TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.09.2022
19:52

Что такое ломография, или Как австрийцы Путина развели на патриотизм

    Это было, когда Путин при Собчаке работал в Питере по каким-то связям с заграницей. Но сначала немного теории. Прочтя “Психологию искусства” Выготского, когда она . . .

25.09.2022
09:41

Вечная тоска

    У меня был один почитатель… Говорил, что все знакомства его – так, пустяк, и только со мной это что-то особенное. По несчастью, я уехал из того города. А когда через . . .

24.09.2022
21:19

Иногда я себя ненавижу

    За вмешательство в смотрение произведений изобразительного искусства своими словами. Когда хочется на пейзаж, скажем, смотреть и молчать от удовольствия . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

22.09.2022
21:11

Ненавистный биографизм

    С тех пор, как я стал персоной нон грата в одном журнале, где меня привечали, я стал оголтелым. Выгнала меня редактриса, имевшая образование психолога. Формально . . .

21.09.2022
17:36

Причина заморочки со спиралью в живописи

    Сперва художников просто считали общающихся с . . .

19.09.2022
12:31

Эмпиреи

    Предположим, что Луначарский прав (самому мне судить не пристало, я музыкально не образован), и целью Мусоргского было: "…величие содержания, глубина . . .

18.09.2022
15:35

Хочется жаловаться, жаловаться и жаловаться

    И в процессе этих жалоб посеять некоторые намёки, если случится на них набрести. Жаловаться хочется на столь многое, что а растерянности я: с чего начать. И стыдно . . .

17.09.2022
21:47

Мимо этого нельзя пройти

    Скульптор Гликман "постоянно имел официальные заказы, рассматривая профессию как средство честного заработка” (Мамонова). А душу отводил в живописи. И . . .

16.09.2022
15:14

Так называемый социализм, зачем, если его, оказывается, ТАК трудно построить?!.

    30 мая художнику Павлу Никонову исполнилось 92 года! Потому мелькнуло в ТВ его имя. А я, оказывается, ещё 6 лет назад с ним “встречался". Его идеал, - думаю, он . . .

14.09.2022
20:06

Смелого пуля боится

    Продолжаю чтение журнала "Новое искусствознание” № 19. Будеева. “Городской пейзаж в ксилографиях ленинградских мастеров 1960-х –1970-х годов. Традиции и новаторство”. По-прежнему выходов к мироотношению художников – нет. Попробую восполнить. Ухватываюсь за такие слова о таком произведении:

    Тамбовцев. Пикалов мост. 1974.

    "Исследователи отмечают, что подчеркнутая материальность среды, предметность архитектурного мира напоминают гравюры В. А. Фаворского 1920-х гг.”.

    Со ссылкой, что это мнение Мямлина.

    А мне открылось, что Фаворский сделал революцию в ксилографии: фон – чёрный, штрихи – белые. И для чего? – Для красоты, которая подвластна Злу*. Что плохо. Как плохо то, что в СССР явно строят не социализм с курсом на превалирование самоуправления над потакающим государством вплоть до исчезновения этого государства, что означит наступление коммунизма. Никакого подсознательного идеала. Всё осознано. Но артистизм берёт своё, и – перед нами контрасты.

    "Он [Тамбовцев] передает их с намеренным подчеркиванием объема и пространства, с большим вниманием к выявлению специфики графического листа. В ксилографии “Пикалов мост” (1974) темные, сочные пятна контрастируют с белизной бумаги, оставленной нетронутой штихелем вокруг человеческих фигур и архитектурных деталей. Здесь геометрически строгая штриховка соседствует со свободно положенным белым штрихом”.

    Социализма в 1974-м так же не было, как и при Фаворском…

    Одна загвоздка – не 19-го ли века одежда на женщине?

    И шляпу мужскую соответствующую можно подыскать.

    Правда, фонарей таких не было в 19 веке.

    1908-1909.

    https://www.citywalls.ru/house15756.html?s=kdtgqhrsj3ptmoo2982525sge2

    А в 70-х годах они были точно такие.

    Что делать?

    Или ничего? И в 1977-м тоже в похожем на салоп ходили.

    https://www.sinref.ru/000_uchebniki/02600_kroika_i_shitio/109_osnovi_hudoj_konstruirovania_jenskoi_odejdi_chermnih_1977/119.htm

    Но меня как-то смутно бередит та смелость, с какой Тамбовцев обеспечил контраст "с белизной бумаги, оставленной нетронутой штихелем вокруг человеческих фигур и архитектурных деталей”. Да и не только. Он и часть мостовой оставил белой, и две части неба, слева и справа. – Неужели красота исчезнет, если эту белизну убрать?

    С грубой большой белизной гораздо красивее. Чёрное Зло эффектнее. Сладостнее ему отдаваться, раз недоволен серой действительностью, не тянущей на яркость.

    И. Тамбовцева понесло.

    Тамбовцев. Эрмитажный мостик. 1984.

    Тамбовцев. Новая Голландия. 1980-е годы.

    Тамбовцев. Стрелка Васильевского острова. 1989.

    9 июня 2022 г.

    *- Видимо, мысль автора столь глубока, что я ни черта не поняла.

    - Грешен. Мысль действительно глубока, но тут не обоснована, и я решил её не прояснять. Она просто заявлена: “Для красоты, которая подвластна Злу”. Подробно она развита тут, опираясь на слова Коржавина об акмеизме:

    "К тому времени,- пишет Коржавин,- часть публики [часть!] начала терять интерес к политике - тот “политический мистицизм”... который до этого был основой духовной жизни почти всей русской интеллигенции; идея светлого будущего мало-помалу обнаруживала свою скудость. А раз так - захотелось счастливого настоящего, да такого, которое было бы способно наполнить жизнь не меньше, чем отмененное царство справедливости. Престижность героизма и жертвенности кое-где [кое-где!] сменилась престижностью изысканного вкуса, культом красоты и изящества, богатства страстей и душевной сложности”

    Я там довёл акмеизм до вида ницшеанства. А то – от большого разочарование в Этом мире.

    В статье о Фаворском, на которую я сослался, я вывел, что глубоким творцом он не был, но великим артистом – был. Из-за чего применял противоречия. Да ещё и был разочарован советской властью. И – всё вместе – боготворил красоту (которая часто сияет с помощью противоречия).

    Тамбовцев же не только воспользовался упоминавшимся открытием Фаворского в графике, но и переплюнул его в этом нахальном применении белого.

    Вот. Такой пропуск я допустил.

    Грешен. Мне важно было продемонстрировать, что я – в пику формалистам – до мироотношения авторов дохожу. А это я сделал.

    11.06.2022.

     

13.09.2022
17:55

Художник Мыльников и современность

    Вот цитируются слова Мыльникова: ""Историческая картина меняет свои формы, но обязательно должна соответствовать мыслям и чувствам, задачам нашего времени. . . .

11.09.2022
16:02

Подозрение

    Все знают, что заоблачный символизм явился реакцией на трезвый, мол, натурализм в 19 веке. А всё периодично. Мечтательная заоблачность надоела. Улетать из . . .

04.09.2022
14:05

В Советском Союзе секса не было

    Каюсь, я статью искусствоведа Кудреватого о художнике Мыльникове использую, в частности, как источник названий его произведений. Искусствовед их распределяет . . .

03.09.2022
19:00

Упрёки формалисту

    Я дочитал у Кудреватого до второго, не лирического, как он классифицирует, типа пейзажей Мыльникова – до напряжённого. Интересно, что там мне откроется. Пока я . . .

02.09.2022
13:58

223-я годовщина рождения Пушкина

    Завтра. Хорошо б сегодня что-то к годовщине написать. – Только что по каналу “Культура” посмотрел телеспектакль Масленникова 1982 года “Пиковая дама”. – Зачем . . .

01.09.2022
21:10

Логика – сила

    Я прочёл спор Репина и Крамского о натуралисте Фортуни и задумался. Я вот всё сожалею, что, низкое происхождение и жизнь в провинции обеспечили мне в детстве . . .

31.08.2022
12:25

Пас

    Когда я много-много лет назад принялся за самообразование по искусствоведению, у меня была повышенная внимательность к названиям элементов произведений . . .

30.08.2022
10:20

Гребенщиков и статья 275 УК РФ. Государственная измена

    "Государственная измена, то есть <…> оказание финансовой <…> помощи иностранному государству <…> в деятельности, направленной против безопасности . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100