . . .

01.03.2016
16:44

Интересно.

    Интересно, чем это меня зацепил фильм Зайцева “14+” (2015)? Я аж пожалел, что прожил свою раннюю юность так, как прожил, и хорошо б её пережить, если б было можно… . . .

26.02.2016
11:50

Почему из слона сделали муху.

    Убейте, если я могу словами передать, что хотела "сказать" Мухина. Мухина. Ветер. 1926-1927. Но если всё-таки попробовать, то вот: она, купеческая дочь, поверила-таки . . .

23.02.2016
12:47

Почему анархия - мать порядка.

    Посвящается дню защитника отечества. Именно его личная инициатива рождала в Великую Отечественную войну массовый героизм, без которого не было б победы. И как . . .

21.02.2016
16:02

Ай да я... Айги...

    Есть шанс что-то понять в удивительнейшем поэте Айги. Согласившись, что он, как пишут, – авангардист. Что я мыслю под словом “понять”? – Введение в систему моих . . .

20.02.2016
11:45

Почему я побаиваюсь современных безвестных поэтов.

    Начну издалека, с рассказа, как меня озадачил один кандидат филологических наук вскоре после того, как я с ним познакомился. Я ему всунул читать одну мою изданную . . .

16.02.2016
11:24

Коэффициент полезного действия - ноль.

    Или почти ноль. У искусства. Нет, что-то остаётся… Например, забыл, с какого класса начальной школы я помню Никитина (и фамилию!): Под большим шатром Голубых небес . . .

10.02.2016
12:38

То, что не захотели публиковать в другом журнале.

    Предуведомление. Написано после написания статьи. В неё вкралась ошибка. Но я её не хочу исправлять. Есть же мнение о вообще принципиальной многозначности . . .

09.02.2016
18:12

К годовшине смерти Пушкина.

    Однажды, на заседании научной Пушкинской комиссии при Одесском Доме учёных я прочёл доклад (синтез из фонетического анализа) о двух строках 16-ти строчного . . .

05.02.2016
11:19

Нравится, и всё.

    Грешен: нравятся мне такие картины.

    Раффалт. Возвращение на родину. Вечерний свет. 1845. Дерево, масло.

    Грешен, потому что великий Александр Бенуа ругательно называл это дюссельдорфщиной.

    Я конечно могу рассуждать про – сколько? посчитать надо – 8 планов (действительно, парадоксально много)… За парадоксальность и свой опыт обращения к счёту планов и обнаружения их парадоксального количества (только опыту и открывающийся), я могу, конечно, объявлять, что это множество скрыто от сознания не только простого зрителя, но и самого художника, в трансе наращивавшего число планов… И потому-де мне нравится: подсознание моё, спознавшееся с подсознанием художника, виновато… Но вздрогнул я (фигурально выражаясь) от верности тона облаков. И то – вряд ли верно. А верно… В небесах торжественно и чудно… Огромное небо, прибежище мечтаний романтиков, которым на земле худо… Про “худо” говорят (это я потом заметил) и меланхолические ноты в названии: “Возвращение” и “Вечерний”.

    (Анекдот. Я сначала не разобрал и принял за подпись к этой картине – другую, где дата была 1971 год. И мне стало муторно: к такому году романтизм в Германии был уже давно пройденным этапом. А я ж не хочу никаких скандалов… Слава богу, всё образовалось.)

    Ялмар Мунстръелм. Лесная лужа в лунном свете. 1883.

    Куинджи какой-то…

    Что худо на этой земле – стало как-то стыдно печалиться. Зло – норма. (Это отражается в резкости письма.) И хочется вообще в иномирие. – Так меня ведёт выработанный шаблон мысли.

    Интересно: это можно как-то проверить в данном случае?..

    Хм. Мунстръелм кончил Дюссельдорфскую академию художеств…

    И вообще, есть и другая репродукция.

    И никакого, как у Куинджи, поворота к декоративности (искажению действительности), что могло б намекать на тягу к иномирию.

    И я не знаю, оцепенел ли б я, проходя мимо этой картины в музее. И верность тона облаков, не знаю, подействовала ли б на меня.

    Что это – реализм? Мудрый. Не надо, мол, впадать в крайности (есть и тёплые оттенки в этом холоде ночи).

    Трудно мне. Грызу себя поедом. Мне мало ощутить, нравится мне вещь или не нравится, и быть спокойным в любом случае. Мне надо выкопать из самого себя, почему мне нравится. И мне хочется в последнее время, чтоб выкопанное было универсальным, а именно, чтоб можно было доказать, что то, за что понравилось, оказывается, связано с подсознанием и художника, и моим. – Ну? Представляете задачку?

    Прекрасное, присутствующее в природе в “Возвращении на родину”, есть образ прекрасного в собственной душе измученного судьбой Раффалта. Так говорит теория романтизма. То есть надо искать в картине проявления конкретного и субъективного. Так конкретное-то тут есть – силуэты гор Каленберг и Леопольд. "К северу от Вены, на самой окраине города, возвышаются две практически одинаковые горы” (http://travels.co.ua/rus/austia/vena/kalenberg.html).

    Но кто это может знать, кроме побывавших в Вене?

    Или всё же чувствуется, что пейзаж – не условный?.. Жалкое деревце (второе справа) среднего плана свидетельствует об этом. И в глаза это не бросается. То есть – воспринимается подсознанием. Да можно и про художника думать, что не нарочно он нарисовал такую чахлость, явно желая нарисовать красоту.

    За субъективность сойдёт акцент на воздушной перспективе. Влажный воздух чуть ли не осязаешь, глядя. Отлично индивидуализм (а он как цель годится для выражения субъективностью) описал Лев Толстой:

    "Я люблю природу, когда она со всех сторон окружает меня и потом развивается бесконечно вдаль, но когда я нахожусь в ней. Я люблю, когда со всех сторон окружает меня жаркий воздух, и этот же воздух, клубясь, уходит в бесконечную даль, когда те самые сочные листья травы, которые я раздавил, сидя на них, делают зелень бесконечных лугов, когда те самые листья, которые, шевелясь от ветра, двигают тень по моему лицу, составляют синеву далекого леса, когда тот самый воздух, которым вы дышите, делает глубокую голубизну бесконечного неба, когда вы не одни ликуете и радуетесь природой, когда около вас жужжат и вьются мириады насекомых, сцепившись ползают коровки, везде кругом заливаются птицы”.

    Только у Толстого воздух жаркий, а у Раффалта – влажный.

    Раффалт. Перед грозой. 1847.

    Меня могут подловить знатоки, что тут-то точно не романтизм, и стиль бидермайер.

    "Принято считать, что бидермайер культивирует состояние самоуспокоенности, “священного личного мирка”, т.е. приспособляемость немецкой буржуазии к политике… Бидермайер, вероятно, был рождён на волне желания бюргерского общества отмежеваться от общественных проблем и глобальных катаклизмов, ограничиться комфортным и спокойным существованием в своём “уютном мире”… за бидермайером также закрепилось название “ранний реализм”… абсолютно конкретное, без классицистской идеализации воспроизведение действительности” (http://www.wm-painting.ru/BidermaerDesignStyle).

    И Раффалта таки и называют художником бидермайера.

    Это отсутствие идеализации очень хорошо видно на архитектуре лачуги, на курах, на том, чем занимается женщина.

    Но в “Возвращении на родину” такого акцента нет.

    Здесь

    Раффалт. Пейзаж в Караванке.

    Тоже.

    Раффалт. Бурный ландшафт.

    Эта картина особенно хорошо противоречит бидермайеру с его:

    "На смену чтимой романтиками "творящей жизни" пришёл бюргерский послевоенный настрой на отдых и умиротворение в повседневности” (Там же).

    Хоть на земле именно умиротворение, но в небе – совсем наоборот.

    Раффалт. Возвращение домой в вечернем свете.

    Тут – тоже. Явно мировая скорбь ещё не изжита.

    Промежуточный художник – Раффалт. Хоть (по последней репродукции) иногда кажется, что он ещё немного – и сделает шаг к Куинджи, из романтизма ушедшего через световые эффекты в иномирие ницшеанства, совсем-совсем уж не приемлющего Этот мир.

    Но стремление в иномирие может осуществиться и не метафизически, а в земную Вечность – в образ народного менталитета, не меняющегося веками и тысячелетиями, что так же вызывает мурашки на спине, как и метафизика.

    Вот именно туда и повернул Ялмар Мунстръелм.

    Ялмар Мунстръелм. Поздняя луна зимой.

    Он финн. И гордится… скудостью родной природы. В том он видит исключительность и народа и окружающей его природы. А исключительность – это уже из рода ницшеанства. И крайность.

    А что я невпадание в крайности увидел в “Лесной луже…”… Так то было заблуждение, необходимое, чтоб отстраниться от уходящего в абстрактную метафизику Куинджи.

    Куинджи нескромен. А Мунстръелм скромен. Я б, уверен, и не остановился б возле его картин, висящих в ряду с другими. Но не является ли и это фактом, который можно объяснить тоже подсознательным: я не финн, мне их менталитет чужд, вот я и не клюнул на обращение к чужому менталитету. А финн, наверно б насторожился, почуяв родное.

    Есть люди, которых бесит моё обращение к подсознательному. Им нравится, и всё. Без рассуждений. Вкус – их икона.

    А мне этого мало.

    4 февраля 2015 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
333645  2016-02-05 13:50:47
sweetheart
-

333646  2016-02-05 14:45:46
Л.Лисинкер artbuhta.ru
- Ну, что от него ждать ? - Он только ахает и ахает. И ни-и-икакого АНАЛИЗА.

Позвольте Вам напомнить про ваше презрение к тем, кто "ахает", когда встречается неожиданное в тексте или картине. И ХОЧЕТСЯ поделиться с Читателем - Зрителем. А глядь - Вы послушно повторяете наше малокультурное "аханье". Ну вот Ваша реплика-отметина :

" ... Но вздрогнул я (фигурально выражаясь) от верности тона облаков ... "

Это по поводу картин Раффалта - "Возвращение на родину", "Пейзаж в Караванке". Спасибо за хорошую подборку картин. Особенно, - эти две.

Чудесный и органичный переход от СОЛНЕЧНОСТИ к угрюмой, мрачной ОБЛАЧНОСТИ.

Вот видите, Вы прекрасно миновали эту самую пресловутую бессознанку (или в вашей транскрипции - бессознательное). Удачи.

333647  2016-02-05 15:09:43
Воложин
- Вот чудак.

Это ж я позволил себе слабость.

333648  2016-02-05 15:17:00
Воложин
- Вдогонку.

Только что, разыскивая, поставлена или нет недавняя статья в одном журнале, я наткнулся на одну свою старую статью, перечитал, и аж мороз по спине продирал. Там о Левитане. О котором совсем много лет назад я не мог двух слов связно сказать. Вот эт-то статья так статья! – Один такой отзыв написал: «Я заворожён этой работой Соломона Воложина, его особой, своеобразной, но, при этом, очень органичной прозой - такой "левитановской" по самой своей природе. Мои поздравления и автору, и альманаху!».

333649  2016-02-05 16:35:07
Л.Лисинкер artbuhta.ru
- Ну, это просто - прелесть, как - Вам подходит. Органика :

" ... Вот эт-то статья так статья! – Один такой отзыв написал: «Я заворожён этой работой Соломона Воложина,

его особой, своеобразной, но, при этом, очень органичной прозой - такой "левитановской" по самой своей природе. Мои поздравления и автору, и альманаху!». ... "

---- ---- ----

Напомню, - Читателю. Это уважаемый автор - о себе, любИмом. Как там, в фольклоре по этому поводу ?

- САМ себя НЕ ПОХВАЛИШЬ, - целый день, КАК ОПЛЁВАННЫЙ ! Да, уж. Что выросло, ТО выросло.

333650  2016-02-05 17:15:32
Л.Лисинкер artbuhta.ru
- Спасибо за ссылку на Вашу статью о Левитане (художник, пейзажист) в журнале "Семь искусств", №12, 2010. Разумеется, выделил те фрагменты, где про Сибирь, А.Чехова :

" ... «Сталкиваясь с пространственной бесконечностью тайги, отсутствием цивилизации и невозможностью ее – "Холодно!” – Чехов находит то, за чем отправлялся в путешествие [на Сахалин] – время стоит».

«Холодно! Ни жилья, ни встречных... Ничто не шевелится в темном воздухе, не издает ни звука, и только слышно, как стучит возок о мерзлую землю да, когда закуриваешь папиросу, около дороги с шумом вспархивают разбуженные огнем две-три утки...

Подъезжаем к реке. Надо переправляться на ту сторону на пароме. На берегу ни души.

– Уплыли на ту сторону, язви их душу! – говорит возница. – Давай, ваше благородие, реветь.

Кричать от боли, плакать, звать на помощь, вообще звать – здесь значит РЕВЕТЬ , и потому в Сибири РЕВУТ не только медведи, но и воробьи и мыши. "Попалась Кошке – и РЕВЁТ", – говорят ЗДЕСЬ про Мышь. ... "

Начинаем реветь. Река широкая, в потемках не видно того берега... От речной сырости стынут ноги, потом всё тело... Ревем мы полчаса, час, а парома всё нет. Надоедают скоро и вода, и звезды, которыми усыпано небо, и эта тяжелая, гробовая тишина» (Чехов).

----------- ----------- ----------

Опять же, - катта рахмат.

333654  2016-02-05 20:48:11
Александр Покрышкин
- Г-н Лисинкер, не поддавайтесь на провокации графомана. Воложин не заслужил внимания психиатров, но надеется на Ваше.

30.01.2016
18:24

Жаль, что не принят термин околоискусство.

    На днях мне предложили пройти тест (http://www.colta.ru/articles/club/6844#question), насколько я понимаю современное искусство. Предложивший тест не прошёл, а я прошёл: “Похоже, что вы . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100