Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
23.11.2024 |
Филологический восторг
Я прочитал рассказ Чехова “Толстый и тонкий” (1883) по наводке теоретика Шмида, самого Шмида не читая, и ничего в рассказе не понял. Вернее, не увидел, как тут можно вывести всегдашнее ницшеанство чеховское, как подсознательный идеал, всегда его вдохновлявший. Это метафизическое иномирие, в котором всё-всё-всё не так, как в Этом (проклятом) мире. В своём воинствующем русском национализме мне б хотелось, чтоб ницшеанство называлось чеховизмом. Ницше всё-таки, будучи философом, осознавал свой идеал и произведения искусства творил как прикладные, выражающие то, что уже сформировалось в его уме. Против законов
Потрясающая новизна обеспечивала этим творениям статус, кажущийся искусством неприкладным, рождённым подсознательным идеалом. Чехов же творил подряд произведения неприкладного искусства, а метафизическое иномирие так и не проникло в его сознание никогда. И по хорошему надо бы в области искусства называть это иномирие чеховизмом. Да, вот Ницше на 10 лет раньше стал писать… Смешно, что и через полтора века многие и многие Чехова ницшеанцем не понимают. Даже этот Шмид. То, невременно`е и непричинное, что связывает у Чехова слова в последовательность, например, повторение фразы: "были приятно ошеломлены”, - в рассказе “Толстый и тонкий” 2 раза (второй раз это последние слова рассказа), Шмид называет эквивалентностью. А это замутняет. Я б назвал странностью как знаком наличия подсознательного идеала (не важно, какого). Первый раз процитированные слова были в связи с равенством (друзья детства) встретившихся многие годы спустя двух человек, второй раз – в связи осознанием ими, казалось бы, категорического неравенства. Толстому в конце "просто неприятно видеть Порфирия, принадлежащего некоторым образом к его миру, в таком унижении. Успокаивая тонкого и принимая подчиненного как равнозначного (“Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства”), он только защищает свое собственное достоинство. Но он, пожалуй, не забывает, что уже в прошлом ситуационное сходство школьников не стирало контраста их социальных ролей, обозначенных архетипичными прозвищами” (Шмид. https://litmir.club/br/?b=585135&p=50 ). (А прозвища у обоих были отрицательного свойства: Герострат и Эфиальт, разрушитель и предатель. И они одинаково гадкими оказываются в конце.) Тонкому в конце тоже неприятно, что толстый так его обогнал в карьере, но – верный своей вечной подлости – тонкий натягивает на себя мину приятного ошеломления. Итого – Этот мир есть мерзейший. Настолько, что бежать из него остаётся только в метафизическое иномирие. Без Шмида я б до этого не додумался. 22 августа 2023 г.
|
||
21.11.2024 |
Почему у Решетникова в картине «Опять двойка» стены синие
|
||
19.11.2024 |
|
||
16.11.2024 |
Проследим за логикой искусствоведа
|
||
14.11.2024 |
|
||
08.11.2024 |
Наверно, не попала под репрессии картина
|
||
07.11.2024 |
|
||
06.11.2024 |
|
||
04.11.2024 |
|
||
02.11.2024 |
Терпит ли крах моя угадка, что антисоветизм – та точка,из которой произросли теперешние предатели
|
||
01.11.2024 |
Совсем уж недостойное поведение Городницого в 2016 году
|
||
29.10.2024 |
Не о чём писать, вот и пишу о Чехове, хоть полсотни раз о нём уже писал
|
||
28.10.2024 |
|
||
28.10.2024 |
Вух, как меня подкузьмил один с предательством Городницкого!
|
||
19.10.2024 |
С точки зрения имеющего политический темперамент
|
||
16.10.2024 |
Но до чего доходит изворотливость у искусствоведов!
|
||
14.10.2024 |
|
||
11.10.2024 |
|
||
02.10.2024 |
Ну как это назвать? Крохоборством?
|
||
30.09.2024 |
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"