TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.11.2022
21:48

Я чего-то всё-таки не понимаю с искусствоведением

    Почему в искусствоведении возможен такой раздрай? Лекцию Аленова о концептуализме (жаль, сослаться не могу – адрес уже не открывается) я послушал в 2018 году. В . . .

11.11.2022
09:35

Зачем я пишу об уже не раз разбиравшемся мною художнике

    Во-первых, нет полной гарантии, что все прошлые разы не были заблуждением. Сложным таким заблуждением, раз в столь многих его произведениях всё сходилось в одну . . .

10.11.2022
20:47

«Соцреализм» и соцреализм

    Я в детстве рисовал. Потом бросил. После технического вуза, чтоб убить свободное время, пошёл было в изостудию. И чувствовал, как буквально ежедневно . . .

09.11.2022
16:36

И опять о Дюшане

    Я вывел сверхисторический оптимизм (в виде коммунизма) в качестве подсознательного идеала Дюшана только на том основании, что очень уж этот художник гневался на . . .

08.11.2022
14:15

Как был не сброшен Пушкин с парохода современности

    Начну, как почти всегда, с себя. – Почему меня прямо-таки отвращала любая карточная игра, и чем азартнее, тем больше? – Думаю, от дальних следствий того, что . . .

07.11.2022
18:43

Каюсь

    Каюсь Чёрт меня попутал… Начав более 60 лет тому назад с простого коллекционирования толкований искусство- и литературоведами произведений искусства через . . .

06.11.2022
10:42

Какая ещё одна странность у Джотто указывает на его подсознательный идеал

    Подсознательным идеалом Джотто было соединение несоединимого: высокого и низкого (см. тут, тут). Любой подсознательный идеал выдаётся странностями для времени . . .

04.11.2022
21:38

Господи! Помоги.

    Проблема ещё и в том, что я атеист. И мне даже некак взмолиться, если хочется. Как атеист я вполне могу и не то сказать… Мне иной раз кажется, что я похож на . . .

03.11.2022
16:36

Магия искусства

    Это началось на “Вечере с Владимиром Соловьёвым”. Маргарита Симоньян прочла двустишие: напиши про любовь, не пиши про печаль, напиши, что я взял Мариуполь. Я . . .

02.11.2022
11:30

Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат

    Война с неизбежностью способствует формированию политической (не этнической) нации украинцев. Приближение к войне – тоже. Это знал националист Корчинский, ещё в . . .

01.11.2022
09:29

Вот что это такое?

    Беру и стенографирую свои действия и мысли. Ну не без того, чтоб по памяти написать самое первое, что было, – я ж не знал сначала, что захочется стенографировать. Я . . .

31.10.2022
21:26

Трактует произведения очень странно

    Это “фэ” мне в финале статьи о картинах Шебеко одной мадам, находящей оправданное удовольствие в том, чтоб из красивых картиночных и позитивных словесных . . .

28.10.2022
13:39

Чувствую, что получил щелчок по носу, а в чём он – не понимаю

    Всё – из-за метаний моих по формулам коммунизма. Мне кажется, что они скрыто влияют на подсознательные идеалы художников во времена перемен. Сейчас я посмотрел . . .

26.10.2022
10:25

Обязаловка

    Может ли быть моему читателю интересно то, про что я вменил себе в обязанность писать? Вменил. Не, как обычно: что-то забрезжило – и я бросаюсь фиксировать . . .

25.10.2022
19:17

Небывальщина

    Словами можно всё испортить… И я что-то побаиваюсь начинать говорить про живопись… Визбора. (Да-да! Он, оказывается, ещё и рисовал.) Очень лично мне дорого это имя . . .

19.10.2022
16:16

Яндыганов – звенеть этой фамилии

    Почему? Потому что он продолжил живопись подсознательно недовольных судьбой России в 21 веке. Он продолжатель тех подсознательно недовольных судьбой СССР, . . .

17.10.2022
14:10

Страдания по родине

     

    Начать мне хочется совсем с другого страдания. Я как-то так устроен, что область знания у меня должна быть систематизирована. Вот когда я работал, у меня на столе был хаос. Я, правда, знал, где что лежит. Но. Материальный хаос был. В моей работе было очень мало творчества, и тот хаос, наверно, был какой-то компенсацией океану стандартизации, в котором тонуло проектирование радиоизмерительных приборов. На аттестации, помню, я хвастался, что конструирование представляю себе как своеобразный гигантский слалом, где столбики, которые надо не сбить, это всякие правила. И мне доставляет особенное удовольствие ни одного столбика не сбить. – Царство Порядка.

    А в самодеятельном своём искусствоведении, наоборот, я сдерживаю себя от излишнего регламентирования. И у меня сплошь и рядом отклонения от правил, которые я сам себе выбрал среди известных мне правил. Какие – выбрал без изменения, какие – сам сочинил, изменяя известные.

    Ну и страдаю от непоследовательности.

    Как в той песне о родине… С чего начинается родина? И дальше сплошь вопросительные знаки.

    Одно из сомнительнейших правил – что идеалы у творцов искусства бывают естественные и искусственные. Естественные – подсознательные, искусственные – осознаваемые. Естественных (типов идеалов) очень мало и все они превращаются один в другого по кругу от коллективизма к индивидуализму и от индивидуализма к коллективизму. Эти два в борении породили – синхронно – и человека и искусство. В малых коллективах. А искусственных идеалов бесконечно много, и там организации никакой нет. Ну и естественные, становясь осознаваемыми, пополняют число искусственных.

    Пока естественные естественны их взаимопревращения ловко рассматривать как точки на бесконечной синусоиде. С инерционными вылетами сверхвверх и субвниз на перегибах синусоиды. (Верх – коллективизм, низ – индивидуализм.) Показательный цикл идеостилей – около Возрождения: Раннее (внизу), Высокое, Позднее (вверху), Барокко, с вылетом субвниз после Раннего в так называемую Лосевым обратную сторону титанизма и с вылетом сверхвверх после Позднего в маньеризм. В Италии того времени процветали малые коллективы, города-государства, рождалось предпринимательство. Вот в Италии естественные (подсознательные) идеалы и свирепствовали. Тогда как в империях вокруг драчка шла вокруг идеалов сознания – что лучше: папство или империя.

    Так мука моя – относится ли идеал традиционализма к естественным идеалам. А если относится, то к какому типу из перечисленных шести в показательном (около Возрождения) цикле.

    Ну и имеется в виду, что показательный цикл в веках повторяется.

    Я уже застукал себя отнёсшим “Беловежскую пущу” Пахмутовой (см. тут) к типу Высокого Возрождения, Бритова (см. тут) – к обратной стороне титанизма, а Стожарова (см. тут) – к типу Позднего Возрождения.

    А сейчас я не смог пройти мимо такой картины Стожарова:

    Стожаров. Псков. Покровская церковь и Покровская башня. 1969. Холст, масло.

    Груди тесно, дыхание спёрло… – Родина!

    Чую – в траве дело и в облаках. Я 40 лет прожил в километрах 350 южнее Пскова. – Тот же угол солнца днём летом. И такая же неожиданная бурьян-трава в центре города.

    Это гуглоснимок места, где я жил. Видите слева обрыв тротуара? Там был въезд во двор бани, закрытый воротами с металлическими прутьями. Ворота вечером запирались на висячий замок. Два центральных прута были раздвинуты. Можно было там протиснуться и со двора выйти на улицу, если ворота были заперты. На это я и рассчитывал раз. Мне надо было вернуть одолженный стабилизатор напряжения в дом, что от этого места метрах в ста левее. Ко мне пришёл товарищ по убиванию времени. И я позвал его с собой относить стабилизатор. И повёл через двор бани. Было уже поздно. Баня была закрыта. Товарищ пробурчал, что надо идти не дворами, а по улице, как порядочные люди. Но я его высмеял. На что мне он ответил смехом, когда мы наткнулись на запертые ворота. Он был намного мельче, чем я, и я ему предложил первому лезть между прутьями. Он ругнулся и вылез на улицу. Я передал ему стабилизатор и тоже полез. И застрял, слишком просев в клине от раздвинутых прутьев. Товарищ принялся надо мной мстительно смеяться. А в это время мимо по тротуару (справа налево) проходил майор милиции. И там было довольно темно. И он решил, что мы воры. В общем, он нас задержал. Мы не сопротивлялись, только ехидничали, что ему придётся перед нами извиняться. Я предложил ему пройти в дом, куда я нёс стабилизатор, и там спросить, что и кому мы несём. Но это его как-то оскорбляло. А по дороге были ворота въезда в хлебопекарню со строжкой, сторожем и телефоном. Он оттуда позвонил в милицию, представился и приказал выслать группу захвата к воротам хлебозавода по поводу хищения социалистической собственности. Машина очень быстро приехала. Майор нас передал оперативникам, и те, попробовав заломить нам руки, чего мы избегли, втолкнули нас в воронок. И мы с майором расстались. Извиняться перед нами пришлось дежурному по части.

    Вот. На что ни пойдёшь, если не умеешь анализировать произведение художника.

    Мне выть от счастья хочется, глядя на этот затёрханный уголок Пскова.

    Я уже 19 лет живу в Израиле и не имею возможности вернуться на родину. А моя родина – Советский Союз. Иногда накатывает приступ ностальгии, но вообще уже привык. Помню, через год или два тут жизни, увидев по телевизору какой-то клок травы где-то на улице в России, у меня глаза стали на мокром месте. Люди тамошние могли взять и сесть на ту траву!.. – А тут такого нет. Тут трава или декоративная, какую на стадионах сажают, или дикая, на какую сесть невозможно, ибо она ростом в человеческий рост. А нормально, чтоб вокруг дерева, скажем, ничто не росло. Пустыня. Само дерево выросло потому, что окружено трубкой, через дырки в которой два раза в сутки реле включает напор воды, и происходит капельное орошение дерева. А солнце… Угол его над горизонтом днём… – Из дому просто нельзя выйти – такая жара и духота. – Я теперь уже месяцами летом не выхожу на улицу.

    Но анализ, анализ где?!.

    "Композиционные элементы сурового стиля (фронтальное предстояние, контрастность силуэтов, низкая точка зрения, монументальность образов)… художник поднимается на уровень философского размышления о трагичности человеческого бытия” (Байгузина).

    Я привык ругаться на искусствоведов за безответственное словоблудие… А эта Байгузина какая-то молодец… Точно-точно подходят эти слова к картине, мимо которой я не смог пройти, не умея двух слов связать, что меня загипнотизировало. Только и смог из себя выдавить слово “затёрханный”.

    Плохая побелка церкви меня пронзила? Или облезлые стены башни?

    Церковь как институт была в забитом состоянии в 1969 году. Как и в принципе провинция в СССР. Как особенно нечернозёмная часть России.

    И всё это мужественно терпелось. Как стоически выглядят эти заброшенные вниманием церковь и башня.

    А глянуть, как сейчас они выглядят…

    Это фото 1977 года. Побелка церкви уже хорошая. Башня не осыпается. Трава подстриженная, не клочьями. "…после падения Хрущева прямые преследования Церкви прекратились” (http://www.odinblago.ru/istoriya_rpc/pospelovskiy/13/). Статистика подтверждает. Растёт процент крестившихся по отношению к числу родившихся. Во 2-й половине 1970-х гг. наблюдается некоторый рост числа священнослужителей по стране. В целом религиозную политику при Л.И. Брежневе можно охарактеризовать как противоречивую.

    В общем, образ мужественного терпения однобокого какого-то, чужого, потребительского курса страны в 60-е годы дал Стожаров уже одной темой. А всё, отмеченное Байгузиной, подтверждало.

    Но! Облака-то, солнечный свет – безоглядная радость. Я из-за этого-то и зацепился за картину. Облака противоречат тяжести сурового стиля. Я должен вернуться к прежнему моему отнесению Стожарова к детскому оптимизму, которым наделён идеал трагического героизма, когда его представителей охватывает телячья радость наперекор всему. Как “вот-вот и взойдёт” Высоцкого.

    .

    Однажды (тут) мне пришлось удостовериться, что сентиментализм обегает весь цикл синусоиды идеалов. Не то же ли самое с традиционализмом.

    2 июля 2022 г.

16.10.2022
15:26

Интимность

    Невозможно не восхититься тонкости оценки живописи как таковой у Эжена Фромантена в его книге “Старые мастера”. Предположим, он говорит о Делакруа: . . .

15.10.2022
18:53

Проклятье формализма

    Один многозначительный разговор: Художник: “Я всегда думал: что мне не нравится в Саврасове, в его грачах? Вроде бы детали великолепно прописаны. А оказывается, . . .

13.10.2022
09:28

Честность и нечестность

    В чём нравственная вина многих и многих искусствоведов, получивших специальное образование и не получивших его, а подумавших, что можно получившим как-то . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100