TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


31.08.2024
15:04

Поздравьте меня: я наткнулся на привлечение Выготского при обсуждении произведения искусства

      Те, кто меня много читал, знают, что я сам дзен-канал устроил для пропаганды теории художественности по Выготскому, которую практически никто из учёных не . . .

29.08.2024
17:30

Заблуждение всемирно-исторического масштаба

    Оно произошло в области границы 19 и 20 столетий. И не осознанно до сих пор. Не осознанно из-за того, что наука об искусстве не приняла в работу теорию . . .

28.08.2024
08:35

Сентиментальный фашизм-футуризм

    У меня однажды родилась мысль, и я не хочу от неё отказываться. Она базируется на отрывке из “Войны и мира”, как толпа в Москве, подлежащей сдаче Наполеону без . . .

27.08.2024
20:30

Что такое трудное чтение

    Это когда простота фраз кажущаяся, ибо требует для понимания "сложнейших подразумеваний, богатства внетекстовых культурных связей” (Лотман . . .

26.08.2024
19:15

Абстрореализм

    Когда-то, когда-то я, бывало, натыкался на живописное произведение (обязательно это бывало на выставках и чаще всего – одно на всю выставку), оно во мне порождало . . .

25.08.2024
22:15

Какие чудеса творит любовь…

    20 лет и 20 дней прошло со дня смерти моей жены, Наташи. А на меня вчера накатило пленительное чувство активной любви к ней. Отчего? Просто оттого, что в дзен-ленте . . .

24.08.2024
17:40

Почему поэтически* не сфальшивил Городницкий

    Я хочу поговорить о мощном проукраинском видео “Александр Городницкий. Часть 3. Война” Как видите, на заставке Украина с Крымом, с Донбассом, Запорожьем и . . .

23.08.2024
09:44

Бзик

    Из-за одного экстравагантно себя ведущего комментатора я чуть было не впал в натяжку относительно художника Виктора Попкова. Он мне сумел внушить, что вот в этой . . .

22.08.2024
10:56

Невысоцкий

    "Эти люди поставили перед собой задачу уничтожить свою страну и делали это не просто осознанно, но и с энергией, азартом и изобретательностью. Вы понимаете, что . . .

21.08.2024
12:45

Почему я не читаю «1984» Оруэлла

    Кто меня читал больше обычного, знает, что моё амплуа: переводить подсознательный идеал автора произведения (я такое обязательно называю художественным) в слова. . . .

20.08.2024
22:10

Смирение и смирение

    Мне нравится страшно актуальное теперь высказывание об одном стихотворении и заодно о “Возмездии” (1910-1921) Блока: "…показывает глубину его готовности любить . . .

19.08.2024
15:38

Второе продолжение претензий к Прилепину

    Вообще-то я усомнился, стоит ли продолжать критиковать Прилепина. Он не выдвигает нового положения, а муссирует одно и то же, начальное, что Есенин сатанист: не . . .

18.08.2024
10:58

Продолжение попрёков Прилепину

    Потрясши щеками, как от дурного сна, приступаю я к продолжению слушания видео Прилепина “Уроки русского” по поводу Есенина. Должен отдать должное Прилепину. Он . . .

17.08.2024
18:51

Ну что: давно я не ругал Прилепина?

    За темноту духовную. За отсутствие вкуса, не чующего – в этот заход – что не смерть была идеалом Есенина, а то недостижимое благое для всех сверхбудущее (Есенин . . .

15.08.2024
14:16

Кто: я! – против кого? – Дугина

    Отвергая глобализцию как западный цивилизационный проект, Дугин подменил схему на схему и исключил науку из общечеловеческих ценностей. Что просто страшно . . .

13.08.2024
14:15

Ну кому это нужно?

    Я сегодня как-то особенно остро чувствую никчемность своей деятельности: просвещение тёмных – относительно живописи, в первую очередь. Когда-то, в первый, . . .

12.08.2024
09:48

Надо, надо, надо нам, ребята, жизнь красивую прожить, тра-та-та

    Я в своей насмешке пляшу от таких слов: "Вместо замкнутых одноэпизодных картин художники разрабатывали живописные композиции, в которых сочетаются . . .

11.08.2024
19:53

Мне остаётся только горько плакать, фигурально выражаясь

    Читатель! Вы имеете перед собой трагикомическую личность – меня, самодеятельного критика. Я самообразовался и стал кем-то читаемым в эру интернета. На меня даже, . . .

09.08.2024
18:17

Поэт-сатанитст Дмитро Корчинский

    Бог шельму метит Надо же… “Опять встретились”. Заочно, конечно. По ТВ. Первый раз во время какой-то из чеченских войн. Одесское ТВ транслировало его призыв к . . .

07.08.2024
13:10

Стыдно до слёз

     

    А тот, кто читает меня не первый день, будет смеяться. Он помнит, какие пафосные речи я закатывал во славу художественности по Выготскому, про которую все художники инстинктивно догадываются, а все теоретики искусства, критики и т.д. в упор не хотят ею пользоваться. Этакий Всемирный Заговор…

    Я не сразу дошёл до таких острых филиппик.

    Для меня это было такое большое откровение (шутка сказать: то, что видят наши глаза не есть то, что хотел нам “сказать” автор), что я при каждой встрече с таким произведением как праздник справлял.

    Сам Выготский (в 1925 году он это открыл, в диссертации), что б не загудеть с работы или ещё куда подальше, публиковать вещь не стал. Её опубликовали в 1965 году, но – всё равно, что и не опубликовали: применять никто не стал. Мера массовой подлости учёных, кто книгу прочёл, не поддаётся моему объяснению (но я простец, и этим всё сказано).

    Я сперва стеснялся лапидарности её пересказа. Надувал щёки. Потом позволил себе…

    Теория состоит из двух предложений.

    Первое – такое: применение противоречий.

    В обычной выразительности, образной, этого нет. Там ЧЕМ-ТО выражается ЧТО-ТО. (ЧЕМ-ТО и ЧТО-ТО не одинаковости, конечно, но и не противоречия.)

    А в катарсической выразительности противоречия есть (Стрекоза и Муравей).

    В тексте Выгосткого приводятся чувства гимназистов царской гимназии Крыловского времени, так сравнения были не в мою пользу: я был начисто лишён художественного вкуса. Я был зол на Стрекозу за тунеядство. Советский мальчик послевоенный. А дворянчики – метались.

    Хочется перейти ко второй части предложения, описывающего теорию. Но подожду.

    Выготский сам его выдал в особой части книги.

    Дело в то, что, пока он козырял первой частью, он оставался в пределах материализма и психологии как естественной науки. Даже ЧЕМ ЧТО, выходя уже в литературоведение, всё ещё это оставалось материалистичной наукой при поисках, каким ЧЕМ, какие ЧТО соответствуют (это элементы духа времени создания – конец Просвещения для “Стрекозы и Муравья”). Текстовые противоречия рождали духовные противочувствия. И они были оба одинаково хороши! Красота и Польза!

    Надо иметь вкус хоть бы в чутье одинаковости (я-пацан вкуса не имел, а дворянчики начала 19 века имели.).

    А во второй части закона Выготского формула его переходит в идеализм!

    Противочувствия сталкиваются в душе воспрпиемника и порождают третье переживание, почти всё для воспрпиемника подсознательное. Сознанию не данное. Разве что какое-то тёмное возбуждение или плач.

    Мне как толкователю, обязанному это перевести в слова, такое даётся уже за пределами акта восприятия искусства. И – озарением.

    Никакая логика не связывает посылки со следствием. И никакие физические процессы этому акту не соответствуют. (То же происходит и при сочинении у автора. Подсознания его и моё приходят в контакт. Вкус – торжествует свою победу.)

    Содержательно это третье переживание было поворотом духа времени с Просвещения и романтизма к реализму.

    То есть я, может, и врал про “никакие физические процессы”.

    Вы, читатель, может, тут чувствуете, что я становлюсь слишком независимой величиной для власти, не такой вострой, как я. И что стоит теорию зажать.

    Я же неосторожно свои занятия продолжал, и довёл до банальности.

    Понимаете… Сперва эта деятельность представлялась тончайшей и одухотворённой. Не описать моих радостей при удачах, и бессонниц при неудачах.

    А вот я посмотрел фильм Андрея Козлова “Письмо на фронт” (2020), особенный успех в 2023-м.

    И. Как мне ни стыдно… Но он вполне укладывается в схему. Мне оказалось достаточным чуть-чуть подумать и тут же объяснилось, как попала мистика в современный фильм.

    Думал я, правда, после просмотра, и хоть тем себя обелил. Ибо, пока смотрел, непрерывно плакал от столкновения противочувствий: какие хорошие мальчики были в 1943 и какие плохие – теперь. Теперь они занимаются киносъёмками пранкерами. Снимают, как неожиданно стаскивают штаны с человека в людном месте и т.п. Хулиганство. Сесть можно.

    Был единственный вариант для случаев ужасов, мистики. Это христианоподобный идеал благого для всех свехбудущего. Во времена Шекспира тёмным ужасом, надвигавшимся на планету был капитализм, таким словом ещё не называвшийся. Он шёл со страшным развратом. И без мистики было не спастись, казалось. И этот идеостиль маньеризм. Вот то же в подсознании Козлова, подумалось. Приходит посткапитализм.

    И стало стыдно: начётник же? (Типов же подсознательных идеалов только 6. Легко подобрать подходящий.)

    Плакал – ещё стыднее (тогда, правда, ещё не подобрал).

    Козлову скажут про посткапитализм – он обхохочется.

    Что я пропагандирую?...

    30 июня 2023 г.

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100